Главная Карта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Наше Наследие Исследователи природы Полевые рецепты Архитектура Космос


Новости | История | Священная инквизиция

Священная инквизиция.

Причины и истоки её зарождения.


В 16 веке в Европе появились различные секты реформаторов. Эти реформаторы не только враждебно относились к католической Церкви, но и между собой не имели согласия. Появлялись новые лидеры Церкви в Европе, это Лютер, Цвингли, Менно...


Особенно выступал против общепринятых норм христианства Жан Кальвин.


jean calvin.png


Если Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви по принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии», то Кальвин пошёл дальше — он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется. Протестантская Реформация церкви по Кальвину характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к мистицизму. Центральная доктрина кальвинизма, из которой рационально следуют все остальные доктрины — суверенитет Бога, то есть верховная власть Бога во всём.


С точки зрения Кальвина, от человека не зависит, принять дар благодати или противиться ему, так как это совершается помимо его воли. Вероятно, из лютеровских посылок он сделал вывод о том, что раз одни принимают веру и обретают ее в своей душе, а другие оказываются не имеющими веры, то из этого следует, что одни от века Богом предопределены к погибели, а другие от века Богом же предопределены ко спасению. Это учение о безусловном предопределении одних к погибели, а других ко спасению.


Предопределение, по этому учению, совершается в Совете Божием, на путях Промысла Божия вне зависимости от волеизъявления человека, его образа мыслей и жизни.


Кальвин объявил католическое богослужение идолопоклонством, отменил иконы и крестное знамение. Богатство и накопительство признал добродетелью. Грехом признал дар отвергать богатство если его даёт человеку Бог. Оправдывал рабство.


Кальвин добивался чтобы его присветеры в любое время могли заходить в дома его последователей. Причём руководители государства должны зависеть от священников. По учению Кальвина, глава государства становится тираном, если он нарушает Божий промысел, такого правителя нужно свергнуть и не грех даже убить. Любое веселье объявлялось грехом. Любое шумное искусство, танцы, музыка, песни попадало под запрет Кальвина. Кальвин учил, что следует казнить даже ребёнка если в нём сидит дух от беса и выражается в веселье, озорстве и непослушании.


Католическая Церковь под руководством Папы Павла Третьего не могла спокойно на всё это смотреть.


павел iii


Хоть и с опозданием, но она начала активно противодействовать разброду.


В 1540 году испанский дворянин Игнатий Лойола получил от Папы Римского Павла Третьего благословение на создание нового ордена ИЗУИТОВ.


ignatius loyola.jpg


Члены этого ордена кроме монашеских обетов бедности и целомудрия давали клятву безоговорочного подчинения своему начальству. Изуиты должны были в миру любыми путями распространять и отстаивать влияние католической Церкви. Возглавлял орден генерал. Дивиз ордена "Цель оправдывает средства!" А средства допускались любые. Практически, этот орден являлся профессиональной и могущественной спецслужбой раскинувшей сети на разные страны мира от Папы Римского.


В 1541 году была реорганизована ИНКВИЗИЦИЯ. В Риме находился верховный трибунал инквизиции во главе с кардиналом Караффой, будущим Римским Папой.



Его называли "Кардиналом смерти".


По мнению итальянских историков, Караффа имел очень строгий, резкий и импульсивный характер, его дух гонителя изменил ход римского суда, который проявился во всю в трибунале святой инквизиции через указ Bolla «Provotantibus» (29 апреля 1557), который впервые позволял пытки, истязания до смерти, без цензуры и оправдания. Потом последовал всем известный список или индекс запрещённых книг «index librorum prohibitorum» 30 декабря 1558 года и папская булла «Cumsecundum Apostolum» (16 февраля 1558 г.), официально опубликованная в Риме в 1559 г. Все католики должны были строго соблюдать указ, который состоял из трёх разделов:


1-й – запрещённых авторов (все некатолики в основном с нерелигиозными произведениями),


2-й – только некоторые книги незапрещённых авторов,


3-й – 332 анонимные произведения. Сюда входили также 45 запрещённых изданий Библии. Также было запрещено всё производство 61-й типографии, что составляло огромное количество в то время. Думаю, запрет книг по астрологии и магии комментировать не надо.


Интересно, что читать перевод Библии с так называемого вульгарного языка, а также «Новый Завет» могли только те, кто знал латинский язык, то есть духовенство в основном, и то при наличии специальной папской лицензии. Читать Библию женщине было строго запрещено! Конечно тех, кто этот индекс не соблюдал, ждали полное разорение и пламя костра инквизиции, если могли выдержать зверские пытки, конечно, которые устраивали палачи в Замке Святого Ангела или Castel Sant Angelo. Этот замок был не только составляющей частью папской резиденции, но и тюрьмой и замком инквизиции «высокого класса» для политзаключённых, бывших дворян, духовенства, писателей, учёных. Здесь были заключёнными Караффы такие знаменитости того периода как Джованни Джироламо Мороне, кардинал и епископ римской католической церкви, и епископ Виторио Соранцо.


