Главная Карта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Наше Наследие Исследователи природы Полевые рецепты Архитектура Космос


Горизонт

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дом детства и юношества «КЕДР» города Томска

Всероссийская общественная организация

«Русское географическое общество»

Томское региональное отделение


Н.С. Новгородов


Поиски столицы Артании

отчёт о детско-юношеской исследовательской

экспедиции на реку Чулышман, Горный Алтай



Томск 2014


Оглавление

Введение                                                                                       

Проблема локализации Артании  

Летопись экспедиции 

Результаты наблюдений. Курганы, поливные системы, фрагменты

дорог и стенок, тополя, сады

Рассказы местных жителей    

Топонимика        

Впечатления юных участников

Заключение     

Литература      

Приложение. Альбом фотографий


Введение


Цели и задачи экспедиции.


Цель:


· поиски признаков былого существования столицы Сибирской Руси Артании города Арта в бассейне нижнего течения Чулышмана.


Задачи:

· изучение местной топонимики;

· опросы местных жителей о далёком прошлом этой земли;

· оценка ландшафтной обстановки на предмет проживания больших коллективов людей в отдалённом прошлом;

· поиски ирригационных сооружений, свидетельствующих о том, что древние занимались здесь поливным земледелием и, следовательно, не были кочевниками;

· поиски фрагментов древних дорог;

· оценка характера растительности и соответствующего ей микроклимата.


Сроки экспедиции.


С 17 июля по 28 июля 2014 года группа детей разного возраста из ДДЮ «Кедр» под руководством трёх педагогов и в сопровождении четверых родителей совершила туристско-исследовательскую экспедицию в долину реки Чулышман (Республика «Горный Алтай).


Состав экспедиции.


Группа «Конус», руководитель группы Ю.В. Левашова; группа «Крылатые», руководитель группы Н.С. Мулюкова:


Белозёров Лука, 2004 г.р.,

Белозёров Северьян, 2004,

Брусенцов Анатолий, 2000,

Ващенко Анастасия, 1998,

Воробьёв Данила, 2004,

Гербрант Ульяна, 1999,

Дерешева Наталья, 1998,

Евсюков Георгий, 2005,

Зайцева Эвилина, 1999,

Крафт Артур, 2000,

Подгородецкий Роман, 1998,

Празян Мария, 1999,

Сукач Валерии, 1999,

Темерев Владислав, 2002,

Терёшин Артём, 2001,

Фоминых Татьяна, 1999,

Шамина Виктория, 2004,

Шарковский Владислав, 1998,

Шипёнок Андрей, 2003,

Шипёнок Лада, 2006,

Шумков Максим, 2000;


группа родителей:


Тропина Елена,

Воробьёва Елена,

Шумкова Ирина,

Белозёров Андрей.


Подготовку экспедиции и общее руководство осуществляла Ю.В. Левашова. Второй руководитель - Н.С. Мулюкова.


Поскольку экспедиция имела научный характер, разработку научной концепции и научное руководство осуществлял Н.С. Новгородов.


Маршрут экспедиции:


Томск – Горно-Алтайск – Балыктуюль – урочище Кату Ярык – урочище Усть-Чульча – урочище Слияние Чулышмана и Башкауса – Балыкча – Телецкое озеро – Артыбаш – Горно-Алтайск – Томск (Рис. 1).



Проблема локализации Артании и её столицы


Об Артании стало известно из средневековых персидских и арабских источников. О ней писали в IX-X вв.  географы аль-Балхи, ал-Марвази, аль-Истархи, Ибн Хордадбех, Ибн Русте, Ибн Хаукаль и др.  Надо сказать, что в Средневековье христианский Запад до начала эпохи Возрождения гнобил науку как ересь, тогда как мусульманский Восток всячески поддерживал развитие наук, особенно географии. Поэтому средневековым арабам можно верить.


Арабы отмечали, что им известны три Древние Руси: Куявия (Куябия, Куяба), Славия (ас-Славия, Салау) и Артания (Арсания, Арта, Арса). [1] Историками Куявия уверенно ассоциируется с Киевской Русью, Славия – с Новгородской Русью, а по вопросу локализации Артании мнения ученых разошлись, причем настолько, что А.П. Новосельцев высказал опасение, «что вопрос о ней так и не будет до конца уяснен» [2].


Х. Д. Френ, д-Оссон и П. Савельев считают, что Арта – это Арзамас;

А. А. Шахматов и Д. Щеглов – Рязань;

Ж. Т. Рено и Д. А. Хвольсон – Пермь;

В. А. Пархоменко, Д. И. Иловайский, С. В. Юшков, В. В. Мавродин, Н. Насонов, В. Мошин, Г. В. Вернадский – Тмутаракань;

А. И. Соболевский – город в Крыму;

П. Смирнов – город на Волге выше устья Оки;

Л. Нидерле, Б. А. Рыбаков – анты; позже Б. А. Рыбаков отождествил Арту с Черниговом;

Р. Хенниг – Чердынь в районе северо-западного Урала;

И. Хрбек – остров Рюген [3].


Никто из вышеупомянутых историков не пытался рассмотреть сибирскую локализацию Артании. Между тем у персидских и арабских авторов имеется аргументация в пользу сибирской локализации Артании:


1. Прежде всего, это упоминание черных соболей, которыми торговала Артания. Они к тому времени были только в Сибири;


2. Кроме того, Артания торговала оловом, которого на Руси не было. Олово в Арту могло поступать из Кукианы – так арабы называли священные иранские горы Хукарья (горы Бырранга). В свою очередь, на Таймыр олово поступало, по-видимому, с востока, с Индигирки.


3. Еще Артания продавала булатные сулеймановы клинки, распрямлявшиеся при сгибании пополам. На Руси, да и в Европе, того времени булата еще не знали. Булатную сталь делали в Азии.


4. Из Артании в Индию и Китай поступала желтая медь. Последняя вызывает ассоциацию со знаменитой золотистой бронзой, присущей тагарской культуре скифо-сибирского мира. Тагарцы жили в Минусинской котловине и по зоне лесостепи от Енисея до Оби.


5. Своего царя артанские русы называли хаканом. Каганами называли своих правителей тюркские народы в Сибири: жужане (придя в Европу, они стали называться аварами), енисейские кыргызы, уйгуры, печенеги, хазары. Л. Н. Гумилев считает, что в слове каган сливаются два понятия: «кам» – шаман, прорицатель и «хан» – провозглашаемый войском военный предводитель, позже наследственный владетель удела. На средневековых западноевропейских картах в верховьях Оби выше города Грустины показан город Камбалык – город кама.



6. Большая часть посевов в Артании, согласно персидским и арабским авторам, из проса. В середине первого тысячелетия до н. э скифы-сколоты выращивали в Северном Причерноморье столько пшеницы, что кормили хлебом все Средиземноморье. В Сибири же основной возделываемой культурой было просо, которое выращивали современники сколотов динлины (тагарская культура), юэчжи (саки-массагеты), проживавшие на территории Тувы и Алтая, позже гунны, тюрки, кимаки (последние уже в первом тысячелетии нашей эры). Военнопленный баварский солдатик Иоганн Шильтбергер, волею судеб попавший в Сибирь в начале XV в., подчеркивал, что в этой стране совсем не едят хлеба, а сеют одно просо.


Кроме персидских и арабских источников, аргументация в пользу сибирской локализации Артании имеется в западноевропейских и отечественных материалах. На западноевропейских географических картах XVII в., изображавших территорию Западной Сибири, Арта (Арса) помещена на Алтае возле Телецкого озера. Так, на карте Г.Сансона, опубликованной в Риме в 1688 г., город Арса (Arza) расположен южнее Золотого озера, в которое впадает река Lachman, столь созвучная нашему Чулышману (Рис. 2).


Любопытно, что, согласно Сансону, Арса является столицей Самарии, иначе говоря, Самаровской земли. Еще более любопытно, что на карте Дж. Кантелли, 1683 г, этот город на южном берегу Телецкого озера поименован Аратой (Arata).


Быть может, именно об этом городе упоминали древние шумерийцы как о городе, с которым они вели оживленную торговлю. Что касается Самарской земли, то она (Samarioqui) у Кантелли помещена к северу от Телецкого озера по соседству с Лукоморией (Lucomoria). Поскольку Лукомория термин, скорее всего, все-таки приморский, можно предполагать, что и самарцы, и лукоморцы пришли на Алтай с берегов какого-то моря. В источниках известны как мыс Самарос, так и мыс Тамарос, причем Л.А.Ельницкий отмечает их несомненное созвучие [4].  Тамарос упоминается Эратосфеном, Помпонием Мелой, Страбоном.  М.П.Алексеев указывает, что в XVI в. его искали на арктическом побережье Северного Ледовитого океана восточнее устья Оби, а Дж.О.Томсон [5] прямо отождествляет мыс Тамарос, (Тамус, Табаис, Табин) с мысом Челюскиным. Это делает возможным рассмотрение именно Таймырского полуострова в качестве стартового пункта в миграционном процессе далеких предков славян с берегов Северного Ледовитого океана в Западную Сибирь. Судя по Иордановой «Гетике», это имело место во второй половине первого тысячелетия до н.э.[6].


