Главная Карта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Наше Наследие Исследователи природы Полевые рецепты Архитектура Космос


Секция Росток | Поиск

Четвёртый год воспитанники ЦПВ «Росток» принимают участие во Всероссийской Вахте Памяти. Совместно с Челябинским Союзом ветеранов боевых действий в апреле-мае школьники поднимают останки солдат, погибших на полях сражений, участвуют в их торжественном захоронении, ищут родственников опознанных бойцов.


О поисковых экспедициях, как форме реализации идей военно-патриотического воспитания, хочется сказать особо.


Первая экспедиция «Ростка» на Синявинские высоты в 2007 году начиналась с фильма, который привезли в школу ветераны-афганцы. Это был видеодневник поисковых работ энтузиастов Боевого братства. Решение об экспедиции школьников принимали совместно: педагоги, учащиеся, родители, попечители школы. Конечно, экспедиция состоялась при поддержке районных властей. Доверие к руководителям ЦПВ «Росток», сформированное за годы работы в районе, сыграло свою роль. Непросто было решиться отправить за 3.5 тысячи километров группу детей на школьном автобусе в потенциально опасное путешествие. И вот они возвращаются. Непосредственный результат – подняты останки 28 бойцов. Один из них – с прочитанным медальоном. Но не это стало главным результатом поездки. Мы, педагоги, были потрясены переменами, произошедшими с детьми. Они научились больше слушать, чем говорить, больше думать, прежде чем ответить. Это были почти взрослые люди, которые, казалось, утратили легковесную пустоту, а приобрели уважение к ценностям нашего мира. Ребята сказали, что теперь самый главный праздник для них – День Победы. Когда мы спросили их, как проходили вечера в экспедиции, чем они занимались в свободное время, они ответили: «Мы говорили о войне». Конечно, вскоре наши ученики опять стали обычными школьниками и почти не отличались от других. Но эти 20 дней среди окопов и мёртвых тел, среди железа, до сих пор таящего смерть, среди исторических свидетельств Отечественной войны и участников современных войн - дали детям гораздо больше для формирования их патриотического сознания, чем уроки истории в школе.


Следующая экспедиция состоялась в 2008 году. Там, под Ленинградом, наши воспитанники «Ростка» посмотрели новый художественный фильм «Мы из будущего». Сочинения по фильму, написанные участниками поездки, разительно отличались от работ других учеников. Это были пронзительные в своей искренности признания, гораздо более глубокие размышления о современных социальных проблемах и понимание замысла авторов. Грамотность, правда, осталась на прежнем уровне. И контрольные работы по истории после экспедиции не стали безошибочными. Чудес не бывает. Но целенаправленная работа по формированию субъектной позиции учащихся, развитию их исторического мышления в комплексном воспитывающем пространстве «Ростка» давала свои позитивные результаты.


Экспедиция 2009 года проходила под Ржевом. Подняты и захоронены останки 20 советских солдат и офицеров. Центральным событием стала находка медальона нашего земляка из п. Гагарье Юргамышского района Челябинской (ныне Курганской) области Нифантия Семёновича Веснина. Ребята, по просьбе родственников, привезли останки погибшего воина на родину. Состоялось торжественное захоронение с поездкой делегации Челябинской области в Курганскую, при участии Глав районов и заместителей Губернаторов двух областей. Через военкоматы были найдены родные братья героя.


И вновь, рассказывая о непосредственных итогах поисковых работ, мы понимаем, что это лишь верхняя часть айсберга. По настоящему важны те компетенции и личностные качества, которые приобретает ребёнок в процессе подобной деятельности. Именно они есть результат сложившейся системы, где на идею патриотического воспитания работает каждый элемент структурно-функциональной модели Центра «Росток».


Военно-поисковое направление работы «Ростка» сравнительно молодое, но оно органично сочетается по своим подходам и технологиям с другими, более «проработанными» формами. Подбор участников экспедиций осуществляется через координаторов сотрудничества с «Ростком» в разных школах района. Претенденты должны пройти несколько мероприятий, спортивный поход, автопробег, обсуждение на педсоветах в своих ОУ. Одновременно идёт сбор материалов: все желающие помогают подбирать карты, документы, воспоминания участников событий. Изучается опыт других поисковых отрядов. Особое внимание уделяется общей физической подготовке детей. Не нужно быть спортсменом, но физическая выносливость и психологическая устойчивость необходимы. Все организационно-ресурсные проблемы подготовки экспедиции обсуждаются вместе с детьми. Что важнее для воспитания? Подготовительный этап, дорога, непосредственно поисковые работы, общение? Трудно выделить что-то наиболее весомое. По возвращении участники оформляют материалы экспедиции, передают их в музеи, ведут экскурсии, встречаются с ветеранами, выступают в своих школах перед ребятами и ездят в другие школы. Они общаются со сверстниками, с людьми разных поколений, разных занятий и должностей. После второй экспедиции школьники совместно с педагогами, родителями, попечителями реализовали проект «Блиндаж», и теперь в школьный музей-блиндаж приезжают экскурсии со всей области.








Яндекс.Метрика    сайт:  Комаров Виталий