Инквизиция должна была положить конец раскольничеству католической Церкви, оздоровить католическую Церковь и исправить её пороки послужившие толчком к реформациям.


VIII. Инквизитор допрашивал свидетелей в присутствии секретаря и двух священников, которым было поручено наблюдать, чтобы показания верно записывались, или, по крайней мере, присутствовать, когда они были даны, чтобы выслушивать их при чтении полностью. Это чтение происходило в присутствии свидетелей, у которых спрашивали, признают ли они то, что сейчас им было прочитано. Если преступление или подозрение в ереси было доказано на предварительном следствии, то оговоренного арестовывали и сажали в церковную тюрьму, в случае если в городе не было доминиканского монастыря, который обыкновенно заменял ее. После ареста подсудимый подвергался допросу, и против него тотчас же начиналось дело согласно правилам, причем делалось сравнение его ответов с показаниями предварительного следствия.


IX. В первые времена инквизиции не существовало прокурора, обязанного обвинять подозреваемых лиц; эта формальность судопроизводства выполнялась словесно инквизитором после заслушания свидетелей; сознание обвиняемого служило обвинением и ответом. Если обвиняемый признавал себя виновным в одной ереси, напрасно уверял он, что он не виновен по отношению к другим; ему не разрешалось защищаться, потому что преступление, за которое он был предан суду, было уже доказано. Его спрашивали только, расположен ли он сделать отречение от ереси, в которой признавал себя виновным. Если он соглашался, то его примиряли с Церковью, накладывая на него каноническую епитимью одновременно с каким-нибудь другим наказанием. В противном случае он объявлялся упорным еретиком, и его предавали в руки светской власти с копией приговора


Смертная казнь, как и конфискация, была мерою, которую в теории Инквизиция не применяла. Её дело было употребить все усилия, чтобы вернуть еретика в лоно Церкви; если он упорствовал, или если его обращение было притворным, ей нечего было с ним более делать. Как не католик, он не подлежал юрисдикции Церкви, которую он отвергал, и Церковь была вынуждена объявить его еретиком и лишить своего покровительства. Первоначально приговор был только простым осуждением за ересь и сопровождался отлучением от Церкви или объявлением, что виновный не считается более подсудным суду Церкви; иногда добавлялось, что он передаётся светскому суду, что он отпущен на волю — ужасное выражение, обозначавшее, что окончилось уже прямое вмешательство Церкви в его судьбу. С течением времени приговоры стали пространнее; часто уже начинает встречаться замечание, поясняющее, что Церковь ничего не может более сделать, чтобы загладить прегрешения виновного, и передача его в руки светской власти сопровождается следующими знаменательными словами: debita animadversione puniendum, то есть «да будет наказан по заслугам». Лицемерное обращение, в котором Инквизиция заклинала светские власти пощадить жизнь и тело отпавшего, не встречается в старинных приговорах и никогда не формулировалось точно .


Инквизитор Пегна не задумывается признать, что это воззвание к милосердию было пустою формальностью, и объясняет, что к нему прибегали только с той целью, чтобы не казалось, что инквизиторы согласны на пролитие крови, так как это было бы нарушением канонических правил. Но в то же время Церковь зорко следила за тем, чтобы её резолюция не толковалась превратно. Она поучала, что не может быть и речи о каком-либо снисхождении, если еретик не раскается и не засвидетельствует своей искренности выдачей всех своих единомышленников. Неумолимая логика св. Фомы Аквината ясно установила, что светская власть не могла не предавать еретиков смерти, и что только вследствие своей безграничной любви Церковь могла два раза обращаться к еретикам со словами убеждения раньше, чем предать их в руки светской власти на заслуженное наказание. Сами инквизиторы нисколько не скрывали этого и постоянно учили, что осужденный ими еретик должен быть предан смерти; это видно, между прочим, из того, что они воздерживались произносить свой приговор над ним в пределах церковной ограды, которую осквернило бы осуждение на смертную казнь, а произносили его на площади, где происходило последнее действие аутодафе. Один из их докторов XIII века, цитируемый в XIV веке Бернаром Ги, так аргументирует это: «Цель Инквизиции — уничтожение ереси; ересь же не может быть уничтожена без уничтожения еретиков; а еретиков нельзя уничтожить, если не будут уничтожены также защитники и сторонники ереси, а это может быть достигнуто двумя способами: обращением их в истинную католическую веру или обращением их плоти в пепел, после того, как они будут выданы в руки светской власти»


Только с началом 19 века инквизиция начала упраздняться и перестала существовать в мире полностью в 1908 году. От инквизиции при пытках и на кострах погибло множество невинных людей во многих странах мира.


Использованы материалы сайта: http://filaretuos.livejournal.com/65837.html






Яндекс.Метрика    сайт:  Комаров Виталий