Главная Карта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Наше Наследие Исследователи природы Полевые рецепты Архитектура Космос


Peпopтaжи | Царское село

Царское село, оно же Детское село, оно же город Пушкин


Это было достойное окончание нашего вояжа по Питерской земле. Мы, наконец, попали в Екатерининский дворец. Такое бывает: ездишь по заграницам, восхищаешься замками и дворцами, а свое родное никак не посмотришь. Вот оно - создание Растрелли! Золотое богатство, но не подавляющее своей роскошью, а заставляющее восхищаться мастерством архитектора и красотой созданного им. Версаль перед ним блекнет совершенно (как и версальские парки перед Петергофом)!


В этом посте только впечатления и то интересное, что рассказал нам потрясающий экскурсовод, к которому нам повезло попасть в группу. Он, кстати посоветовал нам в следующий раз приезжать во дворец на самый последний сеанс – именно в это время в залах меньше всего народа и можно спокойно насладиться и поснимать. А так на всех фото будут люди – их во дворце предостаточно.



Дворец времен Екатерины Первой был перестроен Растрелли в 1756 г. Здесь он впервые применил анфиладное строение. Во дворце не скупились на золото – Елизавета любила роскошь - на внутренний и внешний декор использовано около 100 кг червонного золота!


Прошу прощения за не очень хорошее качество фотографий: мы, в основном, слушали и смотрели, смотрели...


Во дворце много потрясающего и первое из них - Большой зал, или Светлая галерея, как его называли в XVIII веке. Это самое большое парадное помещение дворца. Этот нарядный зал площадью более 800 квадратных метров предназначался для проведения официальных приемов и торжеств, парадных обедов, балов и маскарадов. Окна Большого зала, занимающего всю ширину дворца, выходят на обе его стороны. Летом интерьер пронизан солнечным светом, играющим на позолоте в течение всего дня, вечером Светлую галерею освещают 696 свечей, обрамляющих зеркала.




За Большим залом – антикамеры (итал. anticamera — передняя, прихожая). Гости, приезжая во дворец, поднимались по Южной лестнице и попадали именно сюда перед входом в Большой зал. А при Екатерине Великой здесь иногда проводились увеселительные спектакли. Сейчас в одной из антикамер стоят столы, и на них макет созданного Растрелли сладкого стола «Сладкий партер». Кондитерские изделия были тогда отдельным номером программы: из шоколада, марципанов, карамели и сахарной пудры «строили» чаши, деревья, замки и т.д. Вкуснота и красота))






Малиновая и Зеленая Столбовые – эти залы называются так из-за украшающий их стеклянных пилястр – «столбов», под стекло подложена соответственно малиновая и зеленая фольга. Экскурсовод сказал нам, что способ создания цветной фольги утерян. Так это или он просто шутил с нами, не знаю.




Картинный зал. Здесь собраны больше сотни шедевров западноевропейских художников XVII – начала XVIII веков. Но несмотря на очевидную художественную ценность, живописная коллекция использовалась в Картинном зале исключительно с декоративной целью. Размещая произведения на стене, архитектор учитывал прежде всего их размеры и колористическое решение: отделенные друг от друга узким золоченым багетом, картины сливаются в единый красочный «ковер».



Парадная лестница



Китайская гостиная Александра I. В ней единственной стены обиты китайским шелком, расписанным вручную акварельными красками



Зеленая столовая – это уже помещения, оформленные Ч.Камероном по приказу Екатерины Великой для наследника Павла. Раньше на этом месте был созданный Растрелли Висячий сад



Конечно, нельзя не сказать про жемчужину дворца, «жемчужину» из янтаря - Янтарную комнату.


Снимать в ней нельзя, поэтому фото из Интеренета.



Она появилась в России, как и многое, благодаря Петру Первому. То ли Петр сам попросил ее у короля Пруссии Фридриха-Вильгельма Первого, то ли тот сделал широкий жест и подарил ее русскому царю, но комната оказалась в России. Сначала ее разместили в Зимнем дворце, а в 1755 г. ее перенесли в Царское село. Помещение, выделенное для комнаты, было намного больше, и поэтому Растрелли пришлось добавить пилястры с зеркалами и золоченую резьбу по дереву.


Комната, похищенная нацистами, бесследно исчезла во время Великой Отечественной войны в Кенигсберге.


В 1981 году начались работы по воссозданию камнерезного шедевра XVIII века. Реконструкцией по 1997 год руководил А. А. Журавлев. Для этого в Пушкине была создана специальная янтарная мастерская. К 300-летию основания Петербурга, отмечавшегося в 2003 году, Янтарная комната была полностью восстановлена. По мнению барона Эдуарда фон Фальц-Фейна, видевшего в свое время утерянный оригинал, восстановленная Янтарная комната даже лучше прежней.



И нельзя не рассказать о работе реставраторов. Когда гуляешь по дворцам и паркам под Питером совершенно забываешь о том, что здесь была война. И невозможно представить, что все эти великолепные творения рук человеческих были человеческими же руками превращены в руины. Когда мы увидели фотографии Екатерининского дворца после войны, я просто ахнула – ничего, почти совсем ничего не сохранилось, голые стены. И какими же волшебниками должны быть реставраторы, чтобы по капельке, по крошечке воссоздать то, что было разрушено и воссоздать именно так, как это было при Елизавете и Екатерине.




Наш экскурсовод много раз напомнил нам, что этот дворец – не только творение Растрелли, но и творение питерских реставраторов. Низкий им поклон!


