Главная Карта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Наше Наследие Исследователи природы Полевые рецепты Архитектура Космос


Репортажи | 70-летие Победы в Крыму

70-летие Победы в Крыму глазами израильтянина


Эта статья по причинам технического плана разбита на 2 части. Ссылка на 2 часть в конце. Пожалуйста, читайте до конца.



То, что праздник 70-летия Великой Победы нужно отметить в стране-победительнице, мне было совершенно очевидно. И тот факт, что судьба зашвырнула меня за тысячи километров от тех мест, где более семи десятилетий назад определялся ход мировой истории, не могло служить оправданием для того, чтобы остаться в стороне.


Москва или Севастополь, куда лететь? В Москве ожидался грандиозный парад. Но в Крыму мои корни. В свете того, что вокруг возвращения Крыма в Россию во всём мире до сих пор идут бурные дискуссии, то я выбрал второй вариант, заодно смогу проверить, как обстоит дело с санкциями.


Прошу читателя извинить меня за уделение повышенного внимания теме перелёта и аэропортов, но любому иностранцу, вздумавшему посетить Крым, потребуется провести от 10 и более часов в дороге, и половину этого времени - в аэропортах Москвы и Симферополя. Так что впечатления о России и о поездке в Крым во многом неразрывно связаны с впечатлениями от пребывания в аэропорту Шереметьево в частности.


Приобрёл я билеты на рейс Аэрофлота. Несмотря на то, что прошёл год после присоединения полуострова, даже Аэрофлот не предлагает прямых международных рейсов в Крым. Я не вдавался глубоко в причины существования такого казуса, хотя тема интересная сама по себе. Для того, чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо уделить немало времени и ознакомиться с особенностями международных соглашений и нормативных актов, а потом послушать, что говорят за кулисами. Не в этот раз. Пока же дорога из Тель-Авива в Симферополь занимает от 11 до 15 часов благодаря тому, что кратчайшей дорогой в Крым оказывается та, которая ведёт через Москву.


Услугами Аэрофлота я пользовался впервые в жизни. И вот что хотел бы отметить: у стюардесс этой компании действительно очень красивая и стильная форма. Сами стюардессы и стюарды, как я отметил, затрудняются свободно изъясняться на английском в нестандартной ситуации. То есть, не в том случае, когда уже наработан запас стандартных фраз-заготовок, а когда нужно именно пообщаться с пассажиром, понять, что он хочет и объяснить ему, что ему делать со своими хотелками.



Airbus A330


Еда в самолётах Аэрофлота довольно вкусная, а размер порций ничуть не отличается от других авиакомпаний, услугами которых мне доводилось пользоваться. Сам сервис тоже ничем особенным не отличается. Приятно порадовал широкофюзеляжный Airbus A330 с мультимедийной системой в спинке каждого кресла и большой видеотекой относительно свежих фильмов.


Московский аэропорт Шереметьево я тоже посетил впервые. До этого был в Домодедово, который меня совсем не впечатлил. Не подходит Домодедово на роль международного аэропорта столицы большой страны. А вот Шереметево в этом плане гораздо солидней.


Цены на еду и напитки вызвали у меня настоящее изумление. Увидев ценник в почти 400 рублей за рюмку кофе, я искренне порадовался за москвичей, для которых, наверное, такие расценки вполне приемлемы. Да и чашка эспрессо или американо за 250 рублей в менее гламурном кафе, окажется дороже, чем на набережной Тель-Авива в приличном заведении.


В терминале для внутренних рейсов стоят автоматы по продаже напитков, сэндвичей и сладостей, которые принимают только купюры, и не дают сдачи. Считаю, что это очень толково придумано. Поскольку купюру в десять рублей я так ни разу не смог подержать в руках, я подозреваю, что автоматы приносят хороший доход, не отдавая сдачу с 50 и 100 рублёвых купюр.


В терминале для международных рейсов мне удалось обнаружить один единственный туалет на весь терминал, довольно небольшой по площади! Очередь туда вытянулась метров на десять снаружи. В очереди я стоять не хотел и некоторое время безрезультатно искал другой туалет. Не нашёл. Скажу мягко: это крупная недоработка. Самолётами часто летают люди со слабым здоровьем, ведь это общественный транспорт. Туалет нужен не только оправиться, а иногда ещё и привести себя в порядок. Для этого туалет в аэропорту не должен быть набит битком приплясывающими от нетерпения людьми. Странно, что в Шереметьево этого не понимают.