Транскрипция столицы этого государства у разных персидских авторов выглядит по-разному: Хордаб, Джарват, Хадрат. Не исключено,  что в русских летописях этот город упоминается как Корьдно или Корьден. Этимологически, как уже говорилось выше, Арта восходит к древнеперсидскому «правда», по средне-персидски это слово звучит «ард». По-видимому, этим обстоятельством обусловлено то, что северные германцы восточную Русь называли «Гарды» или «Острогард» в отличие от Новгородско-Киевской Руси, которую норманны называли Гардариками. Неслучайно В.Н.Татищев название Остергард, т.е. Восточные Гарды, объяснял тем, что Остергард располагался далеко на востоке в землях югры, гуннов и аваров[7].


Как известно, и гунны, и авары пришли в Европу из Сибири, а Югра так в Сибири и осталась, несмотря на исход венгров в Паннонию. Кстати, Иордан писал, что после поражения гуннов и распада гуннской державы, часть гуннов и ругов вернулись к местам своего постоянного обитания, которые они занимали  до Великого переселения. Они называли свою родину «Вар». Иордан добавлял также, что готы имеют «гуннские», а не германские имена. Сами германцы в начале XIX в. считали славян не европейцами, а азиатами, точнее, выходцами из Азии. Любор Нидерле, ссылаясь на византийского историка Халкондила писал, что славянский пранарод пришел из своего древнего азиатского отечества [8].


По-видимому, эта же корневая основа «арта», «гард», «ард» положена в основу еще одного названия легендарного восточного государства Ардеселиб. Оно было христианским по вероисповеданию,  и царствовал в нем известный пресвитер Иоанн. Некоторые историки расценивают этого царя и его царство не более чем красивую легенду [9], но венецианец Марко Поло, посетивший здешние места менее чем через 70 лет после гибели царя Ивана, пишет о нем как о совершенно реальном человеке [10].  В равной мере реальным он оценивает былое существование христианского царства в Сибири.


Безымянный испанский монах-францисканец, написавший в середине XIV в. «Книгу познания», Иоанново царство назвал Ардеселиб, а его столицу Грасионой. В этом слове он увидел значение «Слуга креста»[11]. Позже Грасиона действительно стала называться Грустиной, а круст по-германски и означает крест. Если францисканец назвал Ардеселибом именно Артанию, то с локализацией столицы этого царства возникают проблемы, поскольку координаты города Грустина до градуса совпадают с координатами города Томска (Рис. 3).



Ведь получается, что речь идёт об одной и той же стране, которую наши предки славяне называли Лукоморией, а арабы Артанией. Столицей Лукомории был город Грустина, названный в честь полубогини-птицедевы Груздины, сестры Месяца. Она в славянской прародине Край-земле, располагавшейся в Заполярье, заведовала открыванием семидесяти дверей в рукотворные пещеры [12]. Страна Лукомория стала известна арабам под названием Артания, а её столицей они считали город Арта.


Противоречие в локализации столицы Артании по арабским источникам (Арса южнее Телецкого озера и Грустина на территории нынешнего Томска) является серьёзным и нелегко разрешимым, поскольку выводит нас на понимание ложного тождества Артании и Лукомории. Ведь, несмотря на то, что оба этих государства были русскими (в столице Лукомории городе Грустина жили совместно татары и русские (И.Гондиус), несмотря на почти идентичную территорию (Лукомория на юг простиралась до слияния Бии и Катуни (Сансон), а Артания на север до обского притока Сосьвы (Артавиша на карте Герберштейна), это были всё-таки враждебные друг другу государства. Как такое могло случиться, как такое вообще можно вообразить? Вообразить, кстати, совсем несложно, достаточно оценить русско-украинские отношения и съездить в Донбасс.


О враждебности между русами и славянами мы узнаём у всё тех же арабов.


Арабо-язычные авторы X - XII вв. Ибн Хордадбех, Ибн-Русте, Тахир ал-Марвази, безымянный автор «Пределов мира» (Худуд ал-Алам) и другие описывали русов и славян как враждебные народы, подчеркивая при этом, что русы – вид славян [2, С.355-421]. Отечественные историки практически замалчивали это положение, поскольку оно не находило приемлемого объяснения. И  поэтому  не было известно широкому кругу специалистов. Сейчас, однако, этот материал помещен в «Хрестоматии по истории России с древнейших времен до наших дней» [13, С. 8-12].


Арабы между тем пишут, что у славян и русов различаются местожительство, способ ведения хозяйства, погребальный обряд, отношение к женщине, оружие, одежда, воинственность. Славяне жили в лесах и лесостепи в очень холодном климате. Для спасения от стужи они делали себе сильно заглубленные в землю жилища, в которых были защищены от ветров. Русы жили на нездоровом и сыром острове, покрытом лесами и болотами. Стоит ступить на землю русов, как она трясется от сырости. Ибн Русте писал, что русы нападали на славян, подъезжали к ним на кораблях, высаживались, забирали их в плен, везли в Хазаран и Булкар и там продавали [2, С. 397].


Славяне сеяли просо и выращивали свиней. Русы не имели пашен, а жили лишь грабежом славян, подъезжая к ним на кораблях. Награбленным они торговали с иноземцами. Славяне своих покойников сжигали, предаваясь при этом шумному веселью, выражая радость по поводу милости, оказанной ему богом. Веселились на кургане, насыпаемом покойному, тело его сжигали в стороне, затем пепел собирали в кувшин и ставили под дерево рядом с курганом. (Не так ли получались кенотафы?) Через год на этом же кургане осуществлялись шумные поминки. Русы хоронили покойников в грунтовых могилах.


У тех и других было многоженство. Когда умирал славянин, то жена, любившая его больше других жен, получала право отправиться на тот свет вместе с ним. Вкапывались два столба, поверху клалась перекладина, набрасывалась веревка, дальнейшее женщина делала сугубо добровольно. Затем ее тело кремировали. Когда умирал рус, ему выкапывали могилу наподобие большого дома, клали его туда вместе с дорогой одеждой, браслетами, монетой и большим количеством съестных припасов и напитков. Затем в могилу клали живую любимую жену покойника, после чего отверстие могилы закладывали и его жена умирала в заключении принудительно.


Оружие славян состояло из дротиков, щитов и копий, другого оружия они не имели. У русов были сулеймановы мечи, которые они рассматривали как средство существования. По смерти руса его имущество отдавали дочери, сыну же говорили: «Отец твой добывал себе добро мечом, следуй его примеру…»


Одежда славян - рубахи до лодыжек и высокие сапоги. Русы же носили короткие куртки и широкие шаровары, на которые уходило до сотни локтей материи. Они собирали их в сборки у колен, к которым затем и привязывали.


Славяне называли своего царя свиет-малик. У русов царь назывался хаканом.


Славяне характеризуются как народ очень музыкальный. «Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели. Их свирели длиной в два локтя, лютни же их восьмиструнные».


О музыкальности русов не говорится ничего, зато их воинственность была известна арабам хорошо. «И если какое-либо их племя поднимается против кого-либо, то вступаются они все. И нет тогда между ними розни, но выступают единодушно на врага, пока его не победят. Храбрость их и мужество хорошо известны, говорит ал-Марвази, так что один из них равноценен многим из других народов. Если бы были у них лошади и они были наездниками, то они были бы страшнейшим бичом для человечества». Ал-Ханафи, писатель начала 16 века, добавляет: «Они самые дурные нравом из творений аллаха великого» [2].


Не в этом ли глубинные корни русофобии, с которой мы сталкиваемся в наше время?


Арабы совершенно по-разному указывали локализацию Третьей Руси и это понятно, потому что Третья Русь перемещалась в пространстве. В «Пределах мира» страна русов помещена к западу от горы печенегов  (десять дней пути по степи), на юге от нее – река Рута, западнее живут славяне, а к северу располагается ненаселенный север.


Попытка осмыслить необъяснимую вражду между русами и славянами была предпринята мною десять лет назад в книге Сибирская Прародина [14]. В этой работе причину отделения руссов от славян я объяснил последствиями Первой гражданской войны, которой посвящена девятая глава книги. Она называется «Великий исход, гражданская война». В ней четыре подглавы: «Происхождение богинь», «История матриархата», «Первая гражданская война» и «Формирование Руси в связи с Первой гражданской войной».


