Главная Карта сайта
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Наше Наследие Исследователи природы Полевые рецепты Архитектура Космос

Горизонт | Аномальные явления | Духи Эвенкии

Те впечатления которые я опишу в своём рассказе были написанны сразу по приезду в Новосибирск. Ничего не менял, за ранее прошу прощения за стиль и орфографию. Три месяца общаясь с якутами и не того наберёшся. Есть видео и фотографии некоторых событий которые я опишу. И вот собственно рассказ.

Далее пойдут несколько историй случившихся со мной на севере.

Духи Эвенкии.

Как то в тайге за полярным кругом поехал на рыбалку, на окуневые места. Хотя там ловится и щука, а выше по течению на перекатах можно поймать хариуса. Ну не просто поехали как обычно, а взяли с собой приезжих студентов.

Надо сказать, что деревня где мы жили находится в 600 км от населенного пункта где вообще есть легковые автомашины... Добраться до нас можно было только на вертолете и только если погода летная. А зимой по зимнику...

Помню местный как то сказал такую фразу которой можно характеризовать в какой глуши мы были.

... "вы к нам приезжаете как будто попадаете в прошлое, а мы к вам как в будущие"...

Местное население в основном якуты, в общем, население 670 человек. Электричество в деревне поступает от постоянно работающих дизельных генераторов...

Но история не об этом. Сильны традиции предков в той деревне, хоть последний шаман давно ушел в мир духов.

Перед тем как пойти на охоту или просто поехать в тайгу принято бросить подарок духам или озеру. И вот поехали мы за 7 километров от деревне вверх по реке Сигмоян, нам надо было недоезжая перекатов найти ручей соединяющий речку и озеро. Высадится и идти вдоль ручья метров триста пядьесят по тайге. Кроме зайчих и одного заблудшего оленя следов больше не было, хотя я точно знал что тут есть волк.

Ружье мы не стали брать нас было пятеро и боятся было нечего... Закинули пару раз спиннинг и ничего, странно думаю... в прошлый раз как не закинешь так окунь, а тут раз и нету. И я вдруг понимаю, что подарок та мы не кинули... Долго не думая достаю из пачки сигарету, что то прошептал, какое то обращение к духам, сейчас уже не вспомню и кинул сигарету в озеро.

Забрасываю спиннинг и тут зацеп, я подергал в роде отцепилось, ну думаю блесна за траву зацепилась. Так и есть вытаскиваю пучок травы. Достал его и полез отцеплять как тут спиннинг ломается почти пополам и не на стыке, а посредине секции. Я в недоумении... Ладно думаю, выбросил сломанные секции перемотал блесну и снова закидываю. На этот раз улетела блесна. Я опять в недоумении или я блесна разучился цеплять?? В общем незаладилась рыбалка, спиннинг сломан, блесна потеряна, перед студентами не похвастался местом рыбным...

Не тот день видать...

Другой раз поехал в тайгу помочь местному с избушкой, да брусники собрать, утку стрельнуть... Зачем ещё едут в тайгу?! Доплываем мы за двадцать километров по озеру до места и ещё полкилометра по тайге к избушке.

Там должны нас встретить двое помощников, которых Руслан увез за день до этого. Заходим в домик, а там пусто. Нету их, видать ушли к соседям за два километра в тайгу. Там оленей в это время пасли.

Только разлили чай по кружкам как слышим голоса. Непонятный разговор, но голоса близко. Думаем они возвращаются, сидим дальше. Проходит время никто незаходит и тишина. Уже возникло ощущение странности происходящего. Тут опять послышались голоса... Руслан вышел на улицу и я следом огляделись... никого нет.

Он покричал по Якутске и по-русски, но ни кто неотозвался. Я же залез на лестницу присланненую к стене так что на половину тела я возвышался над крышей. Оглядел тайгу -никого нет. Только что то мелькнуло бесформенное с подветренной стороны.