По дороге в Крым я скромно позавтракал в терминале для внутренних рейсов вкусным сэндвичем с курицей, сыром с кофе за 550 рублей, а по дороге домой пообедал в международном терминале за 800 рублей гамбургером с чипсами и кофе в приятном ресторанчике, где работали такие официантки, что взгляд отвести было непросто.


Сами перелёты Москва-Симферополь и обратно прошли спокойно и без запоминающихся деталей. Все пассажиры вели себя прилично, вежливо и корректно по отношению к попутчикам, никто не распивал спиртных напитков и не буянил, не кричал и не скандалил с проводницами. Большинство пассажиров просто пыталось подремать. Честно говоря, перелёты в самолёте, заполненном израильтянами менее приятны и комфортны в сравнении с перелётом Москва-Крым и обратно. Израильские пролетарии, большие компании из ультра-религиозных мужчин или детки из богатых семей, летающие в отпуск, являются довольно неприятными попутчиками. Ну а совсем грустно - это попасть на место рядом с религиозной еврейской мамашей с 3 малыми детками погодками. Головная боль и отвратительное настроение будет обеспечено. Начитавшись в интернетах историй про отрывающихся по дороге в отпуск российских граждан, я ожидал всякого. Но абсолютно зря.


Итак, выйдя из самолёта в симферопольском аэропорту, я увидел скромное здание терминала, зажатое между двух строек. Надеюсь, что достроят аэропорт достаточно быстро и качественно. Необходимость в новых зданиях очень велика. Пока же прилетающие могут полюбоваться стройкой и пофантазировать о том, что получится в результате. Не может не радовать тот факт, что стройка уже идёт. Для сравнения, в Израиле только на планирование и разрешение потребовалось бы не менее двух лет при самом оптимистичном раскладе.


Сразу опишу свои впечатления от симферопольского аэропорта во время отлёта, чтобы больше к этой теме не возвращаться. Рейсы аэрофлота отправлялись из нового терминала С, который отчего-то обозначен буквой В снаружи. Не спросив, не разберёшься. Терминал слишком мал, в нём довольно тесно и мало сидячих мест. Для не очень загруженной ночи до начала основного сезона - нормально. Но в разгар сезона будет очень тесно.


Отметил, что в терминале нет кулеров с питьевой водой. А надо бы поставить как минимум три. В зале ожидания перед вылетом можно приобрести пиво, кофе\напитки и пополнить счет на телефоне. Бесплатного вайфай не было, что меня расстроило.



Симферополь, Аэропорт


Я очень надеюсь, что в июле месяце, когда я снова там окажусь, смогу увидеть изменения к лучшему. Аэропорт - сейчас главные ворота Крыма. Гости полуострова проводят в нём в среднем около двух-трёх часов. Впечатления от этих часов являются тем, что подводит итог под всем от визитом в Крым. Пока что каких-то качественных изменений, в сервисе или в удобствах, по сравнению с визитом в 2012 году, я не заметил.


Для того, чтобы попасть из аэропорта в Севастополь, как оказалось, необходимо пересечь весь Симферополь. Объездная дорога, которая была разрушена в сентябре 2014 года, до сих пор не восстановлена. В принципе, я ничего не имел против поездки через столицу республики. Выяснилось, что для того, чтобы миновать город требуется больше часа времени даже в относительно спокойное время дня. Движение в городе довольно интенсивное. Состояние же дорог продолжает напоминать о 23-х годах украинской независимости. За те годы, что прошли с того момента, когда я в последний раз водил танк или катался на армейском джипе по горным тропкам, я чуток отвык от жёсткой тряски и постоянных виляний влево-вправо с целью объезда ям. Я знаю, что многие россияне не считают дороги в Крыму особенно плохими, но, как по мне, дороги внутри городов просто ужасны, а междугородние трассы не то, чтобы ужасны, но в плачевном состоянии. Единственное место, где я за время своего визита увидел действительно абсолютно новое дорожное покрытие - это вокруг штаба флота в Севастополе. Очень хороший участок скоростного шоссе я отметил по дороге с Фиолента на Сапун-Гору. Но я понятия не имею, кто и когда эту трассу отремонтировал.




