Главная Карта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Наше Наследие Исследователи природы Полевые рецепты Архитектура Космос


Peпopтaжи | Пыльными дорогами Мангышлака 2015

Пыльными дорогами Мангышлака 2015…



Весна, тюльпаны и головокружительный запах полыни. А это значит, самое время устроить поездку воспоминаний в пыльные, но еще совсем не жаркие степи Казахстана.


Сколько же раз мы здесь были?Три, пять или больше? Это неважно…


1. Один Patrol Y61, сотни километров пыльных дорог с одурманивающим запахом цветущей степи, бесчисленное множество ползающей и кусающей фауной, а еще тюльпанами и зеленые лопухи. А ведь всего через несколько недель жаркое и палящее солнце превратит эту цветущую степь в выжженную сухую пустыню. До следующей весны…



2. Покрутив в руках карту с предыдущих поездок по Казахстану и Мангышлаку, отметил места, куда непременно хотелось вернуться именно этой весной спустя много лет, уже с новым подрастающим поколением путешественников.



3. Самое главное не спешить. Насладиться. Молчаливой красотой и бескрайними просторами. Когда можно просто ехать по – азимуту, не думая о направлениях.



4. Здесь все такое уже родное и знакомое и одновременно манящее и неизвестное. Пожалуй, это одно из тех немногих мест, куда можно домчать за 2 дня из Москвы и наслаждаться марсианскими пейзажами.



5. В одном из прошлых путешествий, мы уже пересекли плато Устюрт с Запада на Восток от Каспия до Арала, начав свой путь в Кульсарах вдоль Эмбы и выйдя за Аральском, но упустив гряду Актолагай и плато Аккегершин. В этот раз мы решаем наверстать упущенное и пересечь эту часть плато с Севера на Юг, пройдя по границам Атырауской, Актобенской и Мангистанских областей, через пески Тагалай, вдоль Северного Чинка Плато.


И вот мы уже съезжаем с превосходной трассы Атырау – Бейнеу, и направляемся в сторону Актолагая. Внезапно встречаем колонну машин от клуба «ТАМ в России» (tam-club.ru), они тоже путешествуют по этой части плато.



6. Треки, карты, время – это вторично. Первичны эмоции. Это просто фантастически наблюдать, когда 3-х летняя малышка, открывает глаза, и от удивления не может сказать не слова. Потому, что её окружают бесконечные поля цветущих красных тюльпанов.



7. На плато Аккегершин, еще остались следы ускользающей весны, нет – не в цветочном магазине или аккуратной грядке у дома, а дикие цветы в степи.



8. Алые и желтые.



9. Или верблюды, которых можно подойти и потрогать не в зоопарке, загнанных и безвольных, а в естественной среде обитания.


10. Совершенно другой ритм движения, смакуя каждое мгновение, каждую секунду.



11. И вдруг найдя подъем на плато Аккегершин, непременно хочется остановиться и отведать вкуснейшего обеда, наслаждаясь меловыми останцами и видами на бескрайние солончаки внизу.



12. Потом будет стремительный проброс на юг, к извивающейся Эмбе, рассекающей в одиночестве эти безжизненные просторы северного Чинка. Через пески и барханы, в сумерках наступающей ночи.



13. Что такое восторг? Восторг – это когда под словом песочница подразумевается огромный бархан, возвышающийся в песках Тагалай, вместо жалкой кучки песка во дворе дома, а вместо кефира из магазина, появляется бутылка вкуснейшего «шубата» – верблюжьего молока.


14. Обязательно попробуйте в Казахстане шубат. Это такой же национальный продукт, как и кумыс в Кыргызстане или айран на Северном Кавказе.


Забытые аулы в сотнях километров от районных центров, средь песков и барханов – это тоже Казахстан. Но с электричеством, современными внедорожниками и женщинами в платьях, золотых украшениях и на каблуках.


Но даже в эти некогда пустынные места, приходит цивилизация, благодаря богатым запасам местных недр. Несколько лет назад началось активное освоение месторождений нефти между Бозоем и Бейнеу, появился грузовой трафик в этой части плато и закипела жизнь. Когда-нибудь здесь появится прямой как стрела грейдер от Кульсар до Бозой и от Бозоя до Бейнеу, а пока только местами разбитые колеи да степные дороги.



15. С погодой в этот раз немного не везет – обещают несколько недель дождей. Выбор небольшой, решаем направиться на п-в Мангышлак и посмотреть на него теперь уже весной, тем более, что некогда легендарный зубодробительный грейдер Бейнеу – Актау, за прошедшие несколько лет почти полностью превратился в отличнейшее асфальтированное шоссе.