Разумеется, здесь я не могу привести 28 страниц этой главы, вкратце содержание её выглядит так. На заре человечества пантеон богов был представлен богинями, о чём свидетельствуют микенские храмовые надписи и этимология слова бог – «теос», то есть «дева». Понятно, что богиням служили девы, то есть в прародине царил матриархат, «Золотой век» в котором был обусловлен высочайшей справедливостью распределения всех благ. В числе этих благ были и межполовые отношения. Но после резкого похолодания и последовавшего исхода из прародины у народа и, особенно, у его мужской половины стало нарастать недовольство богинями и их служительницами, допустившими такое ухудшение условий жизни. Ответом, как это всегда бывает, стало «закручивание гаек», сопровождавшееся деградацией власти и геронтократией. На смену прекрасным девам пришли пожилые женщины и вовсе безобразные старухи, продолжавшие «распределять» вышеупомянутые блага. «Распределяли» разумеется, среди молодых мужчин. Отголоски тех межполовых отношений мы видим по всему миру. В Греции, например, «полуобнаженные, едва прикрытые звериными шкурами, увитые плющом и обвешанные задушенными змеями, со спутанными волосами и искусственными фаллосами в руках, менады с дикими воплями носились по лесам и горам, преследуя молодых мужчин» [15]. В России в начале XX века, отмечает Дёмин, в Ярилин праздник девки и женщины гонялись за парнями.


Вот в этом отголоске - самое важное,  гонялись все-таки за парнями, стало быть, было отчего паренькам бросаться в бега. И они бежали в степи, становясь там «кентаврами». В древнегреческих мифах, посвященных кентаврам, племена, из которых убегали парни, становясь кентаврами, называются древолюдьми-лапитами. Они проживали в монопородных кедровниках, а их дочери назывались «серебряно-берёзовыми невестами». Кентавры воровали «серебряно-березовых» невест у родного в прошлом племени древолюдей-лапитов. Нередко это происходило на пиру в бору кедровом, в котором росли грибы-боровики [16]. Таким образом, экологические условия, в которых разворачивалась война за власть между титанами-женщинами и юношами-«кентаврами» обозначена весьма определенно: монопородные кедрачи и монопородные березники.


Во всей Евразии имеется лишь одна зона с таким редким сочетанием – это южно-сибирская лесостепь с примыкающей лесотаежной зоной. Именно здесь развернулась Первая гражданская война за власть между мужчинами и женщинами. Она была невообразимой по жестокости. Воспоминания о ней сохранились в глубинах народной памяти у многих древних народов. Индийские Махабхарата и Рамаяна, иранские Авеста и «Шахнаме» Фирдоуси, древнегреческие мифы о кентаврах и «Титаномахия», русские былины об Илье Муромце, германские саги, дополняя друг друга, доносят до нас весь ужас свершившегося.


В войне, как водится, победила более беспринципная сторона. Согласно античной мифологии, титаны, то есть грудастые, воевали за свою древнюю Правду, а противники их воевали за Власть. Они привлекли на свою сторону самых злых демонов и с их помощью победили. Это произошло по археологическим данным (появление крепостных сооружений в Микенах и парного погребального обряда в Западной Сибири) в середине второго тысячелетия до н.э. Махабхарата, правда, удревняет эту дату на полтора тысячелетия (3102 год до н.э.).


В целом Первая гражданская война привела к колоссальному падению культурного уровня. Вместо городов типа Мохенджо Даро (площадь до 250 га, население – до сотни тыс. человек, широкие прямые улицы с двух-трехэтажными кирпичными домами, в домах водопровод, канализация, бассейны), стали строиться круглые пуры – города-загоны для скота площадью в 1-2 гa. При этом произошла смена ценностей и не в лучшую сторону. На смену идеалам Правды и справедливости пришли идеалы геройства, воинской доблести и славы. Появились герои, ареои, арии. Евроазиаты начали строить общественную жизнь с позиции силы.  Появились женоуправляемые племена чрезвычайно воинственных амазонок. Таковыми были, по-видимому, вернувшиеся с севера сарматы, истребившие скифов в южно-сибирских и восточноевропейских степях.


Отделение Руси от славян также было обусловлено этой гражданской войной. Дело в том, что сыновьям древолюдей-лапитов из их кедровников удобнее и безопаснее было бежать не в степи, а в болота. В степи ты доступен со всех сторон, а в болоте - убери потайные слеги - и ты недоступен. Так сформировалась описанная арабами «болотная Русь». Другое дело, что в болотах не мог образоваться крупный этнос, поэтому впоследствии русы вышли из болот, скорее всего, будучи речниками, они на судах поднялись до Телецкого озера, освоили его судоходные преимущества и за озером создали столицу своего государства, которое арабы называли Артанией.


Несомненно, по мере удаления в прошлое Первой гражданской войны, враждебность, ею посеянная, постепенно уменьшалась и к концу первого тысячелетия нашего летосчисления сошла на нет. Русские князья стали приниматься на службу в славянские города, причём приходили князья вместе со своими дружинами, с «русью». Причём если княжеская служба не удовлетворяла общину, князь изгонялся, и приглашался другой, приходивший неизменно со своей «русью». В функции князей входило взимание налогов (полюдье), подготовка молодёжи общины к ратному труду, решение текущих судебных дел и др. Постепенно князья овладевали всей полнотой власти и создавали возможность передачи её по наследству.


Летопись экспедиции


17 июля в 22 часа мы стартовали от Лагерного сада. В 10-20 18-го были в Горно-Алтайске возле республиканского краеведческого музея. С 11-00 до 12-30 посещение музея. Музей хороший, современный, но Скифскую принцессу с Укока нам не показали, а по поводу ковров из пазырыкских курганов заявили, что тканые ковры привезены из Ирана, а больших размеров войлочные с таким же рисунком – местные.


В 13-00 погрузка в две газели и отъезд на перевал Кату-Ярык. Мимо Пазырыкских курганов проезжали уже в темноте и даже не остановились.


19.07. в 00-30 прибыли на кордон Алтайского заповедника «Перевал Кату Ярык», выгрузились и, поставив палатки, легли спать.


Утром с 7-15 до 10 часов разговор с начальником кордона Евгением Павловичем Конушевым. В 10-30, нагрузившись рюкзаками, пошли по серпантину перевала Кату-Ярык вниз. Путь занял час двадцать.


20.07. в 11 часов все ушли на водопад Керкуре. Надежде Мулюковой выпало быть дежурной по лагерю, и мы вместе осмотрели местность, где нами были отмечены курганы, поливные системы и изменённый характер растительности.


Туристы с водопада вернулись в 15-20. Море восторгов! А в 17-02 мы на двух машинах выехали в урочище Усть-Чульча. Менее чем за час добрались (26 км). Дорога проходила по левому берегу Чулышмана по террасам разной высоты. Их насчитывалось штуки три. Постепенно высота террас нарастала от первых метров до десятков метров. Незадолго перед урочищем Усть Чульча  террасы исчезли, осталась одна надпойменная, высотой 2-3 метра. Сложилось впечатление, что террасы были срезаны мореной, хотя это могло и показаться при наблюдении из быстро двигающегося автомобиля, когда обнажения мелькают на расстоянии 3-5-10 метров. Поставили лагерь.


21.07. Подъём в 7-00. В 10 вышли на маршрут. Ниже нашего лагеря в шестистах метрах располагалась турбаза «Каменные грибы». Там нас четырьмя рейсами перевезли на лодке на правый берег Чулышмана и мы отправились на экскурсию на «Грибы».


22.07. Туристы ушли на водопад Учар. По возвращении с водопада часов в восемь вечера Надежда Мулюкова, Юлия Левашова, Елена Воробьёва и Ирина Шумкова зашли в кафе на турбазе Учар выпить чаю. Здесь к ним подошёл человек, как выяснилось, хозяин турбазы Учар. Юля вспомнила, что видела его здесь, когда приезжала с родителями на Учар. Ей тогда было восемь лет. Его звали Пётр Михайлович Машкаков, он поинтересовался, как сходили на водопад, а наши дамы начали расспрашивать Машкакова, слышал ли он о древнем городе


Всё это записывалось 23.07.


24.07. Подъём в шесть, отъезд в 8. Машина пришла в 8-10. Быстро погрузились и поехали.


