Главная Карта сайта
Кругозор Наше Наследие Исследователи природы Полевые рецепты Архитектура Космос

Репортаж

Кхульна и её рыбный рынок Путешествие в Бангладеш

Дакка встретила нас хаотичным движением и муравьиной суетой, от которой мы уже успели отвыкнуть, находясь в провинции. К счастью, это была всего лишь одна из промежуточных остановок на нашем пути в самый большой мангровый лес в мире Сундарбан. Перегрузившись из поезда в мототуктук, мы сразу же отправились на автостанцию и чудом купили 2 билета до Кхульны в комфортный автолайновский автобус. Глядя на часы, работник Автолайна сообщает нам что наш автобус уходит через 25 минут с другого автовокзала, после чего резко выбегает на дорогу и тормозит их же автолайновский автобус, который как раз едет в эту точку. Садитесь, ребята, вас довезут. Садимся и оказываемся в плотной пробке. Была реальная возможность опоздать, но мы победили и за 3 минуты до отправления все же занимаем свои кресла.

Места достались на последнем ряду, а боковое стекло украшала огромная паутинообразная трещина, но других вариантов не было. Приехать в Дакку и в течении 1,5 часов уехать из неё-это большое везение.

Про саму дорогу сказать ничего не могу, так как трещина сильно мешала восприятию окружающих пейзажей. Помню только что крутили какой-то индийский фильм по телевизору. Ещё встретили диких пчел, из-за которых мы и затеяли всю эту поездку.

Гнезда висели в 3 метрах от входа в кафе на промежуточной автобусной остановке.

Это были единственные дикие пчелы, которых мы видели в Бангладеш. К сожалению, никаких сборщиков меда рядом не наблюдалось.

Движение в Бангладеш конечно безумное, но всё не так страшно как я думал после прочтения других отчетов. Больше о самой поездке сказать ничего не могу. До Кхульны добрались затемно и сразу же поселились в один из двух лучших отелей этого города-Western Inn International. Там было несколько вариантов номеров и мы остановились на среднем. Сразу скажу-этот отель один из лучших из того что я видел в этой стране. На 1 этаже был отличный ресторан.

Утром нам предстояло провести всю подготовительно-организационную работу для продолжения пути. Существует несколько способов попасть в Сундарбан.

Есть стандартный путь в Сундарбан – через Монглу. Это деревушка примерно в 40 км от Кхульны, из нее отправляются все лодки с желающими посетить Национальный заповедник. Так мы и планировали попасть туда. Дело осложнялось лишь тем, что для посещения Сундарбана опять-таки требуется злополучное разрешение и обязательное сопровождение полиции. Таким образом, первый из вариантов был – купить тур в отеле, включающий транспорт в Монглу, разрешение, гида, лодку. Мы разузнали все условия и стоимость, и даже съездили в Hotel Royal International, который в LP значился, как специализирующийся на турах в Сундарбан (по сути предложение было аналогично предложению нашего отеля). Второй вариант – самостоятельное получение разрешения и поездка в Монглу с последующей арендой лодки с гидом.

Для этого утром мы направились в Divisional Forest Office. Там мы познакомились с очень обходительным человеком Закиром Хоссейном и девушкой с русским именем Таня, доставшимся ей почему-то из Мексики.

Неожиданно для нас возник третий неизведанный вариант маршрута. В наших подготовительных заметках и путеводителе об этих местах не было сказано ни слова, но мы почему-то решили ехать именно туда.

Из Кхульны на автобусе BRTC (это самые убитые автобусы в Бангалдеш) со станции возле New Market в 2 часа дня мы должны были доехать до места под названием Shimnagar, а оттуда на попутной машине в Munrigorj. Там есть Tigerpoint guesthouse, принадлежащий добровольной экологической организации Shushilan, директором которой и является Zakir. Tigerpoint guesthouse - это гостиница не для туристов, а для гостей организации. Закир обещал созвониться с администраторами гестхауса (Khokon 01720505778, Mannan 01721428684). Zakir 01730333286 Tania 01727062227

У нас оставалось несколько часов до отъезда и мы решили их посвятить осмотру города. Где-то в городе есть древняя мечеть 40-ка куполов. Вспоминая мечети Дакки, я решил исключить эту достопримечательность из программы. Потом, глядя на фотографии этого памятника в национальном музее Дакки, я ни разу не пожалел о своем решении. Сам город не маленький, значительно крупнее Кокс-Базара и Рангамати. Впервые увидели здесь небольшой супермаркет в традиционном понимании этого слова. Много современных мечетей.

