Главная Карта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Наше Наследие Исследователи природы Полевые рецепты Архитектура Космос


История Техники | Радио и телевидение на войне

Радио и телевидение на войне

Инж. Л. М. Морозов

Наука и жизнь №11-12 1940 год


В настоящее (время военные операции на суше и на море своими успехами в значительной мере бывают обязаны хорошей радиосвязи. Даже беззащитный транспорт, быстро потопленный подводной лодкой, иногда успевает послать по радио сообщение с указанием места своей гибели. Это известие нередко играет роль «загробной мести»: истребители и самолеты мчатся по указанию радио и, выследив врага, уничтожают его огнем своей артиллерии и глубинными бомбами.



Походная приеемно-передающая радиостанция в ранце пехотинца

Группа солдат, отрезанная от главных сил, может спастись, посылая секретные сообщения посредством переносного передатчика, работающего на ультракоротких радиоволнах. Такие передатчики широко применялись во время боев в Северной Франции, когда разбитые на отдельные отряды французы и англичане дрались, почти не зная, что происходит на смежных участках фронта. В массовых атаках танковых германских частей радиосвязь между отдельными танками имела исключительно большое значение.


Когда шли самые ожесточенные бои на Западе, над неприятельскими позициями летали не только самолеты, бросавшие бомбы и обстрелизавшие пехоту из пулеметов, но и такие машины, деятельность которых была как будто безобидной: они лишь «смотрели» на происходящее внизу. Но при помощи своих коротковолновых передатчиков эти самолеты корректировали артиллерийский огонь, они являлись наблюдательными пунктами, «висевшими» над самыми неприятельскими позициями.


Наиболее сложное и трудное применение коротких и ультракоротких радиоволн заключается в управлении на расстоянии различными машинами: самолетами, танками, автомобилями. Над этой задачей изобретатели бьются очень давно. Решить ее удалось благодаря бурному развитию телемеханики, разделяющейся на три основных вида: телекомандованиз. телеуправление и автоматическое управление и регулирование.


Телеуправление как раз и является системой, позволяющей использовать машины без команды.


Любую из телемеханических систем можно разбить на три главные части: командный пост, линия связи и приемный пункт. На командном посту помещается пзредатчик (источник энергии и аппарат, позволяющий преобразовать эту энергию в импульсы различного типа) и пульт управления. Линией связи служат провода, а если управление происходит посредством радио, то линией связи будет среда, в которой распространяются излучаемые передатчиком электромагнитные волны.


На приемном пункте находятся устройства, выполняющие «приказания» командного пункта.


В простейшем случае здесь может стоять электромагнит, притягивающий при замыкании тока на командном пункте какую-нибудь механическую деталь, совершающую необходимую работу для пуска двигателя или его остановки и т. д. Если команда передается по эфиру, в приемном пункте юлжен быть приемник радиосигналов, настроенный на волну передатчика.


Вначале попытки управления на расстоянии такой сложной машиной, как самолет, кончались почти всегда неудачно, пока авиаконструкторы не изобрели автопилот. Это устройство автоматически стабилизирует самолет в любых условиях полета и позволяет летчику только наблюдать за действием механизмов и пользоваться органами управления лишь тогда, когда необходимо изменить направление полета, режим его


и т. д. Эти операции уже достаточно просты, и их могут выполнять соответствующие механизмы, управляемые по радио. Число команд, передаваемых по радио, должно быть сведено до минимума, чтобы не усложнять механизма, например: «взлет», «газ мотора», «пикирование», «крен», «поворот», «планирование» и т. п.


Передатчик на командном пункте устроен так, что каждой команде соответствует определенная длина волны. На приемном пункте, устаневленном на самолете, эта волна может действовать только на тот механизм, к которому относится данная команда.


Команда, принимаемая на борту телеуправляемого самолета, воздействует сначала на приемный электрический контур, состоящий из катушек проволоки и конденсаторов, а потом, после усиления в усилителе, на соответствующее реле, связанное с определенным механизмом. Избирательное действие тех или других волн достигается благодаря настройке приемных контуров исключительно на радиоволну известной длины. Следовательно, длина волн, которыми управляется «радиосамолет», должна храниться в строгой тайне.


Но сигналы, посылаемые на самолет, будут улавливаться не только его приемником, но и наземными станциями, могущими быстро определить длины «ведущих» волн. Вслед за этим местные станции, передача которых отличается гораздо большей мощностью, смогут посылать в эфир помехи, «сбивающие с толку» приемник на самолете.


Конечно, таким образом можно неожиданно обрушить на себя гее бомбы радиоуправляемого самолета или даже весь самолет целиком с его грузом. Во всяком случае, в будущей борьбе с самолетами без команды «радиопротиводействие» несомненно будот играть большую роль, и его техника быстро усовершенствуется.