Я в уме прикинул, откуда могли идти голоса. Когда сидели в избушке направление голосов мы поняли сразу. Это справа от входа. Но тут я понял что немогли мы слышать с того направления... ветер как раз туда и дует, а значит, голоса шли с левой стороны. Это возможно... Другое дело что тайга в заполярье редкая, мы бы всеравно увидели говоривших, даже если они убегали от нас.

Допили мы чай и пошли обратно к лодке. Тут подплыли наши помощники с Христофором плавали, сети проверять. Руслан с ними пошли к избушке а я с Христофором поплыли к устью Сикосяна утку пострелять.

Ни одной утки я не взял к своему стыду, хотя их там было под сотню. А у меня всего четыре патрона и все мимо... Должен сказать что вернувшись к домику я сходил на то место где я посчитал могли быть говорящие и где что то мелькнуло в кустах. Следов людей не было покрасней мере свежих. Были зайчие и волчие.

Уже в деревне сидим, как то вечерком пьем чай с гостями. Как раз Гриша зашел на огонек. Гриша уважаемый в деревне человек, хороший охотник и мой друг. Рассказал я ему случай сo студентами и неудавшейся рыбалкой. На что он мне ответил, то что я никогда незабуду.

"Ты говорит правильно сделал, что кинул подарок. Его приняли. Лучше пусть блесна там останется, чем ты бы там остался" Вот таков был его ответ, искренней и настоящий. Чувствовалось что говорит он не о традиции, а о бытии. Правда как то естественно, привычно он был сказан. Тогда ты понимаешь, что находишься как бы в прошлом времени... Времени охотников и рыбаков живущих тайгой. За голоса он прямо и сказал смеясь... "да это духов вы слышали... Подарок кинул им?" Нет говорю, не до подарка было... "Зря, надо было кинуть. "

Другой местный, Федя, так и говорил, что меня пометили.

Что интересно после этих случаев мне начало везти... Как бы просто стал замечать, что обстоятельства складываются для меня более удачно скажем... чем ранее. В последнею ночь перед отлетом мне был сделан подарок. В час ночи проснулся и захотел покурить. Покурил и чета решил выйти воздухом подышать...

А понебу разливается северное сияние... Красивийшее явление. Тот кто не видел никогда непоймет и не почувствует глубину неба и плывущие по нему волны света. Как только я улетел небо затянуло тучами и все встало на свои места.

Призраки тайги.

Это рассказ дополняет первый о удивительном и непонятном, что может встретится в тайге. Итак несколько случаев случившихся в разное время и в разном месте в тайге.

Наступила суббота короткий рабочий день. Я с компанией хороших знакомых с моей бригады собрались на рыбалку на Сигмоян. Надо сказать что у нас каждая суббота был день когда мы уезжали с ночевкой на рыбалку. Была одна странность, в июлье месяце все выходные были дожди. Странность в том что всю неделю светило солнце и стояла ясная погода пока не наступала суббота... как по заказу каждую субботу воскресения погода портилась и шел дождь. Озеро на котором стоит деревня достаточно большое 20 км на 30км. Хоть и мелкое но все же опасное. В ветренную погоду мало кто отваживался куда то плыть. А у местных ходит такая фраза... "озеро все равно заберет свою дань человеческими жизнями''... Каждый год оно кого то забирает. В июлье помню утонул ребенок. Может быть действительно забрало...

Местные относятся к этому очень серезно. Я пытался понять этот феномен и вот к какому выводу пришел... С другой стороны озера разбросанно много кладбищь. Я представляю это на примере с обычной батарейкой. Два полюса плюс и минус. Ток -электрическая энергия течет от плюса к минусу... Если представить деревню как плюс, а кладбища на другой стороне озера как минус, то получается жизненная энергия утекает из деревни(плюс) по воде на кладбище(минус)... Клажбище минус т. е. отсутствие жизненной энергии, а вода отличный проводник информации! Вот такое объяснение я надумал и меня оно пока устраивает.