Ну а в целом такой же серый и невзрачный город как и все остальные. Утром в отеле попросили написать на бумажке адрес местного рыбного рынка, поймали велорикшу и отправились туда чтобы скоротать оставшееся до автобуса время.

Как ни странно, но рынок работает не с раннего утра, а часов с 9-10. Точнее открывается то он пораньше, но вот рыбу выносят попозже.

Рыбы очень много самой разной, но бОльшая часть не крупная.

Продается как речная, так и морская рыба

Есть и совсем микроскопическая рыба

Для сохранности рыбу пересыпают колотым льдом.

Вместе с рыбой продают пресноводных креветок. Была и знакомая мне рыба-это белый амур и толстолобик. Когда-то их завезли в нашу страну из Китая для очистки водоемов от водорослей. В Бангладеш кроме этих двух видов рыб можно посмотреть и попробовать большое количество их родственников.

Вот самая крупная трофейная рыба с этого рынка. Пришлось доставать её из отдельного холодильника. Мало кто из местных сможет позволить себе такую покупку.

Белый амур

А вот эта рыба в центре называется пангасиус. У нас её часто продают под названием Морской язык. Рыба разводится искусственно и даже в Бангладеш считается малоценной.

А таких сомиков у нас часто разводят как аквариумных рыбок. Там их едят. Когда в ресторане отеля я показал это фото и спросил есть ли у них такая рыба, официант без зазрения совести взял сачок и достал её из декоративного аквариума =)

Естественно я пожалел рыбку и попросил отпустить её назад-пусть живет.

Есть и сушеная рыба, но мало

Здесь же сидят люди, которые за небольшие деньги могут почистить и выпотрошить вашу покупку. Сами продавцы этим не занимаются. Обратите внимание на тематические рисунки на стене.

помимо рыбы, на рынке продаются и другие продукты. Риса я насчитал около 15 сортов

В отличии от Индии, Бангладеш страна мусульманская. Свиней они не едят, а вот коров с большим удовольствием.

Но основным источником мяса в рационе бенгальцев конечно же является птица.

Её сюда привозят в живом виде, так как холодильников попросту нет.

здесь же , на специально оборудованной площадке происходит забой. Человек берет в охапку сразу по 3-4 курицы и перерезает им ножом горло.

Кровь спускается в обычную пластиковую бочку. После этого остается очистить тушку от перьев. Если не нужна кожа, то перья снимаются прямо с ней.

А если кожа нужна, то курицу бросают в специальный агрегат, по виду напоминающий старую советскую стиральную машину. После включения в разные стороны начинают лететь перья и через минуту получается полностью очищенная курица.

Здесь же можно купить гусей и уток. Но этот товар пользуется значительно меньшим спросом. Птиц держат в плетеных из дерева клетках.

Местные дамы, ожидающие возле водокачки были очень удивлены при виде былых людей

Кроме рыбы и мяса, на рынке продаются различные овощи-но тут принципиальных отличий от наших рынков нет.

Здесь мы впервые познакомились с девочкой- садху и её подругой, которые до самого отъезда сопровождали нас везде, куда бы мы не отправились.

Женщина заняла почетное третье место =)

После рынка, возвращаемся в отель, выписываемся, обедаем и выезжаем на автовокзал.

Часовое ожидание скрасила детвора, которую мы угостили конфетами. Самые внимательные могут разглядеть Юлю на заднем плане. Про этих детишек есть отдельный пост по ссылке.

На автовокзале

В автобусе у нас были сидячие места в салоне. Я уточняю это специально, потому что пассажиров в этом маленьком и, честно говоря, довольно ветхом автобусе было гораздо больше, чем он, казалось бы, мог вместить. Я не говорю о том, что внутри не было свободного миллиметра; снаружи вся крыша была облеплена людьми и мешками.

В дороге погода испортилась небо потемнело и хлынуло ливнем. Юля закрыла окно, но струи дождя били наискосок и затекали под стекло. Вода текла ей на одежду, капала в лицо. Она кое-как забивала щели салфетками, которые тут же мокли, но немного спасали положение. Уж не знаю, каково было тем ребятам наверху…

Несмотря на все многочисленные трудности и просто безумную логистику, мы продолжали двигаться к своей цели-самому большому мангровому лесу в мире- Сундарбану.