Главная Карта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Наше Наследие Исследователи природы Полевые рецепты Архитектура Космос


Репортажи | На Лэнд Роверах из Сибири в Непал

На Лэнд Роверах из Сибири в Непал (кратко)


17 февраля, 2009


Маршрут Новосибирск-Катманду


В рамках географической программы «ДЕФАЗИЯ 2005»


Идея пересечения Азии с севера на юг, прорабатывалась с 2000 года. Необычайно интересный маршрут, с пересечением горных хребтов Алтая, Тянь Шаня, Нянь Шаня, Тибета и Гималаев притягивал многих и будоражил воображение. Пройти этот путь удалось сборной команде «Адреналин-3».


Старт был назначен на 24 апреля из Новосибирска, на пяти машинах Land Rover Defender (110). Протяженность маршрута около 12 тысяч километров по России, Монголии, Китаю и Непалу..


Российская часть маршрута пролегала по территории Алтайского края и Горного Алтая, до российско-монгольской границы в поселке Ташанта ( на местном слэнге «Тошнота» ) Чуйский тракт, красавица Катунь и крутые перевалы, визитная карточка этой части маршрута. Потом было бездорожье монгольских гор, гонки по песчаной пустыне и пересечение монгольско-китайской границы в районе города Циньхэ. Свобода передвижения по Тибетскому Автономному Району весьма условна, даже для местных (паспортный режим как в СССР), а для приезжих, и подавно. Нас сопровождал представитель «Специального отдела по туризму», попросту говоря чекист. Тряс иероглифными бумагами и помогал проходить посты в погранрайонах.


При пересечении Китая, кроме борьбы с неровностями глобуса, удалось посетить оплоты мирового буддизма и прочувствовать биение тибетской реальности. Дуньхуан, Шигадзэ, Лхаса, эти названия вызывают неподдельный экстаз у всех людей, имеющих отношение к культу Будды.


Самым суровым испытанием для нас было пересечение Тибета и Гималаев. Дорога здесь проходит на высотах 4500-5500 метров. Горная болезнь во всем своем «великолепии», Леденящие душу панорамы «восьмитысячников», космическое небо и шагающие по земле облака.


Потом был Непал, индуистская экзотика, храмы, паломники, проводящие всю жизнь в ритуалах, священные коровы на проезжей части, блокпосты от окопавшихся в лесах долины Катманду партизан, и конечно же будоражащий воображение облет Эвереста на маленьком самолетике. По восточному шумный или шумное?) Катманду. Приветливое и дружелюбное население. Вездесущие торговцы медно-ткаными изделиями, готовые превратить вашу страсть к сувенирам в шуршащую наличность местных рупий. Ревущие клаксоны автомобилей и совершенно дикие орды мотоциклистов. Экзотика такая, что мозг просто начинает блокировать эмоции, восприятие притупляется, и бродишь по улицам безмолвной улыбающейся рыбой, под стать невозмутимым буддистским монахам, реально просекающим жизненную суть.


PS: А еще все эти 12 000 километров я возил с собой сноуборд, но так и не опробовал его в Гималаях...прийдется ехать снова)))


Дневник авто-экспедиции Катманду-Новосибирск (едем обратно)


17 февраля, 2009


Обратный маршрут: Катманду- Новосибирск.


Рулит новосибирская команда «ДефАзия-2005»


Состав: Шура Юдушкин, он же хмурый, мотыль, начальник


Сергей Кузьмин, Доктор, завхоз-жила


Саня Гороховский Механик-радист


Игорь Дедигуров специалист по отдельно взятой Монголии и автомеханик


Оля Антонова представитель тур-агентства с невнятными функциями.