Екатерининский дворец не смотрелся был так изумительно, не будь вокруг прекрасного парка. Питерские парки - это вообще удивительные создания природы и рук человеческих, и очень сложно выделить из них какой-нибудь единственный, каждый хорош чем-то своим. Собственно смотреть золотую осень мы ехали только из-за моего воспоминания о павловском парке, в который по иронии судьбы мы в этот раз так и не попали. Зато погуляли по Царскому селу и в этот раз по Екатерининскому парку. А про прогулку по Александровскому парку несколько лет назад в суровую зимнюю пору напишу как-нибудь еще.


Немножко о названии. Собственно для меня было откровением, что название «Царское село» происходит отнюдь не от живших здесь русских царей, а от названия усадьбы шведского магната Сарская мыза (по-фински Saari mojs - «возвышенное место»). После изгнания с этих земель шведов, Петр Первый подарил эту усадьбу Меньшикову, а потом Екатерине Первой.



Так вот Екатерининский парк. Он состоит из двух частей: регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка. Старый (Голландский) сад основал, по преданию, сам Петр I – есть легенда, по которой он сам посадил платаны и дубы, а что, запросто мог, не гнушался он любого дела.


А вообще создали парк голландские мастера садово-паркового дела. Потом его немножко расширили, украсили скульптурами, и Растрелли спроектировал павильоны «Эрмитаж» и «Грот».



Мы сразу пошли к Эрмитажу – стоящий напротив дворца он сразу привлекает внимание. Традиционный растреллиевский стиль – золото на голубом.  Вокруг павильона канал причудливой формы, но он так и не был заполнен водой – Царское село не Петергоф и воды тут не хватало.



Погуляв по регулярному парку, устремились в пейзажный, к которому больше лежит душа, да и время поджимало.


Сначала полюбовались им с Камероновой галереи – это строение появилось здесь благодаря Екатерине Великой, которой захотелось иметь что-то греко-римское. Проектов было много, но выбрала Екатерина проект Ч.Камерона, архитектора, который был известен своей книгой “О древних банях”. В общем, получилось нечто античное с банями (термами) на первом этаже и галереей на втором.




А вот парк, вернее Большой пруд, ставший центром пейзажного парк.



Это парк создавался тоже при Екатерине. Почти каждый год в парке появлялись какие-то постройки. Я буду описывать не в хронологическом порядке, а по нашему маршруту. А начали мы с «китайских» построек 1770-х годов – была тогда пора увлечения китайскими мотивами.


Сколько не гуляем по «царским» паркам – всегда удивляемся фантазии архитекторов – совершенно неожиданно перед нами возникает Китайская беседка.



Ее еще называют Скрипучей из-за флюгера на крыше, который при поворотах издавал скрип.


Рядышком, но уже на территории Александровского сада находится целая Китайская деревня, где, кстати, некоторое время жил Карамзин.



Екатерининский и Александровский парки разделяет Подкапризовая дорога, которая получила свое название благодаря двум сооружениям — Большому и Малому капризам. Оба они представляют собой искусственно образованные насыпи с арочными пролетами над дорогой. Согласно старинному преданию, земляные арки-переходы были окрещены Большим и Малым капризами потому, что императрица Екатерина II, утверждая сметы на связанные с ними дорогостоящие строительные работы, долго колебалась, а, подписав, сказала: «Быть так, это мой каприз».



А дальше классические постройки сменялись готическими, руины - мостами, ворота - пирамидами.


Фантазии заказчикам и исполнителям было не занимать))








Несколько построек посвящено победам в Русско-турецких войнах.


Башня-руина. Хотя внешне она не напоминает ничего турецкого, а скорее что-то европейское, но она была построена именно как памятник и на замыкающем арку гигантском камне высечена надпись: «На память войны, объявленной турками России, сей камень поставлен 1768 году».



Как и в каждом, по-моему, Питерском парке, в Екатерининском тоже есть Чесменская колонна, только мы ее не сняли((


А самое злорадное строение, посвященное уже русско-турецкой войне 1828–1829 годов, была построенная при Николае I на мысу Большого пруда «Турецкая баня». По виду - это мечеть, а использовалась, как баня.



Еще на берегу Большого пруда стоит Адмиралтейство – ансамбль из 3 кирпичных павильонов в голландском стиле. Там действительно хранились лодки и шлюпки.




А это, видимо, администрация парка прикалывается))




Парк открыт:


май - июль с 7:00 до 23:00


август с 7:00 до 22:00


сентябрь - апрель с 7:00 до 21:00.Кассы работают с 9:00 до 19:00 в летний период (с 25 апреля по 20 октября). В остальное время вход свободный.


Стоимость билетов:


взрослые - 120 руб.


учащиеся (с 16 лет) и студенты - 60 руб.


пенсионеры РФ и Беларуси - 30 руб.


посетители до 16 лет - бесплатно.


Время работы Екатерининского дворца и стоимость билетов (2016г.):


с июня по август с 12.00 до 20.00 (касса работает с 12.00 до 19.00),


в мае и сентябре с 12.00 до 19.00 (касса работает с 12.00 до 18.00).


Выходной – вторник.


С октября по апрель — вторник и последний понедельник месяца.


С 25 апреля по 20 октября билеты в Екатерининский дворец продаются при предъявлении входного билета в парк:


взрослые — 580 руб.,


учащиеся (с 16 лет) — 290 руб.,


пенсионеры — 290 руб.,


дети до 16 лет — бесплатно.


Источник







Яндекс.Метрика    сайт:  Комаров Виталий