Главная Карта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Наше Наследие Исследователи природы Полевые рецепты Архитектура Космос


Новости | Газпром вложился в паруса

Газпром вложился в паруса


В мае 2013 года на территории яхт-клуба Санкт-Петербурга началось строительство 54-пушечного линейного корабля "Полтава". Сотрудник отдела научных исследований исторической верфи Лидия Гуменюк рассказала Центральному Военно-Морскому Порталу что было сделано за год и с какими трудностями столкнулись корабелы и проектанты, участвующие в воссоздании исторического корабля.



Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом корабле.


"Полтава" - это первый крупный корабль Балтийского флота, в постройке и проектировании которого в 1712 году принимал участие сам Петр I. Это корабль-символ, которому, однако, не пришлось побывать в крупных морских баталиях. В основном он ходил в европейские города, такие как Таллинн, Хельсинки, Стокгольм, Копенгаген. "Полтава" была вооружена 54 пушками, по 27 на каждый борт. Экипаж должен был составлять 300 человек, однако, согласно нашим документам, обычно набиралось не более 280.


Как вообще возникла идея построить корабль петровских времен?


Воссоздать "Полтаву" решил Алексей Миллер, председатель совета директоров Газпрома. Говорят, бизнесмен вынашивал эту идею давно, однако долгое время не мог найти квалифицированных исполнителей. Когда началось строительство Лахта-центра в границах с Санкт-Петербургским яхт-клубом, его командор Владимир Любимов начал исследовательские работы, цель которых была одна - выяснить, насколько реалистично воссоздать такой корабль. Вопросов стояло много. Где взять дерево в необходимом количестве, в то время как корабельный лес уже почти не выращивают? Удастся ли найти чертежи оригинальной "Полтавы"? Есть ли в России специалисты, способные реализовать подобный проект? Около 9 месяцев продолжались изыскания, после чего был вынесен вердикт: "Полтаве" - быть!



Строители Полтавы имели опыт участия в постройке аналогичных проектов?


Большинство специалистов, задействованных на строительстве нашего корабля, ранее участвовали в постройке знаменитого парусника "Штандарт". Это и конструктора, разработавшие проект "Полтавы", и непосредственно строители. Многие из них пришли на Штандарт еще в школьные годы и всю жизнь посвятили кораблестроению. Есть те, кто занимался в прошлом деревянным зодчеством, есть люди с петрозаводской верфи маломерных судов. Так или иначе все работники — профессионалы своего дела, случайных людей здесь нет.


Обращались ли вы к опыту аналогичных проектов?


Разумеется. Но, постоянно оглядываясь на то, что наша "Полтава" - прежде всего музей, хоть и являющийся точной копией исторического корабля. Тот же Штандарт строился для того, чтобы ходить в море. Но, как известно, наше законодательство не позволяет таким кораблям совершать походы в российских водах. Поэтому, наш приоритет — музейная "Полтава". Но, повторюсь, корабль будет максимально достоверно повторять оригинальный. А вот, например, воронежская "Гото Предестинация" идентична историческому кораблю только сверху, до уровня ватерлинии. Тот корабль никогда не сможет выйти в море, а у нашего есть такой потенциал. В основном мы обращаем внимание на деревянные корабли, строящиеся на европейских верфях.


А в Европе историческое кораблестроение развито лучше?


Как раз для Европы проект не уникальный. В странах, которые являлись в соответствующую эпоху морскими державами, еще с 90-х годов стало модно воссоздавать исторические боевые корабли. Например, в Голландии есть верфь "Батавия", во Франции построили фрегат "Гермиона". В основном это корабли, которые регулярно ходят в морские походы, они и строятся по современным технологиям. Несмотря на это, у зарубежных корабелов можно и нужно перенимать необходимый опыт. К примеру, скоро наши мастера отправятся за рубеж учиться у местных специалистов искусству шить паруса. Опять отправляемся за наукой в Голландию, как при Петре.



Какие проблемы возникли за год работы?


