Главная Карта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Наше Наследие Исследователи природы Полевые рецепты Архитектура Космос


Peпopтaжи | Арль и Камарг

Арль и Камарг


Мы отправляемся на юг, в Прованс, в один из самых старых городов Франции и один из самых интереснейших городов на свете. Арль находится в начале дельты реки Рона и в 30 км от Средиземного моря. Древнее название города — Арелат (Arelat) “Болотистое место”. По историческим сведениям его первыми известными жителями были лигуры. Они поселились здесь около 800г. до н. э. Город стал важным финикийским торговым портом ещё до того как перешёл к римлянам. Он становится нежно любимым Юлием Цезарем гало-романским поселением, а начиная с 3 века, центром распространения христианства и столицей Галлии в 4 веке, процветающим сельскохозяйственным районом до эпохи возрождения, и крупным речным портом до появления железнодорожного транспорта в середине 19 века.


Арль, город небольшой, его население сегодня - 56 тыс. чел. На протяжении его долгой истории были взлеты и падения. Ныне, этот город с богатой историей, бережно сохраняет свои старинные достопримечательности. И он очаровывает нас с первых минут пребывания, с первых улиц.




Мы заселяемся в гостиницу, расположенную в Старом городе, портье охотно подсказывает первоначальный маршрут, и мы отправляемся за новыми туристическими впечатлениями. Арль и в самом деле производит впечатление музея под открытом небом, как о нем часто говорят. И кажется, что даже камни здесь говорят о делах минувших дней. Мы начинаем осмотр города, посещаем местный рынок и убеждаемся, что Арль не просто музей под открытом небом: приветливый и самобытный, это одновременно негаснущий очаг творчества и старинных традиций и перекресток дорог прошлого и настоящего …


Сохранившемуся частично античному театру более двух тысяч лет. Когда-то на этих ступенях собиралось порядка восьми тысяч зрителей, чтобы посмотреть представления. Трепет возникает, когда мы усаживаемся на места, где когда-то сидели римляне. Сегодня здесь в летний период проходит фестиваль театрального и балетного искусства, съезды фотографов и многое другое. Неподалеку от античного театра расположены сохранившиеся почти полностью древнеримские арены - амфитеатр, большое, впечатляющее сооружение, способное вмещать 20 тыс. зрителей служило для гладиаторских боев и гонок на колесницах. Ныне он адаптирован для корриды и различных мероприятий. Римские арены построены из светлого природного камня, производят впечатление изящности, легкости, можно долго стоять и любоваться ими... Здесь можно подняться на пристроенную позднее башню амфитеатра, с которой открывается сказочный вид на город и реку Рону.


Еще одно древнее сооружение - Криптопортики, подземные арочные галереи, проходящие под площадью Форума, были построены еще задолго до прихода римлян. В них можно попасть, спустившись по лестнице в несколько пролетов из здания мэрии. Здесь, в подземелье, можно увидеть широкие коридоры и комнаты, похожие на лабиринт. Неплохо сохранившиеся они хранят много тайн, по мнению экскурсовода здесь были и торговые ряды, и места для встреч...










Что же касается Старого, средневекового города – прогуливаться по нему одно удовольствие. В тихом очаровании старого города один за другим перед нами предстают очертания далекого прошлого – узенькие улочки, переулки, церкви, особняки, изящные кованые решетки, резные двери, барельефы. Есть здесь и «русский след». Одна из площадей названа в честь Нины Береберовой, русской писательницы, жены поэта В. Ходасевича, живший в Арле в 20-е годы 20 века, и основавшей здесь издательский дом.











Арль – во все времена очаровывал и вдохновлял художников. Винсент Ван Гог, как никто другой сумел передать самобытность Арля и характер его жителей. Период времени, проведенный в Арле, по мнению искусствоведов один из самых плодотворных в творческой жизни художника – здесь создано более 300 картин. В городе ощущается культ этого великого художника – есть музей, часто проводятся выставки, на улицах нередко можно увидеть большие репродукции автопортретов.


Мы ищем “Ночное кафе” (“Le Café de nuit”), воспетое художником – популярное место паломничества поклонников Ван Гога. К сожалению, оно не работало, и мы делаем несколько фотоснимков и сравниваем с картиной. Затем нашли еще два вида, запечатленные Ван Гогом «Звездная ночь над Роной» и «Желтый дом». Мост над Роной и двухэтажная пристройка возле желтого дома не сохранились после войны, но все равно эти места можно узнать по картинам… "Я очень хочу нарисовать звездное небо. Мне часто кажется, что ночь окрашена гораздо богаче, чем день, в ней есть все эти глубокие оттенки фиолетового, синего и зеленого. Если хорошенько всмотреться, можно заметить, что одни звезды лимонно-желтые, другие — розовые или зеленые, голубые или цвета незабудок” - писал Ван Гог…


Юг Франции, Прованс и город Арль...

Спокойны, тихи воды древней Роны...

В ночном кафе негромки разговоры,

На город ночь набросила вуаль.. (Александр Жданов 2014)





На площади Форума, недалеко от “Ночного кафе”, стоит памятник поэту Фредерику Мистралю, Нобелевскому лауреату в 1904 году.