После испытаний сравнительно больших самолетов, являющихся точной копией обыкновенных самолетов, конструкторы усиленно экспериментируют с новым типом радиоуправляемого самолета — летающей торпедой. Это — маленькая машина очень обтекаемой формы, снабженная радиоприемником, антенной и всеми механизмами, нужными для превращения радиоимпульсов в ряд механических движений. Нос летающей торпеды наполнен большим количеством взрывчатых веществ. Торпеда взрывается при ударе о мишень, прямо на которую «радиоснаряд» ведется обыкновенным самолетом с командой. Этот последний можот держаться на расстоянии оотни километров от терпеды и находиться, следовательно, в сравнительной безопасности. Чтобы команда самолета видела, куда летит торпеда, в ее носу устанавливается телевизионный передатгак; он осмотрит» на все происходящее перед ним и посылает импульсы, улавлираемые телевизионными приемниками на самолете. В результате на экране перед командой самолета возникает картина пути летящей торпеды. Управление торпедой благодаря применению такого устройства значительно облегчается.


С командой ли будут нападающие самолеты или без нее,— все равно одинаково важно во-вре-мя обнаружить их и открыть заградительный огонь из зенитных орудий. Для этой цели служат различные звукоулавливатели. Эти приборы имеют существенный недостаток — неточность указаний, зависящую от отклонения и преломления звуковых волн вследствие движения воздушных потоков разной плотности.



Радиопеленгатор, позволяющий обнаружить неприятельские передатчики

Теперь уже появились другие приборы, действующие при помощи ультракоротких радиоволн, посылаемых в эфир и подобно лучам прожектора нащупывающих там «препятствия», мешающие их распространению. Наткнувшись на самолет, ультракоротковолновые излучения отражаются и улавливаются особым приемником. Соответственно характеру отражения автоматически производится наводка орудий в нужном направлении, и они открывают огонь без всякого участия человека. Подобные приборы сделаны в США.


Кроме использования радиоволн для связи и для довольно проблематичного пока управления на расстоянии мошными боевыми машинами — танками самолетами и т. д., они могут найти применение для взрывов на расстоянии мин, зараное установленных под водой и под землей.


В начале этой войны вновь усиленно циркулировали слухи об изобретении, наконец, настоящих «лучей смерти», останавливающих работу двигателей, в которых вспышки горючего производятся при помощи электрической искры, проскакивающей между электродами свечей мотора.


Но нельзя себе представить — по крайней мере сейчас — аппаратуры, настолько мощной, чтобы сигналы, посылаемые ею в эфир, были достаточно сильны для нарушения ритма зажигания в моторах. Кроме того, моторы дизеля, устанавливаемые теперь на некоторых самолетах, вовсе не имеют частей, на которые могли бы воздействовать радиоизлучения.


Телевидение лишь сравнительно недавно заинтересовало военных изобретателей, но уже сейчас здесь достигнуты известные результаты. Имеются сведения, что на военных самолетах в виде опытов устанавливаются специальные телевизионные передатчики, посылающие изображения в приемные станции. Летая над неприятельскими позициями, такой самолет может непрерывно посылать изображения на свои командные артиллерийские и другио посты.


В США недавно испытывался телевизионный передатчик, установленной на самолете, летавшем над Нью-Йорком. Изображения, уловленные телевизионными приемниками, находившимися на расстоянии около 200 км, оказались поразительно четкими. На экранах можно было легко разглядеть людей, работавших на крышах небоскребов, волны, поднятые ветром в Нью-йоркской гавани, и т. д.


Д-р Альфред Гольдшмидт изобрел телевизионный дальномер: размер изображения, получаемого в новом приемнике, зависит от расстояния до передатчика. Ка экране наносятся деления, как на шкале измерительного прибора, и по числу делений, захваченных изображением на экране, устанавливается, на каком расстоянии находится передатчик. Такой дальномер может оказаться очень ценным для указания самолетам и пароходам пути на аэродромы и в гавани, когда тучи, туман или ночная темнота не позволяют пользоваться другими средствами.


Людей, знакомых с обыкновенным телевизионным приемником приемник Гольдшмидта может сильно удивить: известно, что размер изображения не зависит от расстояния между передатчиком и приемником. Но в этом-то и заключается сущность изобретения Гольдшмидта.


Во первых, предусмотрено, что мощность передаваемых сигналов остается постоянной на выходе передатчика, т. е. всячески устраняются колебания мощности, происходящие в самом передатчике, ибо эти колебания вызовут грубейшую ошибку на приемном конце: мощность сигнала должна меняться, ослабевая исключительно на пути от передатчика до приемника. Приемник Гольдшмидта снабжается таким электрическим контуром, что мощность сигнала изображения, попадающего в электроннолучевую трубку, зависит от мощности получаемого сигнала. Установив строгую зависимость в этом отношении, остается сделать так, чтобы мощность принимаемого сигнала влияла на величину «пятна», появляющегося на экране электроннолучевой трубки. Отсюда уже ясно, что при расстоянии передатчика от приемника, например, в одну милю (1,6 км) изображение будет пропорционально больше, чем когда расстояние увеличится, допустим, до двух миль (3,2 км) и т. д.



