Наука | История
Бараба
Дорусская история
Вступление: здесь я представлю первую часть своего исследования по коренному населению территорий, занимаемых ныне Новосибирской областью. Вторая часть (русско-телеутская война) размещена здесь - [[1]]
Дорусская этническая история Новосибирской области (с древнейших времен до завоевания Сибири).
«От всех вокзалов поезда уходят в дальние края…»
Люди уезжают, люди приезжают. По данным последней всероссийской переписи за 2011 год число жителей Новосибирской области выросло на 20,4 тысяч человек (на 0,8 %) и составило на начало 2012 года 2686,9 тысяч человек постоянно проживающих в Новосибирской области против 2 692,3 тысяч в 2002 году. В самом Новосибирске население хоть и понемногу, но растет. По данным переписи 2010 года население Новосибирска даже превысило «советский» максимум 1989 года. Тогда в городе насчитывалось 1 435,9 тысяч человек, а осенью 2010 года 1 473,7 тысяч человек. Другой вопрос, что прирост этот образован миграционным притоком из Восточной Сибири и Средней Азии, который полностью компенсирует и естественную убыль населения и увеличивает его численность. В 2011 году естественная убыль составила 1 400 человек, а миграционный прирост 21 800 человек. Еще хорошо, что в регионе не поднимается вопрос – на чьей земле живете? Хотя в форумах можно встретить перепалки по этому поводу русских, татар, алтайцев и даже казахов. (Здесь надо сказать, что тюрки, татары, казахи, русские изначально не означали национальности человека, а были лишь собирательным названием смешанных племен, уже значительно позднее приобретшими официальный статус национальности).
Чья же земелька изначально? Кто же здесь жил? Первое, что на это вопрос отвечает большая часть людей – да никто. Мы (Ермак, русские) здесь первые.
Что же говорит по этому вопросу традиционная историческая наука?
Часть 1. Барабинская лесостепь.
Чтобы понять полноту вопроса, начнем очень издалека, этак с миллион лет назад. Тогда в начале четвертичного периода река Обь текла до того места, где ныне стоит город Камень-на-Оби. Дальше она поворачивала на запад и терялась в просторах Барабы среди многочисленных протоков и рукавов. Позднее она прорезала русло на запад и даже стала на одно время притоком древнего Иртыша. Теплый климат позволял произрастать здесь винограду и грецкому ореху, а в долинах рек стояли густые леса из елей, вязов, дубов. Богатым и разнообразным был животный мир. После похолодания и наступившего оледенения многие виды животных и растений погибли. Ледник (сам он до нас не дошел – остановился у устья современного Иртыша) перестроил русла сибирских рек, образовав гигантское озеро-море. (Чернобай Л. «Реки Новосибирского водохранилища»).Но вот отступил и ледник, Обь выровнялась в нынешнее русло и потекла себе на север, теперь уже сама прибрав Иртыш. Вот на этом дне Обь-Иртышского междуречья и расположилась сегодня большая часть нашей области.
Можно много описывать чудный палеомир, но мы перескочим к заре человечества. Исследования генографии показывают, что первые племена человека современного типа (Homo sapiens) проникли в Центральную Азию еще 62-72 тысячи лет назад. Об этом свидетельствуют находки культур в слоях Среднего палеолита в сердце Мамонтовой степи - пещерах Алтая (в частности в пещерах Кара-бом и Усть-Каракол). Если даже приписать эти находки предлюдям – неандертальцам (Homo neanderthalensis) - хотя так далеко на севере их следы никогда не находили, то другие, убедительные находки Верхнего палеолита на территории Южной Сибири датируются 43 000 лет назад. Анализ митохондриальной ДНК останков показал, что в этот раз (будем считать во второй) люди пришли сюда с юго-запада, через долину Инда через Кашмир или Афганистан. Это произошло уже во время активной колонизации Центральной Азии, которая начинается после значительного улучшения климата около 52 000 лет назад. Но все эти люди, настоящие первожители южной Сибири вымерли все, не оставив генетического следа среди наших современников. 35 000 лет назад с Памирского узла в евроазиатские степи, на юг Сибири и далее двинулась новая волна мигрантов - обобщенные еще роды гаплогрупп Y-хромосомы P-Q-R, вышедшие из северо-восточной Африки около 80 000 лет назад.
пути миграции человечества (по Y-хромосоме)
Удивительно, но в отличие от соседних регионов (в первую очередь, Алтай и Енисей) на территории Новосибирской области почти не обнаружено ни палеолитических, ни неолитических памятников. Академик А.П.Окладников утверждает, что ранние стоянки первых поселенцев на территории нынешней Новосибирской области, появились по луговым долинам рек 10–14,5 тысяч лет назад. Самая старшая из них – палеолитиеская стоянка «Волчья грива» в верховьях реки Баган, исследована под руководством самого Окладникова. В 1957 году рабочими совхоза «Озерский» при рытье котлована обнаружены кости палеофауны. О находке сообщили в Новосибирск. Раскопки (с большими перерывами) велись с до 1991 года. Сейчас на месте памятника стоит МТС (машинно-тракторная станция). Судьба этого археологического памятника достаточно типична, если бы он не был столь уникальным. Здесь на двухметровой глубине было обнаружено 1390 костей мамонта, бизона, лошади и волка с множеством следов деятельности человека: почти все кости разбиты или расколоты, внутренняя часть выскоблена, кроме того, обнаружено 2 отщепа. Все раскопы памятника были закрыты стеклянной обрешеткой. Датируется он временем около 14,5 тысяч лет тому назад. Волчья Грива характеризуется специалистами как одно из крупнейших в мире «инситное» местонахождение остатков Mammuthusprimigenius Blum.
