Главная Карта сайта

Peпopтaжи | Осколки великой империи

Осколки великой империи 3
По Грузии, Армении и Турции
Рассказ о путешествии на автомобиле по Грузии, Армении и Турции.

Позиция автора рассказа может не совпадать с мнением других участников поездки.

Автор не делает никаких политических выводов, а толко описывает увиденное и свои впечатления от этого.

24.06.2017 г.

Из Джермука нам надо было попасть в Ереван. На подъезде к городу встретились первые не заброшенные армянские виноградники. Но не думаю, что этого виноматериала достаточно для того количества коньяка, что производят в Армении, если только та часть страны, что мы не видели, не покрыта сплошь лозой.

На этот раз в Ереван въехали через промзону, которая составила сильный контраст с горами, в которых мы только что были. Да и температура воздуха в Ереване была тридцать четыре градуса, что после горной свежести было очень тяжело переносить.

К слову сказать, я второй день искала в Армении почтовые открытки, чтобы отправить друзьям. Отсутствие открыток в первом почтовом отделении меня не смутило. То, что открытки здесь на почте не продаются, я поняла только после третьей почты. Открытки нашлись только в аэропорту Еревана в сувенирном магазине.

Возле аэропорта Еревана

Ближе к вечеру проехали через Гюмри, крупный город, бóльшая часть которого связана с расположенной здесь военной базой. Возле Гюмри расположено два красивых круглых форта. В один, носящий название «Чёрный замок», мы даже решили заехать, но упёрлись в колючую проволоку и запрещающие таблички. Форт, не смотря на свою древность, до сих пор используется по прямому назначению.

В конце дня на карте стали мелькать вполне русские названия: Гореловка, Малиновка и т.д. Объясняется это тем, что сюда, ещё до революции, были переселены из России духоборы (ветвь православия).

Ночевать остановились в Ниноцминде. За всю поездку это была самая худшая гостиница: холодная, сырая, неопрятная, старая, где периодически отключалось электричество и приходилось ходить со свечками.

25.06.2017 г.

Утром поехали в очередной пещерный город Вардзия, спустившись к нему не как большинство туристов, а по серпантину с противоположного берега, став обладателями фотографий с редким ракурсом Вардзии. Вообще, на десятый день поездки появилось чувство пресыщенности всеми этими горами, перевалами, серпантинами, пещерами. Но Грузии ещё было чем удивить. Вардзия стала для меня одним из ярчайших впечатлений поездки.

Вардзия

Каменный город на несколько тысяч жителей, с дворцом, монастырём, церковью, казной, жилыми домами полностью под землёй. Если в Хндзореске каждое помещение представляло собой отдельную пещеру с самостоятельным выходом, то Вардзия это единая пещерная система. Когда этот город был жилым, в него было всего несколько входов с поверхности, он был абсолютно неприступен. Вдоль всего города идёт цепь галерей и переходов с ответвлениями в различные помещения. Множество хитроумных ходов, тайных лазов и ступеней – всё безумно интересно. Со временем изрытая пещерами скала частично обвалилась и сейчас можно любоваться городом в разрезе.

Именно в Вардзии жила знаменитая царица Тамара, которая для Грузии что-то вроде английского короля Ричарда Львиное Сердце. Если верить имеющимся про неё историческим сведениям, то, как и Ричард, для страны она ничего особо хорошего не сделала, а вот легенда из неё получилась.

Царица Тамара в своих покоях

Археологами было точно установлено, какие именно покои принадлежали Тамаре, поэтому можно смело испробовать себя в роли царской особы.

Последняя достопримечательность в Грузии, на которой мы побывали, это средневековая крепость в Ахалцихи. Настоящий замок с башнями, крепостной стеной и цитаделью! Про свою любовь к европейскому Средневековью я уже писала, но в Ахалцихи радости моей не было предела, пока я не увидела в стенах куски бетона, использованные в качестве строительного материала. Это как во взрослом возрасте пересмотреть любимый фильм детства, когда понимаешь, что герой говорит слишком напыщенными фразами, дракон из папье-маше, а колдун исчезает с помощью монтажа. Весь восторг сразу пропал, когда стало понятно, что это всего лишь современная постройка.