К 14 часам прибыли на Телецкое озеро. Гроза, неуютно. Но к 18 выглянуло солнце. Непривычно холодно. Турбаза называется «Золотые пески». Кругом следы разрушений от наводнения и море плавника. Такое впечатление, что уровень озера поднимался на три метра. Хозяин базы Владимир Петрович Мадышев определил нам место для лагеря. Поставили палатки и занялись расспросами Владимира Петровича и его жены Аллы о древнем городе Арта. Сам был почти всё время занят, а Алла рассказала много интересного, в том числе об исчезновении одного туриста возле водопада Ачелман, но говорили с ней больше женщины. Вечером В.П. выделил время для беседы со мной. К сожалению, я ничего не записывал, так как В.П. пообещал назавтра повторить всё на видеокамеру.


25.07. Наутро Владимир Петрович засобирался в дорогу. Ему нужно было отвезти двоих сотрудников Алтайского государственного природного заповедника на кордон «Каменные грибы». Я напросился в попутчики до урочища Башкаус-Чулышман, чтобы осмотреть его повнимательнее..


Заканчивая осмотр урочища “Башкаус – Чулышман», подвернулась оказия: на Телецкое озеро ехали барнаульские отдыхающие. Они согласились подвезти меня до Балыкчи. Из школы я вызвонил директора и вскоре мы встретились. Директора звали Чейнин Эркемен Вячеславович. Он пригласил нас в школьный музей, где мы и поговорили.


25.07.2014 весь состав ходил на водопад Ачелман, с которого открывается прекрасный вид на село Балыкса. Вот как описала этот вид Юлия Левашова:


«Поселение расположено в широкой долине (около 2 км), со стороны Улаганского нагорья вверх поднимается отвесная скала, с которой вниз обрывается водопад, с противоположной стороны постройки спускаются к берегу реки Чулышман. Река полноводная с быстрым течением, шириной местами более 50 метров. Эти особенности природного ландшафта могли служить естественными фортификационными укреплениями против недругов. Вокруг деревни - слабопокатые террасы реки расчищены от камней и представляют собой современные пастбища (а когда-то возможно и могли возделываться под злаковые культуры). Место, где расположена деревня, очень уютное и привлекательное для проживания.


Если бы мне как главе народа было необходимо выбрать место для столицы, то я его выбрала бы в месте, где сейчас находится деревня Балыкча».


26.07.  Весь день прождали Чейнина, не дождались и наутро 27-го августа в 6-00 погрузились на катер и отчалили в сторону Артыбаша. Дорогой причалили к турбазе Корбу и посетили одноимённый водопад. Где-то в 10-30 прибыли на пристань в Иогач, перегрузились в автобус и в 15-00 были в Майме. Здесь погрузились в другой автобус и тронулись в Томск, куда прибыли в 2-50 28 июля 2014 года. Такова вкратце летопись экспедиции, а иначе говоря, дневник похода.


Результаты наблюдений на местности


Поливальные системы, фрагменты старинных дорог, стенок, характер растительности, климат.


На протяжении 80 километров река Чулышман течёт большей частью в узком ущелье, непригодном для строительства города. Однако в нескольких местах долина Чулышмана расширяется, появляются относительно широкие террасы, пригодные для поливного земледелия. Таковы урочища Кату Ярык, Усть-Чульча, Коо, слияние Чулышмана с Башкаусом и Балыкча. В урочищах Кату Ярык, Усть-Чульча и при слиянии Чулышмана с Башкаусом мы останавливались и вели наблюдения.


В урочище Кату-Ярык расположены три турбазы (Рис.4, Фото 11, 12).



Вдоль Чулышманского тракта много курганов. Они располагаются у подошвы крутого склона. Большие курганы, диаметром 7 – 20 м, по-видимому, более древние, и маленькие курганы – 3-4 м. В  середине некоторых из них заметные ямы, видимо, грабленые.


Ещё по дороге от Балыктуюля к перевалу Кату Ярык водитель Александр поведал нам, что в долине Чулышмана не растут ели и лиственницы, а лишь тополя и изредка берёзы.


В долине Чулышмана в урочище Кату Ярык хорошо просматриваются поливные канавки. Между первой и второй турбазами справа от дороги, если смотреть на север, орошаемое поле, сейчас луговина с обильной травой. Канавки слабо выражены в рельефе, ширина около 1 м, глубина до 10-15 см. Часто канавки определяются по густой сочной траве. Некоторые канавки прямолинейные, другие сильно извилистые, с радиусом поворота 10 м. Надежда высказала мысль, что здешняя поливная система напоминает ей Вавилонские шадуфы – каскадные ирригационные системы, где вода подавалась наверх с помощью примитивных подъёмных механизмов, и оттуда по канавкам распределялась по нижним террасам. Она также предположила, что в местных поливных системах ёлки и лиственницы были неуместны и местные жители их извели, а посеяли тополя для задержки почв от выдувания. Ёлки и лиственницы медленно растут, они прихотливы, а тополя неприхотливы. Она считает, что тополя притащили с юга, но они не пирамидальные и поэтому, скорее всего – местные.


Водитель по дороге от Кату-Ярыка до Усть-Чульчи говорил, что телеуты использовали эти поливные системы для выращивания проса.


В урочище Усть-Чульча на высоте ¾ подъёма до «Грибов» есть ровная площадка, прекрасное место для отдыха и для обзора этого урочища. Прекрасно видно и правобережье,  и левобережье Чулышмана, поливные канавки, луга с хорошим травостоем и участки, размытые временными водотоками и покрытые валунами и глыбняком.



На правом берегу Чулышмана ниже впадения Чульчи огромная, слегка наклонная к Чулышману, терраса треугольной формы (Рис. 5).


Северная часть меньшего размера представляет собой зелёную луговину, южная большая часть практически лишена травы и представлена ровной малокаменистой террасой, прорезанной многочисленными временными водотоками, засыпанными глыбняком размером до полуметра. Поверхность террасы между промоинами ровная, гладкая, покрыта невысокой полынью (до 20 см).. В углу южной части террасы ближе к подошве крутого склона долины между ним и приустьевым русло Чульчи издали видна возвышенная на 3-3,5 м овальная терраса, размером 80 Х 20 м. Поверхность её ровная гладкая, лишённая растительности. На ней расположены 15 курганчиков размером до 2,5-3 м, сложенных валунами до 30 см. Три кургана на вытянутых краях террасы свежие, возвышаются над террасой на 30 см. Подавляющее большинство вровень с землёй, то ли втоптанные, то ли более древние. Но маятник у Ирины показал, что терраса здесь чиста от духов, что может свидетельствовать об отсутствии здесь захоронений.


Посередине Северной террасы расположена усадьба местного феодала (фото), обещающего всякому, кто посмеет потоптать его луга, суровые кары (фото). Северная луговая часть заканчивается метров за сто до левого устья Карасу. Сей ручей впадает в Чулышман двумя руслами, создавая классический конус выноса. За правым устьем Карасу терраса вновь расширяется метров до пяти сотен, на ней видны описанные выше пять ирригационных канавок. Тянется она километра на три.


На террасе на правом берегу Чулышмана ниже впадения ручья Карасу прекрасно видна сверху ирригационная система из пяти извилистых канавок, некоторые из них (2-3) с водой и все обильно заросшие зелёной травой вдоль канавок. Впечатление таково, что эта поливная система запитывается из ручья Карасу.


Спустившись к ручью Карасу, мы убедились, что вода для полива полей действительно забирается из него. Метрах в 30-40 над уровнем Чулышмана из Карасу оборудован отвод воды. До середины русла ручья набросаны валуны, а по берегу сложена изогнутая стенка из валунов, скреплённых каким-то раствором, возможно, известковым (Фото). Высота стенки 0,5 м, длина около 10 м., отведённая вода разводится на три ручейка, питающих пять вышеописанных канавок.


За Чулышманом на левом берегу также расположена огромная наклонная терраса почти лишённая валунов и глыбняка с редкими поливными канавками и временными водотоками без глыбняка. Сверху канавки здесь не видны, но при пешем пересечении этой террасы ближе к подошве склона долины на местности видны прямолинейные канавки шириной до 1 м и глубиной до 10-15 см. Их мало, потому что, по-видимому, было мало воды. Такое впечатление, что по крутому сухому ныне водотоку в склоне долины весной стекает талая вода и накапливается где-то в понижении под склоном в виде озера. Из этого озера вода по канавкам перераспределялась по террасе.


Позже эта идея подтвердилась, озеро называется Ийккёль, оно расположено километрах в двух ниже по Чулышману. Ближе к Чулышману метрах в 150 от бровки террасы видны интересные образования. На поверхности террасы «змейками» извиваются густые заросли 20-сантиметровой полыни. Ширина полосок 1,5-2 м, углублений в середине нет, радиус изгиба 10 м. Думается, это следы былых канавок, ныне почему-то засыпанных, но которые продолжают проявлять себя в растительности.


Спустившись к Чулышману от «Каменных грибов», мы прошли по дороге правым берегом вверх по Чулышману почти до устья Чульчи и то, что мы там увидели, вошло в вышеприведенное описание.