Приехав в Севастополь, немного отдохнув, я, ещё засветло, выдвинулся осмотреть бухту и набережную. Проехал к памятнику комсомольцам, а затем к самому молу у входа в бухту, чтобы сделать несколько кадров стоящих в парадном ордере кораблей Черноморского Флота. После этого я прогулялся пешком вдоль набережной - той самой знаменитой набережной которая и является самой известной туристической частью города. Надо сказать, что, предпраздничная атмосфера вечера 8 мая оставила у меня самые приятные впечатления от всей поездки. Город был уже заполнен до отказа гостями, но ещё не переполнен, как на следующий день. Довольно много гуляющих весёлых людей, которые, тем не менее, не создавали заторов. Очень много молодёжи и красивых девушек, на которых мне пока что всегда приятно посмотреть. За время моего пребывания в Севастополе я не видел бомжей, цыган, нищих, попрошаек, лиц со следами регулярного злоупотребления алкоголем или наркотиками, напёрсточников. Впрочем, такого в центре Севастополя я не замечал и в предыдущие визиты, в отличие от других городов Крыма.




На набережной, недалеко от памятника затопленным кораблям, своим живым выступлением привлёк довольно большое число отдыхающих местный вокально-инструментальный ансамбль, название которого я не запомнил. Ребята, как мне объяснили, довольно известны в городе, но не брезгуют регулярно давать подобные уличные концерты. Ансамбль исполнял известные композиции в своей несколько вольной обработке, а люди пускались в пляс.



Уличные музыканты


Закат был прекрасен, красное солнце медленно опускалось в свинцовую воду бухты, прогулочные катера гоняли чаек, а звуки музыки растекались в густом воздухе над спокойным морем. Умеренно тёплая погода уже позволяла местным и приезжим красавицам продемонстрировать достоинство своих гипнотизирующих фигур, но не позволяла скатиться в банальную пошлость, оголяя то, что лучше оставить таинственно прикрытым.


Кофейни, закусочные и ресторанчики всех уровней были забиты посетителями до отказа, несмотря на кусачие, на мой взгляд, цены. Не думаю, что представители местной сферы услуг станут жаловаться на сезон, если он так начинается. Думаю, что проводив уходящий летний день за ужином в одном из ресторанчиков с видом на бухту, заказав что-нибудь из рыбного меню, можно обогатить свою копилку приятных воспоминаний



Ветераны


9 мая я совершил ошибку - я слишком поздно встал. Сказались сутки без сна и долгая дорога. Начало парада было назначено на 10 часов, а уже в 8 утра площадь Нахимова была герметично оцеплена полицией, все подступы уже были заполнены зрителями и участниками. Людей было во много раз больше, чем могли вместить несколько улиц прилегающих к месту проведения парада. В некоторых местах была настоящая давка. Другую ошибку я совершил, когда решил не пробиваться в первый ряд зрителей на подступах к аллее славы, когда ещё была возможность, а решил выбрать точку повыше. Таким образом, я мог отснять несколько общих планов, отлично поймать пролетающие самолёты, но лишил себя возможности заснять без помех людей, марширующих в колоннах, с наиболее выгодного ракурса.


Два часа я ждал начала парада, заняв место и установив камеру. Неожиданно не по-весеннему, а по-летнему начало припекать солнце. А люди всё прибывали и прибывали нескончаемым ручейком. Места всем не хватало. Въезд в город для автомобилей силовики перекрыли ещё вечером восьмого числа. Очень многие гости города оставили свои автомобили очень далеко и проделали долгий путь пешком к месту проведения парада. Так же довелось услышать из разговоров в толпе, что некоторые граждане, которые не смогли найти жильё на ночь в городе, проводили ночь в машине.


Не думаю, что Севастополь когда-либо принимал такое количество гостей единовременно. Местные СМИ сообщали, что город посетили более 300 тысяч гостей на День Победы, и это только те, кто так или иначе оставил после себя документальные свидетельства прибывания. Надо думать, что реальное число гостей гораздо больше. Совершенно точно известно, что никакого свободного жилья на праздник в городе не осталось. Снимали даже не совсем подходящие для проживания помещения, что для Крыма не редкость.


Лично я в этот день видел машины с номерами Евросоюза не один раз. Поскольку я не разбираюсь в кодах регионов на российских номерах, то могу только засвидетельствовать из кратких разговоров с людьми, что в Севастополь доезжали на автомобилях люди из Красноярска и Екатеринбурга, не говоря уже про Ростов, Сочи и Краснодар, которые по российским меркам совсем недалеко.