Внутри крепостной стены расположено множество различных строений, мечеть, фонтаны, много зелени. Из кустов сформированы лабиринты и комнатки, внутри которых плещутся фонтаны – это средневековый аналог кондиционера, между зелёными стенами очень свежо и прохладно. Можно, как настоящий дозорный, обозревать город через бойницы (обзор, правда, не очень) или в цитадели, возвышающейся на скале над остальным замком, представить себя магистром ордена. Когда мы подошли к цитадели, чувство обиды за такой обман у меня уже прошло, и я с удовольствием разглядывала особенности замковой архитектуры. Например, вход в цитадель не прямой, как в замок Диснея, а сделан по спирали, позволяя прореживать ряды противника задолго до подхода к главным воротам.

Крепость в Ахалацихи

Древний кондиционер

На этом Грузинская часть маршрута закончилась и впереди нас ждала Турция. Не манящие пляжи Антальи и сказочный Стамбул, а настоящая, ни разу не туристическая Турция.

Про переход в Турцию в Вале могу сказать три вещи. Никто вам здесь не рад, никто не понимает ни по-русски ни по-английски и вся граница похожа на восточный базар – шумная, пыльная и бестолковая.

Может, вы бывали в Турции и не удивитесь как я, но у меня было стойкое ощущение, что едем мы по Европе. Ровные широкие дороги, чистота и сплошное благоустройство кругом. Разве что пасущиеся вдоль дороги коровы выдают восточное происхождение страны. Но если в тех же Грузии и Армении (Киргизии, Казахстане, Монголии, России…) коровы чувствуют себя королями дорог (королевами?) совершенно не интересуясь желаниями водителей проехать по асфальту, то здесь к каждому стаду приставлен человек (в светоотражающем жилете), который следит за тем, чтобы коровы не выходили на дорогу. Вот в таких мелочах и заметен уровень цивилизации.

Турецкие дорогиОказывается, в Турции тоже есть сиеста. По крайней мере, пообедать в жару днём не в туристическом месте здесь проблематично. И, как я уже писала про границу, на английском здесь можно пытаться разговаривать с тем же успехом, что и у нас в Колывани. Но человек, который очень хочет купить еду и человек, который хочет её продать, всегда смогут договориться. В итоге нам удалось пообедать шаурмой в батоне в маленькой чайхане за уличными столиками в Ардагане. Мужская часть компании ещё и исхитрялась поддерживать светскую беседу с хозяином кафе. Я же, с учетом местных нравов, прикрывала платочком торчащие из-под платья колени и старалась не отсвечивать.

Водохранилище в Турции

Ночь нас застала в небольшом городе Артвин, змеящемся вдоль горного серпантина. Оставив вещи в симпатичном отеле (мелочи, что окна нашего номера выходили на древнее кладбище) где портье хорошо говорил по-английски, отправились в город, как понимаете, в поисках еды. Если у вас от прочтения моего дневника сложилось впечатление, что мы только и делали, что ехали и ели, то это впечатление верное.

Проехав город снизу вверх, обнаружили, что работает только одна кофейня в нижней части города и один продуктовый магазин в верхней части города. Прикупив дыню и персиков для томного вечера с вином на террасе отеля, поехали обратно в кофейню. По пути остановились и сфотографировали весёлый дорожный знак «осторожно танки». Какой-то бойкий солдатик при виде нашей машины начал открывать заграждение на территорию военной части. Наверное, у них какой-нибудь генерал ездит на такой же машине.

В кофейне помимо десертов, самым сытным блюдом был бутерброд, поэтому в настроении, несколько подпорченном отсутствием мяса на ужин мы уже садились в машину, когда к нам подошел местный житель. Из его турецкого мы смогли разобрать только слово «полúс». Мужчина самой обычной наружности: рубашка, джинсы, усы, очень хотел проверить наши документы. Нам же в чужой стране не очень хотелось отдавать свои паспорта первому встречному. В подтверждение правомерности своих требований он продемонстрировал нам пластиковую карточку под сеткой своего бумажника. Ну точно! У меня когда-то был такой пропуск на работу. Пока разворачивался этот шпионский триллер, на остатках вайфая добивающего из кафе, на всякий случай, написала друзьям, что нас пытаются задержать в Артвине. Ну чтобы знали, откуда начинать поиски, если что. Объяснили мужчине, что его пластиковая карточка нам совершенно ни о чем не говорит. После чего он характерным жестом отвёл пóлу рубашки, которым обычно показывают оружие. Только у него там ничего не было, кроме складного ножа в кармане. Всё это время на заднем фоне за непонятным полицейским маячил совершенно мутный тип, который периодически что-то нашептывал в ухо полицейскому. Только после того, как мы сказали, что документы отдадим в полицейском участке и нам на это сказали «go», мы поняли, что это действительно полиция, а не развод.