И вот в одну такую дождливую погоду выбрались мы на рыбалку. Плыть нужно было по реке поэтому волны нас небеспокоили. Взяли вина и пива с собой. а какой без этого отдых?! Приплыли до первого переката все насквозь промокшии но радостные что вырвались с надоевшего барака. Я взял спининг и пошел выше по течению до следующего переката, там была больше вероятность поймать хариуса. Ребята остались рыбачить там где причалили. Клева небыло, видимо из за погоды и я собрался возвращатся... Вдруг слышу кто то разговаривает в отдалении, но в противоположной стороне от места где остались парни. Я включаю мозг пытаясь понять кто здесь может быть в тайге в дождь и без лодки?? Вроде говорят не по якутски, тем более непонятно что и главное кто из русских здесь находится помимо нас. По сути я посчитал это невозможным. Я пошел обратно к своим, подходя ближе я понял что разговаривали парни оставшиеся возле лодки. Вот как тайга может пошутить с твоим слухом... После этого случая на свой слух в тайге я не мог положится. Потом были еще пару подобных искажений звука, но я уже получивший ценный жизненный опыт продумывал каждое свое решение. Оказывается вот так можно просто заблудится в тайге...

В тот же день возвращатся в деревню мы не стали, а решили заночивать в избушке на полуострове. К тому же алкоголь был еще недопит...

Особых странностей вроде незаметил, куда там нам было под градусом... велись жизненные беседы, о шаманах и местных повериях. Только вот Гриша постоянно говорил о двух бабах которые ходят где то рядом... И опять же паренек слышал как его кто то окрикнул... Можно конечно подумать что действительно кто то был рядом, какие нибудь бабы в дождь решили ягод пособирать... Но как участник той попойки уверен на все сто что кроме нас там никого небыло.

Метрах в 600 от избушки находилось кладбище...

Другой раз уже в солнечную погоду поплыли так же на рыбалку, только в другую сторону 30 км от деревни на речку Сикосян. С алкоголем в деревне было туго пришлось брать одну бутылку водки и пятьдесят баночек 8 градусного коктеля. Все таки у брата было день рождение... На четверых да на природе это же неочем... Гриша закодировался и не пил. Всего нас было пятеро.

Спустились мы вниз по течению до могилы шамана и расположились на берегу где нет травы. Напилили дров сварили суп с оленины засолили только что пойманых хариусов приговорили большую часть привезенного спиртного и дружно попадали спать прямо на землю.

Недалеко видели помет сохатого, значит медведь неподайдет, расслабились от души.

На утро... Помню долго не мог понять какое время суток. Полярный день был в полном разгаре и солнце светило 24 часа в сутки... Но скорее всего было утро. Пошел я вниз по течению надеясь найти заводь где может сидеть таймень. Тайменя я подцепил на блесну, но хвастатся нечем... сорвался подлец, килограм семь был таймешонок. Пройдя немного дальше начал чувствовать какуюто неловкость, тревогу... и лес в переди какой то темнее обычного... От туда что то давит идти туда совсем нехочется, как бутто там сидит какой то зверь и наблюдает за тобой. Я не из пугливых, мне наоборот интересно, но в этом случае я понимаю что несмог бы заставить себя туда пойти. Настолько сильна была тревога. Уходя я через каждые два шага оборочивался и всматривался в тайгу. Был бы я не один и с оружием... да не с ружьем, а с Вепрем или СКСом, тогда может быть и сходил бы. Хотя оно конечно того не стоило и вряд ли мы что то нашли там. Гриша, коренной охотник, рассказывал про такие места в тайге, туда говорит даже сабака боится идти. Значит человеку там тоже делать нечего.

А, шаман говорю непротив, что мы тут пикничок устроили, не... говорит он добрый был человек к нему можно.