Осталось добавить, что нами отмечены там фрагменты старинных дорог. Мы их наблюдали в трёх местах. Длина фрагментов до 10-15 м при ширине 2,5 м. Края старинной дороги обложены почти вплотную валунами размером до 20 см. Эти фрагменты не совпадают с современной дорогой, а идут параллельно ей с той или иной стороны в 3-5 метрах. Думается, что когда отклонение было большим, мы их просто не видели. В 2-3 местах влево от этих фрагментов старинной дороги (если смотреть с севера) отходят такие же выложенные валунами дорожки.


24 июля по дороге от урочища Усть-Чульча до села Балыкча также велись наблюдения. Примерно через 2 км дорога проходила мимо озера Ийккёль. Из него действительно идёт разводка воды, прекрасно видны поливные канавки. В конце урочища Ийккёль перед селом Коо резко изменился характер растительности: сначала появился монопородный березняк, сменившийся вскоре сплошным монопородным сосняком. Сосны были одного роста, невысокие, метров по 7, создавалось впечатление посадок, но водитель уверил, что сосны вполне зрелые. Почему они низкорослые, он не ответил. Ширина урочища Ийккёль около 1 км, длина 4 км. В конце этого урочища село Коо, - место весёлое, луга, коровы, сосны.


Дальше в долине Чулышмана по левому и правому бортам долины часто встречаются неширокие зелёные террасы, на них небольшие стада коров и лошадей.


На 82-м километре (прямо на отметке) слева вдаётся в долину Чулышмана понижающийся увал, сложенный коренными породами – стрелка между Башкаусом и Чулышманом. Невысокий (примерно 10 м) перевал через этот увал имеет собственное название: Арта-Савгыш.


На этом увале метрах в тридцати по склону находится известный «Магнитный камень». К нему в левую сторону от Чулышманского тракта поднимается дорога; последние 100 м – тропа. 300 м мы поднялись на машине, дальше пешком. На месте коренные выходы зелёнокаменных хлоритизированных вулканитов, слагающих невысокие (до 1 м) гряды. Общая площадь обнажения около 150 м.


Многократное прикладывание туристического компаса лишь в одном месте показало девиацию стрелки на 25-30°. Взят образец.



От «Магнитного камня» открывается прекрасный вид на долину Чулышмана. Под увалом вулканитов справа видно озеро, из него вытекают три ирригационные канавки и орошают зелёный луг.


Сразу за мостом через Башкаус мы остановились для ознакомления с урочищем «Слияние Чулышмана с Башкаусом». Возле моста через Башкаус, на правом его берегу, метрах в 200 выше моста - турбаза (одно строение). Посёлка Кок-Паш не видно. По левому берегу Башкауса широкая терраса прорезана канавами 3-4 м шириной и глубиной до 0,5 м. Дно этих канав усеяно валунами разной размерности. Мы проследили одну такую канаву, она была подведена к берегу Башкауса и, когда то, по-видимому, служила для забора поливной воды. Но позже в ходе высоких паводков по этой канаве шёл мощный поток, нёсший валуны и гальку. На правом берегу Башкауса – русловая многорукавность, затем морена. Место мне показалось неподходящим для города, но, как позже выяснилось, я ошибся.


В урочище «Башкаус-Чулышман» пришлось убедиться в правоте Владимира Петровича: здесь действительно самое подходящее место для древнего города. Середина стрелки между этими реками представлена ледниковой мореной, поверхность которой очищена от валунов. Морена приподнята метров на 30 выше уровня рек, так что на ней можно было не опасаться наводнений. Это очень обширная площадь – несколько квадратных километров. Вдоль обеих рек были обустроены поливные системы. На увале расположены два крупных кургана диаметром 15 м и с ямами в середине до 3 м (Рис. 6). Позже директор Балыкчинской школы поведал мне, что курганы были не грабленые, их раскапывали в 1983-84 гг барнаульские археологи. Возраст памятника гунно-сарматский.


По пути от Кок-Паша до Балыкчи всё чаще стала появляться берёза, а на 93 км – ива. На 98 км начался пос. Балыкча. По всему посёлку в палисадниках обширные сады и следы разрухи от весеннего наводнения. В администрации сказали, что глава в отъезде (к нему рекомендовал обратиться Е.П. Конушев). В школе посоветовали обратиться к учительнице Марине Эдуардовне. Её в школе не оказалось. Тогда позвонили её племяннику, который оказался директором школы. Он был в отъезде, пообещал назавтра выделить время для встречи. На вопрос о городе заявил, что знает про древний город, знает, где он располагался. Там остатки стен. А назывался город Артал. Он стоит на мысу Телецкого озера. Мыс также называется Артал.


Рассказы местных жителей


Со слов Е.П. Конушева, город, скорее всего, располагался в районе Балыктуюля. Там ровная местность, там пазырыкские курганы, там много шлака. Но лучше проконсультироваться у чиновника Улаганской администрации Валерия Адагызова, опубликовавшего книгу об истории Улоганского района. Он также говорил, что на Чулышмане особый климат и поэтому растут чудесные яблоки, особого аромата и вкуса.


Разговор с хозяином турбазы Кату Ярык Салаватом и его женой Диной. Оба теленгиты. Дина говорила Н.Мулюковой, что вдоль Чулышмана обнаруживают много керамики, бронзовые и железные изделия. Один бронзовый кувшин, находящийся в её коллекции, она показала Надежде.


С Салаватом разговаривал я. На вопрос о тополях он ответил стандартно: микроклимат. На вопрос о поливных системах дал внятный ответ – их создавали кара-кидани, которые здесь жили раньше тюрок. Его предки пришли из Хакасии и разделились на телеутов и теленгитов. Теленгиты жили широко (Кош-Агач, Улаган, Чулышман). Телеуты жили за Телецким озером.


На вопрос о городе он сказал, что поблизости есть два места, где он мог стоять:


1. Балыктуюль – там пазырыкские курганы, там шлаки и чуть ли не руины.


2. Слияние Башкауса и Чулышмана. Там есть просторы, там много курганов.


О садах: В Балыкче их много. Растут яблони, груши, сливы, вишни. А первый сад в 1,5 км отсюда ниже по Чулышману на правом берегу.


О названии реки Чулышман, сказал, что правильно Чолушман, потом поправился – Чолушпа. Встречавшиеся нам ранее варианты Челушман и Чилишман отверг. Своим учителем считает Адагызова Валерия Михайловича. Он ещё жив, сайт должен быть.


Хозяин турбазы «Учар» Петр Михайлович Машкаков, проживающий  в поселке Коо на ул. Южной, 22, на расспросы о древнем городе уверенно ответил, что город здесь был. Он стоял на правобережье Чулышмана там, где впадает Чульча. Об этом ему рассказал профессор – китаец, приезжавший сюда на рыбалку не то в прошлом году, не то чуть ранее. Китайца сопровождали шестеро охранников из Красноярского университета. Профессор очень хорошо говорил по-русски (лучше вас!). Машкаков делал с китайцем облёт территории на вертолёте. Кроме того, китаец заявил ему, что у этого города были налажены с Китаем тесные торговые связи. В городе было налажено мощное железоделательное производство, местные железные изделия славились на весь мир.


Ещё китайский профессор сказал, что об этом городе он читал у русского исследователя Радлова. Машкаков вместе с китайцем посетили руины железоделательного завода, где обнаружили кучи шлака, но кто кому показал место его расположения, осталось неясным.


В том же районе местными обнаруживались керамика, бронзовые и железные ножи, топоры, наконечники. По словам китайского профессора, город был уничтожен до основания.


На левом берегу Чулышмана на возвышении располагалось поселение, где жила знать и богатые горожане. Ещё на левом берегу, говорил Машкаков, был пороховой завод. Надежда спросила, не здесь ли был центр цивилизации, он подтвердил и добавил: вы еще дикие были. Его спросили о поливных системах: что раньше сеяли на этих полях? Он ответил: пшеницу, потом просто использовали как луга. Это ручная система, старая. Сейчас их пытаются восстановить с помощью тракторов, но ничего не получается, канавы заиливаются. Ещё он что-то говорил о связях с Египтом, о мумиях, о петроглифах. На вопрос, как назывался город, не Арта ли, ответил: нет, не помню. Договорились на следующий день взять у Машкакова полноценное интервью на камеру. Он согласился, но задумчиво обронил: вслед за вами приедут археологи и всё здесь перекопают.


Утром, все ещё спали, но дежурные были у костров, Машкаков подъехал на машине, и заявил, что его вызывают в Улаган, и он узжает до послезавтра до вечера. А город назывался не Арта, а Арга, добавил и укатил.