К началу парада плотность зрителей, толпящихся на тротуарах, лестницах, парапетах, газонах, достигла своего предельного значения. Нещадно, не по-весеннему, а очень даже по-летнему палило солнце. Некоторые зрители мужественно отстояли по 2-3 часа, не двигаясь с места, чтобы не оказаться оттеснёнными с выгодных позиций.



И вот, зрителям, ожидающим вокруг Площади Нахимова, стала слышна военно-морская часть парада, которая длилась недолго, а завершилась несколькими залпами из корабельных орудий.


Вслед за этим над городом прошла вавиация - боевые и военно-транспортные самолёты и вертолёты Российских ВВС. Эта часть была относительно короткой.




В 10 утра началась военно-сухопутная часть парада. Маршем парадными коробками прошли моряки, десантники, солдаты и служащие силовых ведомств, В парадном строю было 38 единиц боевой техники. В том числе береговой ракетный комплекс «Бастион», береговой ракетный комплекс «Бал», бронемашины «Тигр», несколько установок «Град» и две 100-милиметровые противотанковые пушки «Рапира». Сразу за военными прошли ветераны войны. Ветеранов, к сожалению, осталось уже немного, несколько десятков человек.



Автор фотографии: Владимир Клабуков


Вслед за ветеранами пошли парадные колонны представителей различных организаций: ветераны флота, представители союза офицеров, военных и морских академий, политических партий, отрядов самообороны, патриотических организаций и казаческих формирований.



Автор фотографии: Владимир Клабуков



Автор фотографии: Владимир Клабуков


Надо сказать, что казачьи формирования очень колоритны, особенно на мой вкус. Как человеку, никогда ранее с этим явлением не сталкивавшимся, мне чудно было смотреть на большое количество мужчин разного возраста, очень тепло и красочно, часто старомодно разодетых в такую жаркую погоду. Надо отметить, что немало казаков в обычной военной форме осуществляли охрану порядка и стояли в оцеплении, освобождая для более важных дел полицейских. Наверное, казаки, как то незаметно для меня, стали в России неотъемлемой частью любого военно-патриотического действа, включая празднования Дня Победы.



Автор фотографии: Владимир Клабуков



Автор фотографии: Владимир Клабуков


Когда прошли все колонны казаков и прочих организаций, проспект заполнили колонны Бессмертного Полка. И это было очень впечатляюще. Нескончаемым потоком шли люди с портретами своих предков, старики и дети, мужчины и женщины, молодёжь, шли поодиночке и целыми семьями. Марш Бессмертного Полка продолжался более двух часов. Я не могу сказать точно сколько, потому, что на пятом часу под палящим солнцем и без запаса воды мне слегка подурнело, пришлось уходить.




В марше приняли участие люди со всей России и республик бывшего СССР. Активное участие очень большого количества молодых россиян в этом, казалось бы скучном для ребёнка или подростка действии - шествии Бессмертного Полка, показывает, что у России есть будущее. Будущее не построить без крепкого фундамента, а одним из несущих камней этого фундамента является память молодого поколения о подвиге предков. Несмотря на то, что у россиян пытались отнять память и уважение к своим героям, внушить, что подвига то и не было, “демократическому сообществу” этого, по сути, сделать не удалось.



Казак


Недалёкие недоброжелатели объяснили массовое участие россиян во всероссийской акции какими-то нелепыми версиями - согнали, приказали, заставили… Не иначе, как под страхом ссылки в Сибирь или расстрела. В нынешней России за такие перлы убогих “общественных деятелей”, “демократических журналистов” и “экспертов” даже не бьют, а смеются, как над придурками.


Только посетив Севастополь и посмотрев на значимое событие непосредственно своими глазами, обойдя всё пешком, проведя многие часы среди толпы, а потом ознакомившись с описанием этих событий в иностранной прессе, я могу сказать, что подобная наглая ложь не является плодами бреда альтернативно одарённых людей, а является тщательно спланированной и отлично поданной оголтелой пропагандой, целью которой является демонизация России и народов, её населяющих.