Валентин Зюзюк камерамэн (фото, видео, сайтописака)


09.05 Старт из Катманду в 7_00 по Непальски, моросит дождь, на дороге толпы мокрых мотоциклистов. С набором высоты начинает пробиваться солнышко, прогон вверх по ущелью около 140км . Непальскую границу проходим быстро, пробок на дороге мало, понедельник. В 14-30 (по китайски) переходим "Мост дружбы" по середине которого проведена демаркационная линия, проходим границу, санитарный контроль (кстати Шерпов-носильщиков опрыскивают хлоркой вместе с тюками) и припухаем на таможне аж до 18-00. Полный шмон с местными ГЭБистами. Досмотр вещей , простукивание закупленных медных слоников и фигурок будды, машин, видак с камерами поперли в ГБ.....А у нас между прочим день победы! Шура Ю. пригрозил, что мы прям тут будем праздновать и водку пьянствовать! Пробило. Ночуем в том же приюте начальника таможни. (г. Джангму)


10.05 Старт 8-15 из города Джангму, ночью и утром лупил дождь. Опасаемся снега на перевалах, все-таки почти пять с половиной тысяч!


10-45 На перевале! Погода - супер! На Эвересте снежные флаги- полный отрыв башки! У Оли начинается горняжка - практически с нуля на пятерку с гаком! Плющит.


Ничего не болит , но жить не хочется...


Около 640 км проходим за 11часов 10 минут ( в основном на высотах 4-5 тыс. м )


19-32 Паркуемся у отеля Wutse Hotel. В городе Шигадза.


11-05 У нас профилактика машин, будем стоять весь день. Утром народ начинает шаманить дефендеры, а мы с Олей едем в монастырь, пораспросить про Панча-ламу (или Панчен-Ламу ). Оля уже порядком адаптировалась, все время порывается перейти на легкую рысь. Пытаюсь препятствовать. Заходим на территорию монастыря. Неспешно бродим по храмам. Неторопливый дух монастыря настраивает нас на буддистский лад, хорошо и несуетно! монастырь здесь с пятнадцатого века, в отличии от непальских храмов, здесь уютно и чисто. Панча-лама живет в Пекине, это элемент политики, после многолетнего геноцида буддистов, китай начинает бороться за влияние в буддистском мире и раскручивает буддизм как бренд.


Пересекаем старую часть города, красивую, как сказочные замки наших детских снов. Радуемся светлым и чистым краскам фасадов, золотистой росписи деревянных колонн. В конце концов мы немножко заблудились, ориентируясь по ксерокопии с китайской карты, но нам помогли китайские пионеры (будь готов!) и участники Транскитайского автопробега ( тоже на внедорожниках), которых мы встречали пару раз во время движения. На сегодня, в планах посещение Китайского интернет кафе (о китайский виндоус!!!) на предмет отгрузки фоток и отчетов.


12.05.2005 Шигадза - Нагчу.


Подъем в 6-00, в 6-30, с вещами на выход! Нам привычно, а наши китайские друзья вовсе не спартанцы, поэтому выезжаем в 7-45, что в принципе тоже не плохо. Сегодня у нас сквозной проход до Нагчу, без захода в Лхасу. Так сказать два трудодня в одни руки. Сначала едем вдоль роскошно петляющей красавицы Брахмапутры (реки:)) Мягкое утреннее освещение придает речной долине особый шарм, нежные пастельные, буквально парящие в воздухе перышки хребтов и соперничающие с ними рукава реки. Больше десятка полупрозрачных планов в одном пакете! Прям как на нашем Алтае. Перевальчики следуют один за другим, и наконец мы подходим к нашему любимому (5480м), на вершине опять пробка. Стоят в притык два встречных длинномера, а около, квакают чел десять промеж собой. На перевальном вираже сошлись зеркалами и устроили разборки заблокировав весь перевал. Шура попробовал сначала словом, а потом клаксоном. Клаксона они не перенесли.


12-10 Начали спуск по серпантинам, под сенью великолепного снежного облака, под которое вскоре и попали по полной программе. Показали Ольге во всей красе хребет Ньенчентанглха. В оправе из белоснежных облаков, осененным почти космическим, пронзительным Тибетским небом, подали в лучшем виде.