Размер пятна на экране электроннолучевой трубки меняется


Телевизионный дальномер


Танки, управляемые по радио. Находящиеся в них люди не прикасаются к машинам благодаря применению дополнительной фокусирующей катушки, по которой протекают токи сигнала изображения. Каждое увеличение или уменьшение силы этих токов производит изменение электромагнитного поля, действующего на электроны подобно линзе, влияющей на световые лучи: электронный луч концентрируется в большей или меньшей степени.


В происходящую сейчас войну совершенно особое значение приобрела радиопередача как средство связи с тылом противника. Никогда раньше нельзя было так удобно обращаться через головы солдат к людям, находящимся по ту сторону фронта. Цель этой передачи —разложение зражеского тыла при помощи ложных сведений, уверений, что борьба абсолютно бесполезна, и т. п. За последнее время появилось множество специальных радиостанций, занимающихся исключительно этими частыми «рейдами» в тыл противника.


О значении этой «войны в эфире» можно судить по тому, что в США организован специальный институт, занимающийся изучением вопросов борьбы с пропагандой на коротких волнах. На всякий случай создаются мощные радиостанции, предназначающиеся для вытеснения «чужих» радиоволн, когда это понадобится. В Шенектедди построена мощная коротковолновая станция, которая в любой момент может дсчиста «подмести» эфир вдоль Есей Южной и Северной Америки, если здесь появятся нежелательные коротковолновые передачи.


Станция в Шенектедди, созданная по последнему слову техники, справедливо называется американцами «Большой радио-Бертой» (по имени германской пушки, обстреливавшей Париж в войну 1914—1918 гг.). «Большая радио-Берта», в частности, рассчитана на страны Южной Америки, и ее программа составляется применительно ко вкусам тамошнего населения, которое эта радиостанция, по мнению американцев, призвана сберегать от чуждых влияний. Если же музыки для танцев и прочего окажется недостаточно, «Большая Бертам может мгновенно устроить на соответствующей волне так называемый «бруйяж». «Бруйяж» — новый термин, употребляемый во Франции—обозначает беспорядок, путаницу в эфире, создаваемые нарочно, что бы заглушить неприятельские радиопередачи. Для этого существуют особые устройства, производящие страшный шум. Устройства могут быть и механическими и электрическими. Полученный шум, как обыкновенная передача, излучается ан-терной на той волне, передачу на которой надо «забить». «Бруйяж» применяется и на сухопутном фронте, и на море, и в тылу.


Посылая в тыл противника свэю радиопередачу, враги не действуют наобум. Программа передачи всегда тщательно составляется с учетом того, как ее отдельные элементы будут действовать на нервную систему слушателей. Даже музыка играет здесь большую роль. Если передаются сведения, рассчитанные на угнетение слушателя, то и музыка, передаваемая в промежутки, отличается мрачным характером.


Американцы теперь часто пишут, что радио стало средством не информации, а дезинформации, т. е. ложной информации. В США существуют должности «интерпретаторов» — людей, сообщающих по радио военные сводки воюющих стран и тут же дающих комментарии. Особенно популярными «интерпретаторами» часто бывают военные корреспонденты, которые приобрели большой опыт в чтении между строками военных сводок. В американских радиожурналах появляются статьи под странными названиями, вроде —«Как слушать военные сообщения». В одной из таких статей говорится, что «взятие» неприятельского города только по радио имеет иногда большое значение. Правда, нередко таких «штурмов» приходится делать много, чтобы вызвать соответствующий эффект. Но если тыл крепок,— радиопропаганда бессильна, ибо теперь большинству уже понятна военная цель подобных «известий».



Передача самолетами изображении неприятельских позиций и кораблей, принимаемых в штабе на больших телевизионных экранах

Радиостанции, сделавшиеся орудием войны, не смолкают ни на секунду. Они ведут свой «огонь» из подземных укреплений, которым не страшны самые разрушительные бомбы, обращаются к солдатам противника, к их семьям в тылу, забивают чужую передачу, всячески стараются поднять боевой дух своих солдат и своего тыла. Передачи ведут на всех языках, и обычно диктор бывает соответствующей национальности, чтобы ни один оттеногс звука, чуждый дл я слушающего, не проскользнул в радиопередаче.


Разрушение неприятельских радиостанций, захват их сделались одной из серьезнейших задач. Характерным примером в этом отношении является сообщение из Мексики помещенное в наших газетах от 9 VII 1940 г. «Партия мексиканской революции передала по радио, что кандидатура Камачо (кандидат этой партии) одержала победу на выборах по всей стране. Эта передача была прервана по радио криками: «Сторонники Альмаса-на напали на нашу радиостанцию! .»?


Во французских колониях за прием иностранных радиопер е-дач полагалась смертная казнь тут же возле приемника. В Англии тяжелое наказание ожидает человека, у которого найдут обыкновенные радиолюбительские детали, пригодные для постройки хотя бы самого маленького радиопередатчика. И все же тайные передатчики и тайные приемники принимают деятельное участие в этой «войне в чфи-ре», ведущейся с необычайным ожесточением и начавшейся гораздо раньше, чем загремели на фронтах орудия.


Использованы материалы: Popular Science, 1939, № 8, 9 и 12







Яндекс.Метрика    сайт:  Комаров Виталий