16. В Шетпе уходим с трассы и направляемся к Шеркале, которая уже не вызывает таких эмоций как в первый раз



17. Пытаемся выбраться к конкрециями ища объезды солнчака, раскинувшегося между Шайыром и конкрециями.



18. Летом этот сор высыхает и представляет собой скоростное шоссе, ну а сейчас все немного сложнее и извилистей и очередную звездную ночь мы встречаем у конкреций. Странные и загадочные каменные образования. Существуют несколько разных версий их появления.



19. Они уже не так удивляют как в первый раз. Что это, отпечаток эмоций и впечатлений, прожитых с того раза или что – то другое?



20. Очередным днем была дорога на мыс Жыгылган и встреча колонной клуба land-cruiser.ru. Удивительные сюрпризы иногда подкидывает нам наша жизнь. Кто бы мог подумать, что в степях Казахстана через несколько лет случайно я встречу Григория из Котласа, который нам помогал во время экспедиции «Печорский Тракт 2013» решить некоторые вопросы в Котласе…



21. Хмурое тяжелое небо, нависающее свинцовыми гирями над картинкой, которая нас поразила много лет назад – да, это мыс Жыгылган.



20. Эти темные краски добавили особую глубину в картинку «упавшей земли», а непрекращающийся дождь, который не позволил нам спуститься вниз по скользкой как лед колее, несомненно, немного спутал наши планы на предстоящую ночь



22. Нам ничего не оставалось, как направиться на великолепные песчаные пляжи Голубой Лагуны, раскинувшиеся между Форт-Шевченко и Актау.



23. Пустынные и красивые места, дарят фантастические краски Каспийского моря. В мае здесь еще немноголюдно, только прохладные воды Каспия и холодный ветер.



24. Учитывая, что у нас еще оставалось несколько дней в запасе, решаем направиться на Песчаный мыс, к пескам и барханам



25. Захватившим большую часть побережья близ Курыка.



26. Интересное место, глубоко врезающееся в воды Каспия



27. Где можно вволю покататься в песках и побродить по барханам как ребенок.



28. И где столбы линий электропередач растут не ввысь, а из под…



29. И на десерт, конечно же, Босжира. Путь к ней лежал через пески Сенека. Огромные барханы из золотистого песка. Спускаем колеса до 0,5 атмосфер, включаем пониженную передачу и патруль медленно и верно забирается на верхушки 30-метровых барханов, словно корабль пустыни.



30. Здесь можно кататься вечно



31. Перед колесами автомобиля разбегаются десятки медлительных черепах и почти не возражают от предлагаемой им фотосессии.



32. Или от урока зоологии в естествественных условиях…



33.Но пора двигаться вперед к урочищу Босжира.



34. Ища среди сотен степных дорог, сухие объезды разлившихся солончаков



35. И вот уже вдалеке показалась гора Бокты, та самая удивительная гора, поразившая нас своей формой и игрой света много лет назад.



36. Она стоит посреди гигантского сора, который стремительно иссыхает после весеннего половодья.



37. Но все равно, еще много где стоит вода и надо быть аккуратнее в один автомобиль.



38. Знаменитая глиняная горка стала значительно более накатанной и более пологой, но по-прежнему отсюда открывается фантастический вид на Бокты.



39. И вот мы снова забираемся на отроги Западного Чинка



40. Урочище Босжира на этот раз нам открылось в самое подходящее для фотографий время ближе к закату



41. Когда горная гряда заиграла всем разнообразием красот в лучах заходящего Солнца.



42. Несомненно, это одно из красивейших мест Западного Казахстана и его надо осматривать как снизу, так и с плато, чем мы на этот раз и воспользовались.



43. Последующий ночной бросок через степь к трассе Актау – Бейнеу логично и красиво завершал эту ностальгическую картинку путешествия.


А на следующий день уже за за Атырау было приключение с поиском короткой дороги к погранпереходу Озинки и поверждением бокса, и старательное избегание федеральных трасс от Саратова до Москвы, ведь возвращаться домой без приключений скучно.


Немного техничской информаци по туру воспоминаний:


Общий пробег: 6000 км, из них 1200 км степей;


Продолжительность: 12 дней;


Израсходовано топлива: 900 литров;


Ну и на удивление от Патруля ничего не отвалилось и ничего не отломалось, наверное слишком медленно ездил…


Источник







Яндекс.Метрика    сайт:  Комаров Виталий