13-00 Добрались до асфальта. Проезжаем деревеньки и мирно пасущихся яков ( объява на заборе : продам кизяк яков, или поменяю на дрова..... шутка)


14-40 Обед в городке Дамчук ( или Даньчун) - суровое место, населенное прокопченными местными перцами, по облику и ухваткам очень похожими на американских индейцев. Дубленные глинянные лица, орлинные профили, красные ленты в волосах, только отжигают тибетцы в основном на мотоциклах, хотя и конные ковбои тоже попадаются. Сегодня торопимся - завариваем лапшу - доширак , туда пол банки тушенки и метелим с бородинским хлебом и чесноком. Обрыдла слегонца уже китайская кухня.


17-10 Зачалили в Нагчу на заправку (около 500км)


17-35 Встали у отеля. Высота 4680м, это самый экстремальный ночлег на маршруте, все движения плавные, банально не хватает кислорода. Банку с кофе открывал как теплое пиво, с бешенным хлопком и облаком кофейной пыли, почувствовал себя монгольским космонавтом. Теперь кушать и спать, завтра самый напряженный по километражу день.


13.05,20005 Пятница, просто замечательное сочетание. Всю ночь валил снег, мела пурга и неиствовал ветер. Расфигачило стекла в нашем корпусе отеля. Повторю, высота 4680м, угрюмый городишко в кольце гор, почти гарантированная бессонница и добрая мигрень ( горняжка для всех вновь прибывших - бесплатно)


Встаем затемно, город и наши машины занесло снегом. Все серо и тускло, и гложет мысль, а как на перевале? Может, его занесло по самые помидоры? Вот это будет тема!


9-50 Прошли 140км,в основном по непрекращающейся пурге, оставили позади поселок Андо. Идем на высотах более четырех тысяч, прямо в облаках. Видимость временами чисто условная. Дорога парит с такой силой, что не видно асфальта. Так и плывем по дымной реке, сквозь стремительные копья пурги.


11-10 Миновали верхнюю точку перевала (230км) . На верху очень плохая дорога - бетонные перемычки между ямами, вот все, что осталось от дороги. Толкотня из грузовичков, фур и бешенных автобусов конопельного цвета. Стараемся ползти сплошной колонной, извиваясь как гигантский червяк. Когда совсем напрягает, начинаем подначивать друг дружку по радио. Получается неплохо. Эдакая радиотерапия в прямом эфире.


Вырываемся из кольца гор, и на крыльях стремительно сгущающися желтоватых сумерек, несемся к далекому полупрозрачному городу. ( во навертел!!!:)) Голмуд.


14.05.2005 Голмуд - Дуньхуан . Ночью был шторм и водопад с потолка на пятом этаже отеля. Сплошная стена воды низвергалась поперек коридора под изумленными взглядами персонала. К утру все устаканилось.


9-30 Заправляемся и выезжаем из города.


10-35 Прошли 100км. Начинаются песчаные дюны ( пески Цайдам) На обочине отдыхает перевертыш - грузовик с углем. Впереди хребет Семенова (Тянь-шаньского)


11-43 На подъезде к городу Их-Цайдам, пошел дождь со снегом. Вот и кончилось короткое Тибетское лето!


12-00 Обед. Шабоулин купил в местном ларьке диск Юрия Антонова! Это посреди Тибета! Браво Юра - ты реально крут!!!!


13-00 Стартуем, на серпантине снова видим перевертыш - на боку отдыхает микроавтобус. Суровяк.


фразы : У Лигана рация не работает!


Саня: Кнопок нет, дырки насверлены и надпись - Учебная!


15-10 Преодолели 400км. Фантастический день. Сегодня видели дождь в пустыне и стадо летающих тарелок...


Начинаем спуск с хребта Гумбольдта (перевал около 3500м ) Идет сброс высоты порядка 2000м, Дождь ,снег, постоянно идем в толще облаков. Дорога засыпана свежими россыпями камней. Ветер кидает машины, вырываясь из боковых ущелий. Буквально зажали меж хребтов и помяли машину Сани Гороховского .(капот и радиатор ) Лечим репшнуром.


16-10 465км город Аксай. Полого теряем высоту. Вокруг наклонная пустыня. Дюны. Останцы из красной глины. Остановка в Дуньхуане.