Около 6 000 лет назад за отступающим холодом ледника со стороны Западных Саян и Абакано-Минусинской котловины через лесотундру Южной Сибири двинулись группы первобытных охотников - роды гаплогруппы N (N1C), предки нынешних финно-угров. Шли, скорее всего, по Иртышу, Тоболу, через средний и северный Урал. Видимо, шли быстро, оставляя за собой незаселенные пространства, и малыми группами - равномерного распределения подходящих культур нет. 5 000 лет назад угрофинский род N1C разделился – одни ушли дальше к Балтике, другие стали оседать и занимать северные пространства. В III–II тыс. до н.э. эти северные лесные племена оставили следы своих стоянок в Сибири. Целый комплекс разновременных захоронений (от IV–III тысячелетия до н.э. до позднего средневековья) Сопка-2 найден под Венгерово, на мысу слияния Оми и Тартаса.
«Археологические и антропометрические данные указывают на существование преемственности между одной из древнейших групп населения региона – усть-тартасской культуры эпохи ранней бронзы (IV – начало III тыс. до н.э.) и неолитическим населением региона. Это позволяет экстраполировать, хотя и с некоторой осторожностью, полученные генетические характеристики и на более древние группы населения Барабы, пока не доступные для масштабного палеогенетического исследования». (Пилипенко А.С. Реконструкция процессов формирования населения Барабы эпохи бронзы методами анализа вариабельности мтДНК, Новосибирск, 2010). Он же пишет: «Полученные нами данные указывают на то, что генофонд усть-тартасского населения уже был смешанным и достаточно гетерогенным. Состав серии образцов мтДНК усть-тартасской культуры согласуется с предположением о северо-западном векторе связей ее населения, выдвинутом на основании данных краниометрии и особенностей материальной культуры».
Что касается расообразовательного процесса, то в нашем регионе он «шел в основном по пути эволюционных трансформаций антропологического варианта протоморфной северной евразийской расы (ниже мы поговорим об угро-финской составляющей). Данные, полученные в результате исследования древней ДНК, свидетельствуют в пользу концепции о протоморфном, недифференцированном происхождении этой расы, согласно которой она утратила связь с общим монголоидным стволом еще с эпохи неолита, до того периода, когда сформировались ярко выраженные антропологические европеоидные и монголоидные комплексы, и представляет собой древнюю протоазиатскую формацию». (Реконструкция региональной расогенетической истории Западно Сибири. Барабинская лесостепь. Координатор Молодин В.И.)
В целом, на территории Барабинской лесостепи ученые выделяют семь основных этнокультурных групп эпохи бронзы (III–I тыс. до н.э.): Усть-тартасская, Одинцовская, Кротовская, Позднекротовская, Андроновская (или Федоровская), поздней бронзы Барабы и Позднеирменская. Все они сопровождаются археологическими памятниками.
Схема из работы Соловьева А.И. Оружие и доспехи Сибири
Активно древние поселения и могильники начинают появляться только на рубеже неолита и бронзы: Сизево в Барабинском районе, Тартас-2, Козловка-1 в Венгеровском, Благодатное в Карасукском, Почта-1, Крохалевка-13 в Колыванском, Крохалевка-46, -48 в Коченевском, Демидов Омут-2, Корноухово-2, -5 в Красноозерском, Усть-Алеус-4 в Ордынском, Иня-3, -11 в Тогучинском (Список выявленных объектов недвижимого культурного наследия НСО по состоянию на 30 марта 2009 г.,http://avenue.siberia.net/kult_nasl.htm). Всего же на территории Новосибирской области выявлено и поставлено на государственную охрану 1702 археологических памятника. В процентном соотношении территория области изучена в археологическом отношении не более чем на 20 %, оставшаяся площадь продолжает оставаться неохваченной исследованиями.
Наконец-то, в I тысячелетии до н.э., в эпоху раннего железа в области появляются уже десятки поселений. Культуры этих поселений обнаруживают сходство с культурами позднейших угро-самоедских племен, что подтверждает вывод об их отношении к праугорской ветви уральской языковой группы. (История Сибири. Ленинград. Наука, 1968).
В IX-VIII веках до н.э. появляется ирменская культура, генетически связанная с андроновской, но уже с гораздо большей степенью монголоидного населения. К этому времени относится и появление первых укрепленных поселений сибиряков - городищ (Чича-1 в Здвинском районе и Завьялово-5 - в Искитимском).
