Александровская колонна
Как грузили Александровскую колонну?
Каждый этап работы над изготовлением Александровской колонны кажется невероятным. Начиная с вырубки монолита из скалы без применения взрывчатки до установки и шлифовки колонны.
Строительство Александровской колонны: где искать чертежи и описания?
Кроме этого, в библиотеке Петербургского государственного университета путей сообщения ещё есть акварельные рисунки и чертежи архитектора Антонио Адамини (помощника Монферана). Папка Адамини имеет название "Diario de lavori fati ala construzione del monumento eretto in onore di Alessandro I-mo disegnati ed cseguiti del cavaliere A.D. Adamini. 1835".
Алексанровская колонна: начало работ
Летом 1830 года подрядчик В.А. Яковлев с 300 - 400 рабочими начал вырубать заготовку. За работами наблюдали помощники Монферрана – мастер каменного дела Э. Паскаль и командир фридрихсгамской инженерной команды подполковник Грослауб. Конечно же в карьер приезжал и сам Монферран.
Отделяли глыбу от скалы вручную из-за опасения повредить заготовку. Работа была невероятно тяжёлой. Прежде чем отделить камень от скалы округлили переднюю грань, чтобы глыба мягко скатилась на 4-метровой толщины «постель» из веток деревьев, уложенных поверх бревен. Это произошло 19 сентября 1831 года.
На месте приступили к оболваниванию монолита, а затем к обтесыванию по специальным шаблонам. Заготовку визуально разделили на 12 частей; для каждой части изготовили шаблон со своим диаметром.
Нижняя часть чертёжа Монферрана из альбома "План и детали мемориального памятника, посвященного императору Александру". Красная стрелка указывает на шаблон одной из 12 частей колонны. Пунктирные стрелки показывают 3 из 12 частей колонны.
Нижний диаметр колонны 3,66 м (12 футов), а верхний – 3,19 м (10 футов 6 дюймов) и 8 раз укладывается в её высоте.
250 камнетёсов завершили работу к 1 апреля 1832 года. При этом на монолите оставили широкие пояса большего диаметра для того, чтобы перекатывать заготовку без опаски повредить черновой вариант колонны.
Погрузка монолита на баржу "Святой Николай"
Ниже на карте красным цветом обозначено место колонны в карьере и дорога к пристани. Видно, что напротив пристани устроена дополнительное сооружение (террас). На нём находились вороты, тянувшие колонну, и создававшие противовес (оттягивали борт), чтобы судно не перевернулось.
Фарватер Яковлев углубил, опасаясь, что судно сядет на грунт после погрузки глыбы. Путь от каменоломни до пристани выровняли, засыпали щебёнкой и сверху уложили бревенчатый настил. Два года длилась вырубка и черновая обработка монолита.
Рисунок из папки Монферрана. Погрузка колонны в Пютерлаксе.
19 июня 1832 года началась погрузка. Специально построенное для этой цели судно «Святой Николай» встало между пристанью и «террасом». Монолит на судно закатывали по брёвнам. Некоторые источники указывают их толщину 60 см и длину около 10 м.
Фрагмент верхнего рисунка, где виден борт наклонившегося судна и рабочих у воротов.
Фрагмент рисунка Монферрана "Погрузка колонны", на котором видно, как колонна находится на краю судна, накренив его.
Монферран в своих записях пишет, что брёвна не выдержали тяжести и преломились. Колонна обрушилась на самый край судна, наклонила его и осталась в таком положении.
Хорошо видно, как судно стоит между двумя причалами. На втором причале рабочие оттягивают борт судна, создавая противовес, чтобы оно не перевернулось в процессе погрузки монолита.
На подмогу вызвали 600 солдат и служащих инженерной команды. Через 2 дня, 21 июня, погрузку завершили.
1 июля 1832 года "Святой Николай" пришвартовался к пристани, находившейся между Зимним и Адмиралтейством.
Фрагмент рисунка из альбома Монферрана. Выгрузка Александровской колонны.
Днем 12 июля колонна усилиями 640 рабочих была перегружена на берег с помощью 20 кабестанов (лебёдок). Вся операция длилась всего 10 (десять!) минут. Чтобы барка не перевернулась, её скрепили с гружёным тяжелогрузом, который подогнали к противоположному от пристани борту.
Фрагмент рисунка Монферрана, на котором видно, как с помощью кабестанов выгружают монолит для фундамента, но принцип тот же.
Реалити-шоу публика наблюдала со специально приготовленных мест. Уникальное представление Александровской колонны в реальном времени вызвало большой интерес у горожан.
Перемещение Александровской колонны на набережную у Зимнего дворца
К моменту выгрузки колонны на Дворцовой площади для неё уже был готов пьедестал высотой около 10 м. Чтобы доставить колонну к месту установки, сделали дорогу шириной 30,5 м, переходящую в наклонную плоскость. По этой плоскости колонну закатили на высоту 10,5 м и уложили на помост.
Доставка Александровской колонны к помосту на Дворцовой площади. Рисунок Монферрана
Чтобы преодолеть расстояние от пристани до помоста понадобилось 9 дней. С помощью воротов и блоков колонна двигалась на салазках (длина > 25м, ширина = 3,5м), построенных из бревен диаметром 0,5 м. Салазки тянули за канаты и перемещали по березовым каткам.
Фрагмент рисунка Монферрана
Самая отвественная и эффектная работа - подъём Александровской колонны - была проведена при многочисленном стечении народа. Это произошло спустя 2 месяца после доставки её в Петербург. Как устанавливали колонну в отдельной статье.