15.05.2005 Дуньхуан - Баликун


9-35 Выезжаем за город. Шоссе прямое до горизонта, видимость более 10 км. Начинается Каштунская Гоби. Солнце палит, миражи. Дорога превращается в колотушку.


10-45 (129км) Выезжаем на платную дорогу. В кювете - фура. Слетела с дороги и уперлась боком в скалу. Трасса проходит по скальному каньону в скалистой пустыне.


11-15 (173км) На обочине бензовоз - перевертыш, похоже сделал полный оборот.


12-30 (295км)Длинномер улетел с дороги, лежит на боку. Очень сильный боковой ветер. Похоже это из за него.


У нас сегодня средняя скорость колонны 100км/ч , это рекорд!


13-55 (411км) обед в Хами


15-10 Выезжаем в сторону Тянь шаня. Похоже здесь была хорошая погода - все деревья зазеленели. Нежные сочетания тонов. Радующая глаз зелень лугов, бирюза горных рек и сахарная глазурь заснеженных вершин.


16-55 Дозаправка " в полете" из дополнительных баков.


17-15 (560км) Остановка в городе Ba Li Kun.


16.05.2005 9-10 Широкая полоса степи меж двух горных массивов. Дорога как лента транспортера проматывается под машиной. Над дорогой , металлические столбы, на них красные стрелки, это партия указывает интервалы между машинами. Большое значение уделяется интервалам! Ком партия бдит!


12-20 (257км) город Моры, обед. Приятная сердцу ,Уйгурская кухня - шашлыки и лаваш. Собирается толпа зевак, смотрят на нас как на мартышек в зоосаде! Прохожие тормозятся и присоединяются к праздноглядящей куче. В конце концов коллективно фотаемся с персоналом китайского (других там нет ) ресторанчика.


13-30 Продолжаем путь.


14-40 (341км) Проверка документов и въезд в погранзону. Участок по каменистой Гоби, стада Разномастных верблюдов и пасущие их джигиты на 125 кубовых мотоциклах. Очень красивые в своей лаконичной суровости пейзажи. Тучи роятся, сильный ветер и чисто символический дождь.


20-00 (650км) Прибываем в Циньхэ! Сегодня заключительный вечер на китайской земле, торжественный ужин. Тосты, эмоции. Завтра с утра на границу и вперед, на Монголию!!!


17.05.2005 Из Циньхэ в Монголию.



10-50 (123км) Китайская граница, знакомые перцы работают , однако проблем не мало....На этой границе еще не разу не выпускали никого кроме монголов, поэтому рапортуют, сигналят по инстанциям. Дело движется, но очень медленно.


13-45 Пересекли монгольскую границу, причем я пересек два раза - один по неправильной визе (за 2004 год - шлепнули печать не парясь! ) и второй раз еле выловив, уже расслабившуюся пограничницу, пересек по второй "правильной визе". Вот такое продолжение многострадальной истории.


14-30 Встали в Булгане менять баксы на Тугры ( баксы тут в упор никому не нужны, и поменять их тяжко) Стоим у школы, облеплены ребятней. Любопытно заглядывают вовнутрь, пишут пальцами на бортах русские слова.


14-55 Подтянулись на заправку, пока Шура ищет хозяина, организуем перекус.


16-30 Наконец заправились, и в горы. Наши проводники ( оба Онербеки) знают короткую дорогу до Ульги, около 400км. Дорога, это условное название, курум, чуть подправленный бульдозером. Легкий художественный штрих, превращающий каменную осыпь в условное подобие транспортной артерии.


Пейзажи супер! Чистые тона, лаконичный рельеф. В каждой пазухе долины, по парочке белоснежных юрт. Пасущиеся верблюды и овцы.


Каждый километр дается с трудом, зубодробительная дорога по камням, скальным бомам над речкой Булган, постоянно идем на пониженной передаче.


До темноты, за три часа проходим 97км. Ночуем под горой, на бережку у дохлого верблюда. Готовим на газовой плитке, для души "поганим" костерок. Спальные места в машинах, палатки даже не ставим.


