Есть на федеральной трассе Новосибирск - Ташанта овеянный легендой участок, который называется Чуйским трактом.
Дорога берет свой разбег у коммунального моста через реку Бию в одноименном городе Бийске и устремляется через живописные места вглубь алтайских гор к границе с Монголией. Отрезок пути составляет 419 км и пролегает по маршруту: Бийск-Майма-Усть-Сема-Черга-Шебалино-Онгудай-Иня-Кош-Агач-Ташанта. Тракт проходит по живописным долинам бурных горных рек Катуни и Чуи. Дорога серпантином через скалы поднимается на высокие горные перевалы, и неизменно вызывает восхищение всех, кто хоть однажды проезжал этой дорогой.
У жителей Республики Алтай о Чуйском тракте ходит множество легенд.
С давних времен, еще со времен Тамерлана эта дорога у местных жителей пользовалась дурной славой. На месте современной трассы в древности проходили торговые пути, по которым ни одно столетие шли караваны с различными товарами из Азии в Сибирь и Европу.
Очень часто по этой же дороге на Алтай приходили и враги.
Первое письменное упоминание о Чуйском тракте содержится в русских летописях, датируемых 1788 годом. В тот год русские купцы впервые достигли реку Чую в Курайской степи. С тех пор - вслед за добровольным вхождением южных алтайцев в состав Российской империи 1756 года - началось освоение и планомерное обустройство Чуйского тракта.
Постепенное переустройство вьючного пути в колёсную дорогу началось еще в конце 19 века. Все работы производились силами местного населения – в порядке трудовой повинности. Уже во времена советской власти, в 1922 году молодое советское правительство признало Чуйский тракт дорогой государственного значения. Даже в годы Великой Отечественной войны на Чуйском тракте регулярно проводились работы по расширению полотна дороги и его обустройству.
Чтобы представить себе, что из себя тогда представлял Чуйский тракт, и как в то время строилась дорога, достаточно посмотреть исторические фотографии тех времён.
Сегодня Чуйский тракт - это современная и великолепная трасса на всём её протяжении.
В Бийском городском краеведческом музее имени Виталия Бианки есть единственная музейная экспозиция в стране, которая посвящена автодороге. И это не случайно. Чуйский тракт - это не просто шоссейная дорога, ведущая в горы, но и соседствующие с ней живописнейшие исторические, природные, архитектурные и археологические объекты.
Вот именно поэтому популярный американский журнал о географии и природе "National Geofraphic" включил Чуйский тракт в список 10 самых красивых дорог со всех континентов Земли. Редакторы журнала порекомендовали читателям непременно посетить Чуйский тракт на своих автомобилях. В этой десятке Чуйский тракт определен под № 5.
Есть у Чуйского тракта и свой неофициальный гимн.
Это известная шофёрская песенка про Кольку Снегирёва. В песне поётся о том, что в прошлом веке был такой шофёр, Колька Снегирев, который водил в этих местах свой "АМО". Он безответно любил свою хорошенькую коллегу Раечку, управлявшую грузовым "Фордом". Как-то девушка сказала парню, что если он обгонит ее на трассе, то, она "станет его". Увидев впереди на дороге "Форд" своей возлюбленной и забыв про осторожность, лихой Колька стал гнать изо всех сил и, не совладав с непослушной машиной, упал в пропасть.
Впервые мелодия песни прозвучала в фильме В.Шукшина "Живет такой парень".
Довольно долго все считали, что и мелодия и текст песни народные. Однако у песни есть автор - это Михаил Михеев.
Сам прототип этой песенки, реальный шофёр "СовАвтоБийска" Николай Ковалев, счастливо дожил до старости. Но многие, кто пел и слушал эту песню, были твёрдо уверены, что история описанная в песне, произошла на самом деле.
Сегодня Колька Снегирев олицетворяет собой всех водителей, которые осваивали эту своенравную, но, безусловно, великую дорогу.
Неслучайно Кольке Снегиреву в конце 70-х годов прошлого века на 744 км Чуйского тракта поставили памятник. На груде камней установили штурвал и сваренные части автомобиля.
А два года назад герою песни, как благодарность всем шоферам, на Чуйском тракте, там же у Белого бома, был установлен полноценный памятник.
На постамент установили автомобиль, символизирующий полуторку "АМО", на которой и ездил Колька Снегирёв из знаменитой песни (машину, которую в песне Колька "как сестренку родную любил").