Директор Улаганской средней школы Чейнин Эркемен Вячеславович поведал следующее. Подходящее место для города, сказал он, урочище Утту-Кайа, примерно 20 км от Кату-Ярыка. Но город назывался Артал и был на мысе Артал. Этот мыс на восточном берегу Телецкого озера. Там есть остатки стен. В подтверждение Чейнин привёл высказывание Н.М. Ядринцева: 130 лет назад путешественник и исследователь Н. М. Ядринцев указал на каменную стену, пересекавшую горную тропу на мысе Артал на восточном берегу, у южной оконечности Телецкого озера. Причем описание им приведено настолько детально, что становится ясно – исследователь видел это укрепление воочию. Так описывает это сооружение Н. М. Ядринцев: «На Телецком озере весьма мало мест, удобных для жизни; западный берег по крутизне совершенно недоступен и мало удобен для жизни… на правом берегу, против мыса Артал, указаны нам были остатки древней крепости или укрепления, защищавшего Телецкое озеро. Характер этого укрепления весьма своеобразен; такова была защита, как видно, во всех горных местностях Алтая. Крепости эти называются шибе. Артал – весьма крутая скала над озером; над нею саженях в 20 на высоте тянется по берегу тропинка, соединяя два урочища – Челюш и Беле, доселе обитаемое, где находятся так называемые Телецкие столбы, или причудливые конгломераты из глины и камней; тропинка огибает таким образом озеро и служит единственным путем сообщения, где проходят пастухи и стада. На этой-то тропинке, саженях в 300 от мыса, устроена была защита, чтобы преградить тропинку. Сама тропинка была завалена камнем, сохранившимся доселе. Далее по скату, поперек берега, шла каменная насыпь, доходившая до 2 и 3 аршин; она примыкала снова к крутой скале, мимо которой дальнейший путь был невозможен. Остатки этого каменного вала существуют и доселе: за ним скрывались защищавшие проход и из-за него пускались тучи стрел. Мало того, предание говорит, что на вершине горы, на обрывах, была устроена засада из груды камней, скрепленных подпорками, но так, чтобы могла быть во всякое время обрушена. Когда подходил неприятель, то сверху на него обрушивалась масса тяжестей. Говорят, что крепость эта защищала телесов во время нападения на них карасоенцев, которые были, таким образом, опрокинуты и загнаны в озеро».


Эркемен Вячеславович также обещал дать интервью на камеру, и для этого приехать назавтра на турбазу «Золотые пески». Назавтра мы прождали его целый день, но он не приехал.


Хозяин турбазы «Золотые пески» В.П.Мадышев уверенно заявил, что самое подходящее место для города – это слияние Башкауса и Чулышмана – простор и интереснейшая археология. Это от него я узнал, что микроперевал на 82-м километре называется Арта-Савгыш. Он добавил, что существует ещё один такой не микроперевал и таким же названием. Однако его локализацию я не упомнил. Я много расспрашивал его о местной топонимике, особенно о формантах. По поводу термина балык он заявил, что по-тюркски он означает «рыба». Вообще по поводу тюркских географических названий выразил мысль, что русские топографы при записи названий всё переврали. Это согласуется с высказыванием Салавата из Кату-Ярыка по поводу названия Чулышмана, которое по-настоящему звучит Чолушпо.


Наутро 25-го Владимир Петрович засобирался в дорогу. Ему нужно было отвезти двоих сотрудников Алтайского государственного природного заповедника на кордон «Каменные грибы». Вечером 25-го вернулся Владимир Петрович, мы попробовали взять у него обещанное интервью, и были несколько удивлены перемене, случившейся в нём за сутки. По поводу древнего города он заявил, что, во-первых, в ущельях не строят города, и во-вторых, нет на местности ни стен, ни руин, ни развалин. Мы вынуждены были отступить.


Из разговора с сотрудниками Алтайского заповедника по дороге от Телецкого озера до урочища слияние Чулышмана и Башкауса (к сожалению, в дороге ничего не удалось записать). Одного звали Алексей, он был потомок некоего Чарина, который разводил яблоневые сады в здешних местах. Чарин какое-то время работал у И.В. Мичурина, первый свой сад развёл, кажется, в Камне-на Оби, потом участвовал в Первой мировой, попал в плен, а в гражданскую войну его сад вырубили белые. Тогда Чарин подался выше по Оби, добрался до Телецкого озера, и именно ему приписывается разведение садов на Телецком озере. По слова Аллы, на реке Яйлю, впадающей в Телецкое озеро с севера, дикие сады тянутся вглубь побережья на многие километры. Она, во всяком случае, до конца садов не дошла.


Второго сотрудника заповедника звали Михаил. Его дом расположен на мысе Челюш. На территории усадьбы, по словам Михаила, море керамики, а однажды, копая какую-то хозяйственную яму, он выкопал кувшин, на шейке которого были треугольники, ромбы  и змейки. Подвернувшаяся тут же молодая выпускница Екатеринбургского университета аж задохнулась от изумления: «Откуда у Вас персидский кувшин?» Ну и, конечно, выпросила кувшинчик. А мешок мелких обломков Михаил пообещал отдать первому, кто попросит.


Топонимика


Топонимика – это наука о названиях рек, горных вершин, болот и тому подобных ландшафтных образований, которые и называются топонимами. Если бы все народы проживали на своих местах постоянно и неизменно, нас бы окружали одни знакомые нам и привычные топонимы. Но дело в том, что все народы переселялись с места на место. И возможность определить, какой же народ проживал раньше на интересующей нас территории, нам даёт топонимика.


Совершенно особое, важнейшее и, возможно, определяющее значение в доказательстве былого существования в бассейне Чулышмана древнего города играет местная топонимика, включающая определения балык и Арта. Топонимы с корневой частью «балык» нередки на Алтае. Это реки Балыкса, Балыкту, Балыктуюль, Балыкча, озёро Балыктукель, наконец, это сёла Балыктуюль и Балыкча (Примечание 1). Местные жители, в частности Салават и В.П. Мадышев, уверяли нас, что слово балык переводится с алтайского как «рыба». Но специалисты по топонимике, такие как Э.М. Мурзаев, М.Ф. Розен, А.М.Малолетко, Л.Р. Кызласов, О.М. Молчанова утверждают, что балык на тюркских языках означает «город». Например, Йер-Балык – Земляной город, Ай-Балык – Лунный город, Ханбалык – город хана.


Уверенность топонимистов опирается на высказывание среднеазиатского учёного-филолога Махмуда Кашгари (XI век), написавшего в 1072-74 гг «Словарь тюркских наречий». У Махмуда Кашгари балык уверенно переводится с тюркских диалектов как «город».


Обилие «городских» топонимов, по-видимому, не случайно. Особенно, когда эти топонимы находятся в урочищах, где, по другим данным, былое существование городов вполне вероятно. Имеются в виду топонимы Балыктуюль и Балыкча.


Совершенно не исключено, и даже, скорее всего, во всех перечисленных урочищах стояли города. Где же была столица, нам неведомо. Но то, что она называлась Арта – несомненно. Об этом свидетельствует местная топонимика.


В районе долины Чулышмана и Телецкого озера много топонимов, в определяющей части которых неизменно стоит город Арта, а формант то ли местный тюркский, то ли непонятно какой. Например, село Артыбаш. На Алтае много рек с корнем арта: Артыш, Артлаш, ручей Артышта, хребет Кызыларт, г. Артыбан; кордон Артышту, хозяйство Артхоз, перевал Кадыр-Арт, два крохотных перевала Арта-Савгыш, мыс Артыл.


Справедливости ради следует заметить, что гидронимы, возможно, производные от «арса», в бассейнах Чулышмана и Башкауса также есть, но их несравненно меньше, чем производных от «арта». Это река Арсоек, река Арцак, здесь же перевал Арцакаллу, 2198 м (Примечание 2).


Примечание 1: река Балыкса - левый приток Бии; река Балыкту - левый приток реки Уймень; река Балыктуюль - протекает через село Балыктуюль; река Балыкча - левый приток Чулышмана, протекает через село Балыкча; озеро Балыктукель – ксеверу от села Акташ; село Балактуюль – 15 км к северу от райцентра Улаган; село Балыкча, левый берег р. Чулышман в семи км от её устья.