18.05.2005


6-50 Уже движемся, идем по речной долине, параллельно китайской границе, там на той стороне, золотые прииски. Здесь покой , неспешность и суровая красота. Дорога петляет по берегам, мосты платные - 200 тугров с машины, это 5 рублей. Итого каждый раз просаживают на четвертакс пяти машин.


8-55 ( 51км ) Начали подъем на перевал.


10-15 (88км ) На плато остановка на отдых у юрты.


10-50 (104 км ) Перевал, спуск серпантином.


12-00 Обед на плато, в местной столовке ( по монгольски - ГУАНЗ )


12-30 Лвигаем дальше.


13-47 ( 200км ) Пошли снежные перевалы, широкие седловины, множество накатанных колей. Гоним под 90 , каждая машина по своей канавке.


14-35 (236км ) Поселок Толбо. Звоним с почты в Ульгий, чтобы встречали. Стоим на проспекте Карла Маркса.


Движемся вдоль озера Толбо, небольшой набор высоты, и пошли сплошные снежные перевалы. Гоняем на перегонки.


16-15 ( 315км ) Открылся вид на город Ульгий. Тусуемся в ресторане у Ханата. Бешбармак, тосты, разговоры.


Завтра едем на Монгольско- Российскую границу. Пора пробиваться в Россию.


19.05.2005 Монголия. Ульгий.



8-00 Подьем, едем в ресторан Ханата завтракать. Тривиальное чаепитие вылилось в несреднюю оргию, поэтому стартуем в 8-50 . Наш путь лежит к российской границе через заснеженные перевалы. Вроде не круто, но на спусках тащит по грязи. У Оли оказалась выключенной рация и все добрые советы Шуры, канули в пустой эфир. Олины междометия, кстати тоже. Носимся вокруг колонны кругами, снимаем на фото и видео. Остальные чинно идут колонной, с чувством явной зависти. Подрезаю у доктора бразды правления, пока нет гаишников, надо порулить по горам Монголии ридной.


11-10 ( 93км ) Подтягиваемся к монгольской таможне, потрещали с родственником Ханата по материнской линии. Прошли таможню за пол часа! Это рекорд. Правда, на нейтральной полосе подвалили два перца, сняли полтяк баксов за быстрый подъем шлаукбаума.


11-40 Гоним по нейтральной земле, тут уже асфальт, чувствуется приближение России.


12-30 ( 119км ) Дорулил до российской границы, Оля пустила легкую слезу, у нее щемящее чувство родины. Алтайская пограничница заворачивает нас на санобработку колес.


Паспортный контроль прохожу по паленной визе - 2004 года! Опять мне ставят штамп на кривую визу. Показываю правильную, переделывают. Ленивый досмотр наших пыльных пожитков и мы на родной земле.


Обедаем в Кошмар-агаче. Да здравствует наш ненавязчивый сервис, хамоватые официантки и невнятная кухня.


20.05.2005 Утро на Семинском перевале. Пологая седловина, шум кедров и свежий таежный воздух. Слегка перепаковываем машины и завтракаем в местной столовой. Ритм более неспешный, места знакомые. Наш маршрут на сегодня : Горно-Алтайск, Бийск, Новосибирск.


8-30 Старт с перевала. Народ тянется навстречу, на Алтай , отдыхать.


По пути тормозимся в Сростках, отовариваемся медком, медовухой и калиновым сиропом. Доктор простыл и сипит на всех страшным сипом. Встречные аптеки игнорирует. От лечения уклоняется.


13-00 Миновали Бийск. Движение на трассе оживленное, но скорость колонны высокая (110км/ч )


13-20 Прошли 358км. Все уже позвонили по домам, доложились о планируемом прибытии. Чем меньше остается километров, тем труднее усидеть на месте.


Наконец мимо проносятся Черепаново, Бердск и Академ….


17-00 Ура мы Дома!!!!!! Замкнули накоротко петлю вокруг Азии. Перемахнули через Алтай, Тянь Шань, Нянь Шань, Тибет и Гималаи. Прошли психологически самую трудную часть маршрута. Вернулись без потерь и полные впечатлений. Домой.


Автор: Зюзюк Валентин






Яндекс.Метрика    сайт:  Комаров Виталий