Основная наша проблема - это лес. С необходимой для строительства больших кораблей древесиной трудности были даже при Петре. Тогда еще было мало специалистов, разбирающихся в корабельном лесе. Сейчас проблемы похожие. Древесина предварительной диагностики не проходит, поэтому процент брака предсказать сложно. Узнать качество закупленного леса можно только после распила. Проблема усугубляется тем, что нам нужен именно дуб. Износостойкость этого дерева крайне важна для корабля, который будет долгое время находится на одном месте. Дубовыми будут шпангоуты, обшивка, две палубы. Еще одна палуба будет сосновой, как и все рангоуты (мачты, реи).


Много вопросов возникало при разработке проектной документации. Нам пришлось приглашать историков, судомоделистов, создавать собственное проектное бюро и научный отдел. Сейчас материалов о "Полтаве" набралось на целую книгу, которую мы планируем выпустить большим тиражом.


Какой объем работ выполнен и что еще предстоит сделать?


Сейчас выполнено около 30% работ. Летом 2013 года мы заложили центральный шпангоут. Начинали все делать методом проб и ошибок. До 27 февраля 2014, когда произошла официальная закладка киля "Полтавы", рабочие готовили шпангоуты. Сейчас полным ходом идет их установка. Пока поставлено 19 из 47 элементов. Потом будем заниматься обшивкой, готовить декор. "Полтава", являясь символическим кораблем, названным в честь победы, была очень богата внутренним убранством.



Когда ожидается спуск "Полтавы" на воду?


Думаю, не раньше лета 2015. Из-за уникальности проекта точные сроки предсказать сложно, никому не известно, с какими трудностями придется столкнуться корабелам. До ноября этого года мы будем ставить шпангоуты, после чего начнем заниматься обшивкой, палубами и декором. На воде будут ставится только рангоуты и парусное вооружение. Вообще, все работы по кораблю планируем закончить к 2017 году. Петр строил свою "Полтаву" три года. Мы, с современными инструментами и опытными судостроителями, не можем отстать.


Для спуска корабля на воду будет демонтирована одна из стен сборочного ангара, а также расширен слип яхт-клуба. Спускаться "Полтава" будет на специальных воздушных мешках, так же как европейские корабелы спускали "Батавию" и "Гермиону". Но для нас это новая технология, нам еще предстоит ее освоить.


Кто помогает в строительстве проекта?


Основное финансирование проекта взял на себя Газпром. Очень сильно помогают производители ручного инструмента, станков, лакокрасочных материалов, предоставляющие бесплатно свой товар. Информационно нам очень помог хранитель корабельного фонда Военно-морского музея Андрей Леонидович Ларионов. Полезную информацию, как я уже говорила, мы получили и от судомоделистов, которые уже строили модель "Полтавы" и находили документы и чертежи этого корабля. А вот Адмиралтейские верфи, где была построена оригинальная "Полтава", на связь с нами не выходили.


Где будет стоять корабль-музей после спуска на воду?


Полтава будет центральным экспонатом своеобразного музейного центра в Лахте. Корабль будет стоять в доке, который на зиму будет осушаться для ежегодного обслуживания корпуса. Поблизости мы создадим интерактивный музей, посвященный морской деятельности Петра I. Тут же разместятся экспозиции музея подводной археологии. То есть, в одном месте будут и оригинальные экспонаты петровских времен, поднятые со дня Балтийского моря, и целый корабль, полностью повторяющий оригинальный. Кстати, первые экспонаты уже прибыли на верфь. Это части торгового судна "Архангел Рафаил", затонувшего в Финском заливе у острова Березовый.


Музейный центр начнет работу ориентировочно в 2018 году, однако уже сейчас проводятся экскурсии на верфь для всех желающих. А 25 мая 2014 года историческую верфь "Полтава" посетит вдохновитель этого проекта, председатель совета директоров Газпрома, Алексей Миллер и губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко


Источник: http://flot.com/nowadays/concept/views/poltava/







Яндекс.Метрика    сайт:  Комаров Виталий