Довезти машину до участка разрешили только одному человеку, остальных заставили идти пешком, благо было не далеко.

Возле отделения нас ненавязчиво окружили человек десять в форме и с оружием в руках. Мутный тип что-то в очередной раз рассказывал, косясь на нас взглядом. У нас у всех сложилось одинаковое впечатление, что именно по его доносу нас и задержали.

Собрали паспорта, спросили где мы остановились. Пока всех проверяли по базе, один из полицейских съездил в отель и проверил, действительно ли мы там остановились. Не удивлюсь, что и наши номера быстренько осмотрели.

После всего, с чем мне довелось столкнуться в этой поездке, могу сказать одно: как же у нас в Новосибирске мирно и спокойно.

Проверив документы, нас наконец-то отпустили и мы смогли продолжить запланированный вечер на террасе. Правда, сверкающий огоньками Артвин, уже не казался таким уж милым. Зато полицейские объяснили нам, что сегодня в Турции важный религиозный праздник, поэтому все отмечают его дома и ни одно заведение не работало. А также то, что подозрения мы вызвали своими катаниями по городу туда сюда.

Ночной Артвин

26.06.2017 г.

Сегодня замечательный день! Я увижу тёплое, нежное, ласковое, настоящее море без ледяного панциря и белых медведей.

Через несколько часов ровной дороги на горизонте замаячила голубая полоска, от которой я не могла оторвать взгляд. Что вы представляете при слове море? Золотистый пляж, мягкие набегающие волны тёплой воды, шорох прибоя? Я представляла себе всё тоже самое. В итоге, высадили меня на пляже с огромными валунами и серым песком, покрытым гниющими водорослями. А моё первое робкое желание намочить ножки в водичке закончилось волной окатившей меня с ног до головы. Такое вот оно море. Своенравное.

Из Турции в Грузию желает попасть очень много людей, поэтому перед переходом в Сарпи многокилометровая очередь. Опять шум, вонь, толкотня, слово очередь здесь очень условное и все лезут напролом. Хоть переход и расположен прямо на берегу моря, но удовольствия от этого никакого.

Переход в Сарпи

Глядя на этот погранпереход хочется рассказать про ещё одну особенность Грузии, а именно про странную современную архитектуру. Не знаю с какой целью, но по всей стране понатыканы современные строения совершенно невообразимой формы. Вписаться в существующую архитектуру? Выдержать единую стилистику? Не, не слышали. Чем вычурнее и страннее, тем лучше. Глядя на эти изыски думаешь не «как красиво!», а только «нафига?»

Мост в Тбилиси

Что-то в Тбилиси

Конечная точка маршрута это город Батуми. Четыре месяца, в общей сложности, проведённых в Арктике мне были компенсированы тремя днями в Батуми. На этой фразе мой муж начинает возмущаться, что я сама его на Арктику уговаривала и нечего теперь тут :)

В город мы исхитрились заехать через ужаснейшую городскую свалку, расположенную совершенно не далеко от моря. Вот и задумаешься, в чем ты купаешься.

Въезд в Батуми

Батуми город в меру интересный, но что тут можно делать больше трёх дней я себе слабо представляю. Не считая радостей галечного пляжа и тёплого моря, вечерами мы любовались из кафе морским портом, а потом гуляли по набережной с пальмами. Один вечер по набережной в одну сторону, в другой вечер по набережной в другую сторону. Всё. Как люди исхитряются проводить здесь весь отпуск для меня загадка.

Чёрное море

Набережная Батуми

В закатных лучах, под бутылочку прекрасного грузинского вина закончилась ещё одна поездка.

От всех наших путешествий остается очень разнообразное послевкусие, но всегда с ноткой горечи. Если проводить отпуск не между пляжем, баром и дискотекой, то удается увидеть жизнь во всём её разнообразии и без прикрас.

В этом маршруте мы заглянули в великое прошлое своей страны. По осколкам и развалинам, ещё можно увидеть эхо имперского прошлого. Да, советская махина с хрустом перемалывала человеческие судьбы и жизни. Но при этом мы могли себе позволить иметь железнодорожное сообщение с самыми отдалёнными уголками страны, развести по сухим полям и виноградникам воду, обеспечивать все населённые пункты электричеством, людей – работой, а всю страну – порядком и заново отстроить целый город.