Примечание 2: село Артыбаш стоит при истоке реки Бия из Телецкого озера;река Артыш - правый приток реки Узунуюк, бассейн верховьев Чулышмана; река Артлаш - правый приток Башкауса; ручей Артышта - правый приток реки Чульча в её приустьевой части; хребет Кызыларт – 60 км к западу от села Улаган; кордон Артышту в устье Чулышмана; хозяйство Артхоз (разв) - левый берег Жумалы, левый приток реки Джазатор; мыс. Арты – юго-восточный берег Телецкого озера. Река Арсоек - правый приток реки Чульча в её среднем течении; река Арцак - приток Каллу, бассейн Башкауса


Водопады, каменные грибы


Для юных участников экспедиции участие в ней не было скучным. Ландшафты на Чулышмане редкостные по красоте. Здесь много водопадов. Три из них, а именно водопад Куркуре, водопад Учар и водопад Ачелман дети посетили, купались под водопадами, фотографировались на память. Четвёртый водопад Корбу, расположенный на Телецком озере, был нами посещён при транспортировке на катере из турбазы «Золотые пески» в Артыбаш.


Кроме того, мы посетили  Каменные грибы и Магнитный камень. Каменные грибы расположены в правом борту ручья Карасу, впадающего справа в Чулышман напротив турбазы «Каменные грибы». Высота «Грибов» над уровнем Чулышмана метров, думается, двести. К ним ведёт довольно крутая тропа, местами круче 45°, тропа состоит из серии параллельных, сходящихся и расходящихся тропинок. Подниматься лучше по самой левой тропинке, а спускаться по самой правой. «Грибы», конечно, штука грандиозная. Их около двадцати, высота достигает 7 метров. Сложены «Грибы» ледниковой мореной. Она довольно рыхлая и легко размывается дождями. Но крупные валуны, попадающиеся в ней, «бронируют» морену, и под этими валунами сохраняются тонкие, расширяющиеся книзу ножки. Издали ну чистые грибы! (Рис.7).



Впечатления юных участников


(орфография и стиль сохранены)


Анатолий Брусенцов


В первый день мы ехали на автобусе до пункта назначения. В пути я первый раз видел горы, они были зеленые, холмы с хвойными лесами.


В конце мы прибыли в город Горно-Алтайск. Там мы посетили музей, где нам рассказали вкратце историю народа Алтая, а также орудий труда и останков, сохранившихся до наших дней.


После музея мы поехали на двух машинах до перевала Кату-Ярык, по пути нас окружали горы, скалы, холмы, перевалы и горные, быстрые и холодные реки.


Когда мы приехали в точку назначения, была уже ночь и на небе виднелись прекрасные яркие звезды. Мы разбили лагерь и легли спать.


Когда настало утро второго дня, я вылез из палатки и увидел прекрасные горы. Мы позавтракали, собрались и пошли спускаться по серпантину.


На спуске мы сделали остановку, попили воды из ключа и неподалеку разбили лагерь. Недалеко оттуда был удобный туалет! На том месте и был ночлег, мне прекрасно спалось под шум реки Челушман.


Проснувшись в третий день, мы позавтракали и пошли на прекрасный водопад Куркуре. Это был первый водопад, который я видел в жизни. От него было много брызгов и испарений, которые хорошо охлаждали в жару.


Потом мы вернулись в лагерь, собрались и поехали на машинах в неудобстве и тесноте, но все же было классно! Мы разбили лагерь.


В четвертый день мы позавтракали и пошли на поиски затерянного города Арта. Мне дали фотоаппарат и я участвовал в съемках. Мы лезли на гору и фотографировали каменные грибы. Потом мы ходили по перевалу и фотографировали остатки от древней дороги и оросительной системы, а также множество курганов. Потом мы пришли в лагерь и поужинали. А ребята сделали самодельный комфортный туалет!


Мы приехали, чтобы найти древний город Арта. Когда мы его искали, мы нашли множество искусственных сооружений: курганов, остатки от древних дорог, искусственных каналов и просто симметричных награждений. По-моему мы нашли остатки от прошлого города или селения, или группы селений. Но скорее всего это не Арта, а другой город!


Лера Сукач


Первый день мне очень понравился. Мы ехали на автобусе ночью, это было круто!


Во второй день мы наконец-то пересели с автобуса на газельки, а перед этим сходили в музей имени Анохина.


На газели мне очень понравилось ехать, мы всю дорогу веселились, пели песни и смеялись. Мы остановились перед перевалом Кату-Ярык.


Мы провели ночь перед перевалом. Утром проснулись и сходили прогуляться по окрестностям перевала. По перевалу мы шли пешком 3,5 км. Это было круто!


Мы остановились на ночевку в прекрасном месте. Мы увидели с девочками рыбаков на рафте и у нас загорелись глаза! Мы решили догнать этот рафт по берегу и все удалось, но переговоры прошли неудачно!


20 июля 2014 мы путешествовали в кузове - это круто!21 июля 2014 мы ходили смотреть на каменные грибы, это очень красивое зрелище!


Мне было грустно, когда шел дождь. Я просто ждала, когда дождь пройдет!


Наша цель была найти город Арта. Мы его нашли. Я считаю, что там мог быть город Арта!


Таня Фоминых


В 1-й день мы приехали в Горно-Алтайск и пошли в музей. Я много чего узнала про разные племена, как они жили и чем занимались. И еще нам рассказали про мумию. Мне в музее очень понравилось!


Потом мы поехали на газели до перевала Кату-Ярык.


На следующий день мы спустились по этому перевалу. Мне было чуть-чуть трудно спускаться с рюкзаком. После этого мы нашли место и там поставили палатки. Там было очень красиво, особенно горы! Я первый раз увидела такую красоту! После обеда мы слушали лекцию про Артанию.


На 3-й день мы пошли на водопад Куркуре.. Мы шли по долине, там было много больших камней, на эти камни клали маленькие камни и конфеты духам этой долины! Водопад было очень красивый и большой. Когда встаешь поближе к водопаду, на камни, на тебя летят брызги этого водопада. Это очень круто, особенно когда жарко!


После этого мы пришли в лагерь, упаковали рюкзаки и поехали на Усть-Чульчу. Мы с Конусом поехали в кузове. Это было очень прикольно и очень красиво смотреть на природу. Пока мы ехали, мы видели много водопадов.


На 4-й день мы проснулись и пошли на каменные грибы и после этого мы искали Артанию. Нашли только старые дороги для лошадей. Мне в этот день было трудно, потому что мы были только на солнце. И вообще мне нравится Алтай!


Мне было трудно, когда мы ходили на водопад Учар, потому что мы все время забирались наверх. Но когда я отвлекалась на горы, на реку мне было легче!


Наша цель была найти затерянный город «Арта». Мы нашли курганы, да старые дороги для лошадей. Мне так кажется, где все мы это нашли, там был город «Арта»!


Артем Крафт


Все было незабываемо, кроме дежурства!


Наташа Дерешева


1 день


Мы сходили в музей в надежде увидеть мумию. Даже не смотря на то, что мы так ее и не увидели, нисколечьки не огорчилась!


2 день


Проснулись на горе, был великолепный вид! Спуск по перевалу Кату-Ярык был не очень тяжелый, вид с него был не менее прекрасный!


Остановились за базой на очень красивом берегу. Потом у нас была не менее интересная и завораживающая лекция, в которой рассказывалось про исследовательскую экспедицию. Было интересно!


3 день


Пошли на водопад под названием Куркуре. Юля рассказала замечательную легенду про живущую там девушку (духа водопада). Также мы заметили небольшие сооружения из камней, оставленные туристами для того, чтобы задобрить духов. Мы искупались в водопаде. Вечером чувствовала себе немного усталой, но впечатлений было много, особенно возле водопада!


4 день


Выдвинулись на исследовательскую экспедицию в поиски города Арта. Также посетили замечательное место, где растут каменные грибы. Нашли старые конные дороги. На высоте чувствуешь себя свободным, словно весь мир поддался тебе и разрешил почувствовать себя! Было ощущение, что ты не просто кусок мяса, а что-то большее. Ты - это реки, ветер, камни, песок. Ты есть целый мир!


Мне было грустно, когда мы поссорились с девочками. Я просто переждала этот момент. На всех плюнула и пошла спать на другое место!


Нашей главной целью было найти останки города под названием «Арта». Мы выходили на поиски и единственное, что мы нашли - это старые конные дороги. А также насыпи камней, похожие на курганы. Также мы брали интервью у местных жителей.


Артем Терешин


Нашей главной целью похода было найти город «Арта». Он был затоплен за 2 века до н.э. Мне понравилось все в этом походе, как мы вся наша группа ходили по водопадам и просто от лагеря до следующего лагеря.


Ульяна Гербрант


Итак, мы приехали в Горно-Алтайск! В первую очередь мы сходили в музей имени Анохина. Там было много экспонатов древнего Алтая. Все хотели увидеть мумию, но мы ее не увидели.


Потом мы сели в газельки и ехали до ночи. И пока мы ехали, у нас сломалась газелька и мы ехали на другой. В итоге мы приехали на перевал Кату-Ярык. Там было очень красивое небо, а звезды были очень яркие! Но мы уснули из-за того что устали.