В массе плохое знание россиянами иностранных языков и нежелание и неумение качественно и системно работать в области формирования мирового общественного мнения, работать с лояльными иностранцами, всё это приносит плоды в виде разгрома и позорного отступления в битве за образ России и россиян в глазах западного обывателя. Успех Раша Тудей в другом полушарии при этом не является тем, что может компенсировать провалы в других областях.


Продолжение праздника намечалось на вечер, когда на 22:00 был запланирован салют. Перед салютом гражданам дали возможность насладиться концертом на площади Нахимова, для чего заранее, за несколько дней отстроили там огромную сцену. Вся площадь перед сценой была заполнена зрителями до отказа.



Концерт на площади Нахимова 9 мая


Для того, чтобы посмотреть на салют, снова многие тысячи жителей и гостей города за два-три часа начали занимать удобные места на набережной, которая постепенно заполнилась под завязку. Тут уж приходилось выбирать или смотреть концерт или занять лучшие места на набережной для просмотра салюта.



В ожидании Салюта


Корабли Черноморского Флота всё ещё стояли на рейде, красиво подсвеченные огнями. Для запуска фейрверка был задействован один военный корабль и одна специальная баржа, стоявшая на якоре метрах в пятистах от набережной. Надо сказать, что салют получился отменным, хотя и не очень продолжительным, он начался и завершился примерно за 15 минут. Часть мне удалось запечатлеть в видеоролике. Салют был принят зрителями восторженно. Опять же, несмотря на тесноту, абсолютно все вокруг вели себя культурно, вежливо и корректно.


Сразу после салюта основная масса зрителей стала расходиться из центра города, а молодёжь занимала скамейки в парках и сквериках, откуда уже доносились смех и звуки гитары. Люди постарше и семьи стали разъезжаться и расходиться по домам и гостиницам, но город не уснул. Праздник продлился до глубокой ночи, а к утру город обезлюдел. Те, кто благоразумно, как я решил ночью выспаться, утром отправились с визитами по памятным местам, связанных с событиями Великой Отечественной.



Мыс Фиолент


Поздним утром я отправился в небольшое турне вокруг города: посетил Мемориальный комплекс “35-я Береговая Батарея”, побывал на Сапун-Горе, заехал на мыс Фиолент и, конечно же, заскочил в Балаклаву. Абсолютно везде можно было видеть семьи с детьми и организованные туристические группы студентов или людей разного возраста, явно прибывших из материковой России. Самое большое количество студенческих групп я увидел на 35-й Батарее. На одном из автобусов была атрибутика какого-то воронежского колледжа. Автобусов было никак не меньше шести, и это говорит о тенденции. Часам к 11 утра весь мемориальный комплекс был уже явно переполнен. Когда я его покидал, то столкнулся лицом к лицу с колонной солдат-срочников под командованием прапорщика, которым наверное организовали культурный день.



Пустая площадь Нахимова утром 10 мая



Аллея на Сапун-Горе


Сам комплекс отстроен и восстановлен на деньги Алексея Чалого, нынешнего председателя законодательного собрания города. Вход бесплатен, а оплачиваются только услуги гида, для тех, кто желает послушать трагическую историю сражения за этот залитый кровью клочок земли.



Сапун-Гора



Мемориал защитникам Севастополя. Сапун-Гора


Когда стоишь на этом клочке обрывистого берега, когда представляешь себе, что там нет ни одного квадратного метра земли, на котором бы не погиб минимум один советский солдат, то начинаешь испытывать довольно необычные, странные и тревожные чувства. Правда для того, чтобы проникнуться атмосферой места, необходимо действительно основательно ознакомиться с событиями, разыгравшимися там.


А после личного и непосредственного знакомства с историей этих мест не останется ни каких вопросов, чей же всё-таки Крым и Севастополь.



Вход в казематы 35-й Батареи



Берег 35-й Батареи


В Балаклаве и на Фиоленте организованных групп было гораздо меньше, зато было огромное количество бедных россиян на скромных джипах известных японских и европейских производителей, и на машинах представительского класса, очевидно купленных на последние довоенные деньги. На скромных собственных яхтах под российскими флагами, измождённые нехваткой качественного испанского хамона и французского фуагра молодые парни и девушки пили тёплое пиво заедая всякими морскими гадами, очевидно, купленными по-дешёвке на последние деньги у местных рыбаков.


Читать продолжение


Автор Равид Гор


Источник







Яндекс.Метрика    сайт:  Комаров Виталий