Свою Нобелевскую премию поэт передал на создание Музея провансальской этнографии и фольклора Арлатен в Арле. Также поэт занимался возрождением окситанского (провансальского) языка. Вместе с другими провансальскими поэтами он основал региональную организацию Félibrige , которая способствовала возобновлению и укреплению этого языка. Это организация продолжает свое существование и в наши дни.


Стоит отметить и наличие в Арле престижной Национальной школы фотографии, расположенной в старинном особняке, где учатся будущие профессионалы со всего мира. Именно в Арле в 50-х годах прошлого века была создана мировая коллекция фотографий-шедевров со всего мира. В 1953 году состоялось знакомство молодого фотографа Люсьена Клерга с Пабло Пикассо, положившее начало двадцатилетней дружбе. Знаменитого художника привела в Арль любовь к творчеству Ван Гога и увлечение корридой. Пабло Пикассо связывала тесная духовная связь с этим городом, обозначившаяся двумя его важными выставками в 1957 и 1971 году. Дружба Клерга с Пикассо поспособствовала тому, что в 1969 году, Клерг организовал первый фестиваль "Фотографические встречи в Арле", получивший впоследствии мировую известность. Город на Роне становится центром фотографического искусства. Для кинематографа есть Канны, для фотографии Арль.


Ужинаем мы в уютном домашнем ресторане "Волчья пасть" (“La Gueule du Loup”) – с традиционными местными блюдами, где к мясу добавляются знаменитые провансальские травы, что придает ему ни с чем несравнимый аромат и вкус…


Еще одно преимущество Арля – это находящийся в поблизости природный парк Камарг. Расположенный между Арлем и Средиземным морем, он включает в себя дельту реки Роны, с множеством рукавов, лагун, каналов и озер. Эту заболоченную местность облюбовали многочисленные птицы и многие животные. Одним из символов Камарга стали уникальные, существующие только здесь, лошади “комаргу”, известные пепельно-белым окрасом. Лошади этой породы отличаются большой выносливостью и неприхотливостью, их разведением начали заниматься осевшие в этих местах римские воины после покорения Галлии. Еще один символ – розовые фламинго. Камарг является единственным местом в Европе, которое облюбовали для гнездования эти грациозные птицы.


Из Арля, рано утром мы доезжаем на автобусе за 45 минут до маленького городка Ле-Сент-Мари-де-ля-Мер, расположенного на Средиземном море и, сверяясь с путеводителем, движемся на восток вдоль моря по набережной и затем по грунтовой дороге. Безлюдно и холодно на побережье утренним февральским утром. Мы ощутили на себе мистраль – ледяной северный ветер, популярный в это время года. Но какая красота вокруг – с одной стороны прекрасное Средиземное море с диким песчаным пляжем, вдоль которого периодически шагают конные экскурсии на легендарных лошадях комаргу. С другой стороны - берега водоемов природного заповедника, где можно близко увидеть различных птиц. Нам очень повезло, здесь нас ждала нечаянная радость, и просто волшебный момент – мы увидели с десяток Розовых Фламинго, что большая редкость для февраля. Обычно они прилетают позже, и к апрелю их уже десятки тысяч… Мы возвращаемся обратно и еще раз любуемся природой и редкими птицами приятного заповедника, находящегося в полной гармонии между флорой и фауной. К обеду становиться все намного теплее, а народу на набережной прибывает все больше. Возле городка есть специальная стоянка для машин типа “дом на колесах”, где размещаются целые “улицы” таких домов с номерами многочисленных европейских стран и из которых высыпались дети и взрослые с велосипедами, самокатами и собаками. К вечеру здесь опять похолодает, и у моря будут другие краски…


"Вечером гулял по безлюдному берегу моря. Это было не весело и не грустно - это было прекрасно..." Винсент Ван Гог, из письма к брату Тео. Арль, 1888г.







Перед отъездом мы еще раз осматриваем Старый город Арля и удивляемся, насколько он многогранен. Далекое прошлое и современная жизнь соседствуют рядом. Много воды утекло в Роне со дня поселения древних племен, а город продолжает удивлять и радовать. “В Арле прошлое и настоящее неразделимы… И впрямь, что такое прошлое, если не бесконечная череда того, что когда-то было настоящим?” - пишет в своей книге “Заметки из Прованса” Адам Водницкий, польский художник, профессор Академии изобразительных искусств в Кракове, переводчик французской литературы и почетный гражданин Арля. Автор повествует нам о трагических и радостных исторических моментах, культуре, легендах, событиях, рассказывает о знаменитых и простых людях Арля, делится личными впечатлениями. Его книга гораздо больше, чем просто путевые очерки, автор раскрывает некоторые городские секреты и особый, неповторимый дух Прованса. “Заметки из Прованса” (“Провансальский триптих”) стоит прочитать всем кто хочет ближе познакомиться с этим регионом, узнать больше о Франции.


Арль и сам предстает перед нами как город-книга, где каждый архитектурный памятник рассказывает историю о своем славном прошлом. От Средневековья до Возрождения, от эпохи классицизма до начала 21 века.




…Мы побывали в загадочном, красивом, самодостаточном городе, а вместе с заповедником Камарг он существует как отдельная планета, сияющая своим особым блеском… как на полотнах Ван Гога…


Светлана Карпова, член РГО, 2017г.







Яндекс.Метрика    сайт:  Комаров Виталий