Главная Карта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Наше Наследие Исследователи природы Полевые рецепты Архитектура Космос


История Техники | Фрегат Александр Невский

Фрегат Александр Невский



А знаете ли вы, что эра деревянных кораблей прошла не так уж и давно. Последним русским боевым кораблем сделанным из дерева стал 50-пушечный пароходофрегат “Александр Невский”, находившийся в строю с 1861 по 1868 гг.


50-пушечный винтовой фрегат «Александр Невский» стал вторым судном в небольшой серии типа «Дмитрий Донской». Проект его разработал известный корабельный инженер И.С.Дмитриев, взяв за основу чертежи фрегата американской постройки «Генерал-адмирал». Назначение нового судна было обычным для фрегатов — длительное крейсерство вотдаленных районах мирового океана.


Спецификация предусматривала следующие элементы: водоизмещение в нормальном грузу 4562 т, длина между перпендикулярами 82,91 м, ширина с обшивкой 15,54 м, осадка носом 6,55, кормой 7,16 м. Материалом корпуса были в основном дуб и лиственница с небольшим количеством сосны для второстепенных конструкций. Горизонтальная 2- цилиндровая паровая машина простого расширения, являвшаяся точной копией машины, установленной на винтовом корабле «Цесаревич», имела нарицательную мощность 800 л.с. и индикаторную — 2500 л.с. Расчетная скорость полного хода 12 уз. Шесть коробчатых котлов вырабатывали пар рабочим давлением до 1,5 атм. (поэтому такие механизмы считались механизмами «низкого давления»).


Дымоходыкотлов выводились в одну широкую и низкую трубу. Гребной винт двухлопастный; при ходе под парусами он поднимался в специальную шахту. Запас угля составлял 500 т. Предполагалось, что с таким запасом 11-узловым ходом фрегат пройдет не менее 1500 миль. На верхней палубе и в закрытой батарее, имевшей по семнадцать орудийных портов на каждый борт, должны были располагаться пятьдесят одна 60-фунтовая (196-мм) чугунная бомбическая пушка. Комплектация судна включала 705 человек, в том числе 41 офицер.


Постройку фрегата решили вести «с подряда», т.е. поручив ее организацию частному предпринимателю. Для этого последнему предоставлялось стапельное место на одном из государственных судостроительных заводов. 23 сентября 1858 г. состоялось подписание контракта с купцом 1-й гильдии С.Г.Кудрявцевым, который брался построить корпус судна за 170 тыс. руб. серебром «из казенного леса».


Нельзя не отметить, что Кудрявцев уже имел опыт сооружения винтовых фрегатов — всего два года назад он окончил «Аскольд». Правда, удачной признать эту постройку было нельзя, т.к. вследствие ряда конструктивных недостатков «Аскольд» смог прослужить только пять лет, после чего его разобрали на дрова.


12 января 1859 г. на стапель казенной Охтинской верфи недалеко от Санкт-Петербурга нанятые Кудрявцевым плотники выставили «первые дерева киля». Это положило начало работам по судну, которому приказом управляющего Морским министерством 2 мая было присвоено наименование «Александр Невский». Таким образом, фрегат стал седьмым судном русского флота с таким наименованием (ранее его носили три корабля и три фрегата).


Производство механизмов поручили Адмиралтейским Ижорским заводам в Колпино. Однако впоследствии, из-за задержки с изготовлением, их переадресовали на броненосный фрегат «Севастополь», а заказанные 11 августа Механическому и литейному заводу Берда за 400 тыс. руб. механизмы «Севастополя» передали «Александру Невскому». 19 декабря состоялась его торжественная закладка с установкой серебряной закладной доски в присутствии генераладмирала великого князя Константина Николаевича и великой княгини Александры Иосифовны.



21 сентября 1861 г. фрегат был спущен на воду. На спуске присутствовал управляющий Морским министерством контр-адмирала Н.К.Крабе. Уже 4 октября фрегат привели в плавучем доке в Кронштадт, где предстояло смонтировать механизмы, вооружить и испытать судно. Через десять дней «Александр Невский» поставили в сухой док и приступили к обшивке подводной части медными листами. Монтаж механизмов в основном закончился к началу ноября следующего года, но к испытаниям фрегата смогли приступить только в 1863 г. вследствие наступившего ледостава в Финском заливе.


14 июня фрегат под командованием капитана 1-го ранга А.Н.Адреева начал кампанию, подняв флаг и вымпел, и через семь дней вышел на Большой рейд.


26 июня судно отправилось в море с комиссией морского ведомства для паровой пробы механизмов.


Тем временем, в который уже раз осложнились дипломатические отношения между Россией и Англией. 25 июня Александр II подписал высочайшее разрешение на посылку в Атлантический океан крейсерской эскадры для действия на торговых путях Великобритании в случае начала боевых действий. Начальником Особой эскадры в Атлантическом океане стал контр-адмирал С.С.Лисовский. 14 июля Н.К.Крабе вручил ему секретную инструкцию, которая кроме постановки задачи на предстоящее плавание, своим вторым пунктом определяла и состав вверенного ему соединения. Флагманским судном был назначен новейший истребитель торговли «Александр Невский».


18 июля фрегат с новым командиром капитаном 1-го ранга М.Я.Федоровским, имея на борту адмирала Лисовского, снялся с Кронштадтского рейда и направился в Атлантический океан. Вскоре на Балтике к нему присоединились другие суда эскадры: фрегат «Пересвет», корветы «Витязь», «Варяг» и клипер «Алмаз». Для экономии угля Атлантику пересекли в основном под парусами и 13 сентября эскадра Лисовского, за исключением отставшего немного «Алмаза», прибыла в Нью-Йорк. Там ее уже дожидался прибывший ранее из Средиземного моря фрегат «Ослябя». Затем русские суда, периодически меняя дислокацию в портах атлантического побережья Америки, в течение полугода угрожали английским торговым путям, связывающим многочисленные колонии с метрополией, пока в апреле 1864 г. конфликт не разрешился миром. Разумеется, не стоит преувеличивать значение русской Атлантической эскадры — три фрегата, два корвета и клипер выглядят не слишком внушительно на фоне многочисленного флота Владычицы Морей, но определенную роль в предотвращении войны они без сомнения сыграли.



Источник: http://nnm.me/blogs/horror1017/fregat_aleksandr_nevskiy/







Яндекс.Метрика    сайт:  Комаров Виталий