Ну вот мы проснулись! И поскольку мы не спустились в долину, мы спустились сегодня. Спуск был легкий, всего 3,5 км. Когда пришли и все сделали, все слушали Новгородова Н.С., было очень интересно. И после Надиной сказки мы легли спать.


20.07. Ну что снова утро и нам предстоит увидеть водопад Куркуре. Путь был интересным. Водопад был очень красивый и большой. У каждого по фотке с водопадом. Ну, конечно же, все искали девушку, но никто не нашел.


Вернувшись мы начали собирать вещи для того, чтобы уехать. Дорога была очень увлекательна не хотелось вылезать из машины. Ну вот все поставились, сказка на ночь и спать!


21.07. Проснулись. Я дежурная готовила.


Увидели каменные грибы и древнюю дорогу. Искали старый город Артанию. И всем надо фотать для репортажа. Больше всего мне понравилась река, она прекрасна!


Мы пытались найти город Арту. И на Челушмане мы нашил старую дорогу. И ирригационную систему нашли тоже. То есть там стоял город Арта!


Вика Шамина


1 день


Мы приехали, была ночь. Мы с Леной и Ладой поставили палатку и легли спать.


2 день


Мы встали и почистили зубы. Дежурные готовили кушать, а мы собирали палатки, сходили на гору. А потом пошли в путь.  3 км мы спустились с горы и подошли к фонтану. Потом мы пошли за базу, мы готовили и кушали. Потом настала ночь и мы легли спать.


3 день


Мы встали, позавтракали и пошли на водопад. Когда пришли на водопад, мы покупались.  Мне было трудно, когда мы шли на водопад Учар 12 км. Мне было очень трудно на подъеме.


Евсюков Георгий


Мне было трудно, когда мы ходили на водопад Куркуре. А когда мы дошли, мы победили и всё!


Андрей Шипёнок


В первый день мы приехали в Горно-Алтайск. Посетили музей имени Анохина. Там мы узнали про все народы, которые населяли Алтай, про принцессу Укок. Мне понравилось, как устроены у них дома, у которых от 6 до 12 углов (в зависимости от богатства). Еще мне понравился гроб, в котором хоронили принцессу Укок.


2 день


Пришли и поставили лагерь (упали)


3 день


Спустились с перевала Кату-Ярык, поставили лагерь и пошли на водопад Куркуре. Мне понравилась легенда про то, что там есть хозяйка. Мы сами поставили памятник из весла.


4 день


Мы встали и пошли на каменные грибы. Они образовались за счет морены. Потом мы нашли древние дороги и каналы, что подтверждает, что здесь был город Арта.


Мне было чуть-чуть трудно идти по перевалу Кату-Ярык и на водопад Учар так же чуть-чуть!


Я думаю, что город Арта был, потому что в долине Челушмана была ирригационная система, курганы и дорожка. И там светло и много растительности, там не могло не быть города!


Лука Белозеров


Мне было трудно на спуске. Я это поборол так: первая линия была такая долгая, что я её шел и думал, что не дойду. Но с каждой линией мне было всё легче и легче. Наверное, я просто привык!


Сева Белозеров


Мне было трудно (но не очень) спускаться с перевала. Спускаться трудней чем подниматься. Но все таки не очень трудно, ведь идти всего ничего!


Лада Шипёнок


Мне было трудно, когда мы спускались с обрыва. Мне помогли мама, Андрей и Лера тем, что тащили рюкзак.


3 день


Мы с мамой видели лошадок и коров и еще телят. Мне удалось погладить одну корову!


Про лошадей: я всегда мечтала завести лошадь. Но пока что не завела… если бы была возможность, я завела бы жеребенка. И вырастила его!


Про коров: я завела бы себе корову, если бы можно было, и она родила бы теленка.


Про овечек: мы с мамой видели стадо овечек, они были очень красивые!


Про козлов: мы с мамой видели не только стадо овечек, но еще и стадо козлов!


Заключение


Практически каждый вечер взрослые участники экспедиции обсуждали накапливающиеся результаты наблюдений, а 26.07 осуществили это всем составом. Единодушным было мнение, что признаки былого существования древнего города здесь имеются, о чём свидетельствуют:


Поливные системы, имеющиеся в каждом удобном урочище долины Чулышмана. Следовательно, заселённость долины была куда как большей, чем ныне, и население долины было оседлым, земледельческим. Именно оседлое земледельческое население в первую очередь создаёт города.


Фрагменты дорог свидетельствуют о сообщаемости отдельных участков между собой.


Особенности растительности свидетельствуют не только о здешнем микроклимате, но и о несомненной культивации некоторых растений (яблони, груши, сливы, вишня, возможно и тополя).


Свидетельства местных жителей, среди которых особо выделяется рассказ Петра Михайловича Машкакова. Его совершенная убеждённость в том, что город стоял в урочище Усть-Чульча, сильно воодушевила и нас.


Археологические находки, о которых рассказывали местные жители (керамика, особенно персидская, ножи, топоры, наконечники и т.п.). Возраст изученных памятников очень и очень подходящий – гунно-сарматская эпоха (урочище «Башкаус-Чулышман»).


Вместе с тем, мы не можем сказать с уверенностью, что надёжно локализовали город Арта.


Мы наметили четыре урочища, вполне подходящие для локализации этого города.


Во-первых, это урочище Балыктуюль. В название входит город, рядом знаменитые пазырыкские курганы, шлаки и чуть ли не руины. Нам очень жаль, что не удалось посвятить изучению этого объекта хотя бы сутки.


Во-вторых, это урочище Усть-Чульча.


В третьих,  это урочище «Башкаус-Чулышман», и наконец, это урочище Балыкча.


Может быть, именно в силу того, что результаты нашей работы столь невелики (всё-таки мы выполняли лишь рекогносцировку), у нас непременно будут последователи. Может быть, и нам удастся ещё раз сорганизоваться для похода на Чулышман.


Задачи на будущее:


1. Глубоко проработать материалы В.В. Радлова, Н.М. Ядринцева, Г.Н.Потанина, других дореволюционных следователей Алтая.


2. Изучить результаты археологических исследований Алтая советских и современных археологов.


3. Дешифрировать аэрофотоснимки и космоснимки долины Чулышмана.


4. Связаться через П.М. Машкакова или через красноярских историков с китайским профессором и предложить участие в совместной экспедиции.


5. Установить контакты с Горноалтайским краеведческим музеем и Алтайским государственным природным заповедником с целью согласования интересов.


6. Оформить заявку на финансирование следующей экспедиции на конкурс Русского географического общества.


7. Включить в состав экспедиции профессионального археолога с тем, чтобы можно было вести археологическую разведку.


Литература


1. Энциклопедия для детей. М.: «Аванта+, 1995, С.114/

2. Новосельцев А.П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI – IX веков/ Новосельцев А.П., Пашуто В.Т., Черепнин  А.В. и др. Древнерусское государство и его международное значение. М.: Наука, 1965. – С. 355 – 418/

3. Карасик А.М. К вопросу о третьем центре Руси. Изд. 3-е, 1950. Т.35, С. 304-305/

4. Ельницкий Л.А. Знания древних о северных странах. М.: Гос. изд. геогр. лит., 1961, -C.141.

5. Томсон Дж.О. История древней географии. М.: И.Л., 1953. - С.197.

6. Иордан. Гетика (О происхождении и деяниях готов). Вступительная статья, перевод, комментарий Е.И Скржинской. – М.:Изд. Аост. Лит., 1960. -436 с.

7. Татищев В.Н. История Российская. Т.2. М.-1995.-С.129.

8. Славяне и Русь.  Изд. 4-е. М.: Изд. Флинта, Наука. 2001.- 484 с.

9. Гумилёв Л.Н. Поиски вымышленного царства. М.: «Институт ДИ-ДИК», 1997.

10. Поло Марко. Книга Марко Поло. М.: Гос. изд. геогр. лит., 1955/

11. Хенниг Рихард. Неведомые земли. Т. 1-4, М.:»Иностр.лит.,1961-63.

12. Веркович. С.И. Славянские веды. Перевод, пояснения А.И. Асова. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. -704 с.

13.  Орлов А.С. Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней. М.: Проспект. 1999. –С.8-12.

14. Новгородов Н.С. Сибирская Прародина. Томск: Твердыня. 2004. -404 с.

15. Дёмин В.Н. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси. М.: Вече. -1997. -560 с.

16. Голосовкер Э.Я. Сказания о титанах. –М.: Высшая школа. 1993. -320 с.


Приложение. Альбом фотографий








































Источник: Предоставлено автором







Яндекс.Метрика    сайт:  Комаров Виталий