В течении всей эпохи раннего железа (VII век до н.э. - III век н.э.) на территорию нашей области проникали культуры восточного скифского типа, также принесшие черты монголоидности. Появление первых этих племен не привело к смене культур. Наоборот, пришельцы были ассимилированы местными лесными племенами. Этот сибирско-скифский мир известен как большереченская культура, которая продлилась около пяти веков. Это поселения Ордынское-9, курганные могильники Новый Шарап-1, -2, Быстровка-1. И территория будущей Новосибирской области долго еще находилась в относительном этническом покое. Скудость найденных археологических стоянок, поразительная консервативность материальной и духовной культуры указывают на отсутствие стационарных поселений, укреплений, на стабильность жизненного уклада. Опять удивительно, но когда вокруг – на Алтае, в Хакасии, в Прииртышье, в Юрге, проносились политические бури, происходили кровопролитные войны, наша область оставалась, по большому счету, в стороне. Менялись культуры, совершенствовалось вооружение, но стычки между соседями не внесли коренных изменений в генофонде. Вероятно, обширное степное пространство лишь изредка пересекали проходящие кочевья и воины. Великое переселение народов, всколыхнувшее старый античный мир во II-VII веках, тоже проскочило «транзитом». Неудержимо и быстро пронеслись на запад гунны, бегло прошли с Нарыма в предгорья Алтая племена кулайцев.
Но контакты с внешним миром неизбежно должны были расти. Современный археолог Дмитрий Ануфриев находит развитие скифского отражения в Приобье «в появлении и формировании верхнеобской археологической культуры (одинцовский этап), первоначально сложившейся на базе слияния северного (кулайского) и местного (большереченского) компонентов, но на протяжении своего существования демонстрирующая все большее влияние пришлых компонентов, которые можно связать с тюркским влиянием». Если ранее верхнеобское «население в идеологии было ориентировано на северные лесные культурные связи, то с середины VIII века это положение резко меняется. Северные традиции в верхнеобской культуре практически исчезают…Население оказалось более тесно связано с южными тюркскими племенами.» «Скорее всего, носители верхнеобской культуры были полностью ассимилированы пришлыми тюрками, причем этот процесс был подготовлен в VIII-IX веках» (Молодин В.И., Бородовский А.П. Троицкая Т.Н. «Археологические памятники Колыванского района НСО. Материалы «Свода памятников истории и культуры народов России». Выпуск 2. – Н, 1996, стр.147, 148).
Так, под влиянием групп центральноазиатского происхождения на древнее аборигенное население лесостепной полосы Западной Сибири, генетически связанное с современным угорским населением региона, постепенно сложилась этническая общность нового антропологического типа коренного населения западносибирской лесостепи – тюркоязычных сибирских татар. (Наумова О.Ю. Этническая генетика тоболо-иртышских сибирских татар по данным о разнообразии митохондриальной ДНК, 2008 Пилипенко А.С. Реконструкция процессов формирования населения барабы эпохи бронзы методами анализа вариабельности мтДНК, 2010).
После XIII века изредка показывались тюрки и монголы восточной части Золотой Орды - Синей. Археолог Александр Адамов утверждает, что в то время, когда сформировалась Орда, в Новосибирском Приобье смена культур также не произошла. Иными словами, пришельцев здесь не было, и у власти стояли местные лидеры. «Эти события стали, пожалуй, одной из последних значительных вех в процессе этногенеза, завершившегося со сложением Сибирского ханства. В итоге, в лесостепи, как результат культурного и этнического слияния тюркского и угорского населения с преобладанием южного компонента, появилась новый этнос – барабинские татары» (Молодин В.И., Соловьев А.И., Чемякина М.А., Сумин В.А., Ануфриев Д.Е., Евтеева Е.М., Князев А.О., Кравченко Е.В.Археологические памятники Чановского района Новосибирской области. Материалы «Свода памятников истории и культуры народов России» Выпуск 8. – Н, 2011, стр.213).
В XIV—XVI веках уже сложились основные группы сибирских татар. И в то время, когда опять же вокруг - от Тывы до Тюмени - уже были не просто очаги цивилизации, но и ранние государственные образования (Джунгарское, Ишимское, Тюменское, позже - Сибирское ханство) буферная территория нынешней Новосибирской области была никому не нужна. Много веков барабинцы жили в одиночку, сами по себе. Лишь в 1563 году с приходом к власти бухарского хана Кучума Бараба была фактически завоевана Сибирским ханством и обложена ясаком. (История Сибири. Ленинград. Наука, 1968).
Таким образом, автохтонами, т.е. первыми поселенцами, чьи потомки до сих пор живут на этой земле, а предки которых закрепились на ней еще до нашей эры, в эпоху поздней бронзы (хотя и прошли длительный процесс метисации под влиянием самых разных культурных, этнических, антропологических и прочих компонентов) следует считать именно барабинцев, являющихся одним из народов сибирских татар.
Как мы уже говорили, в целом этногенез коренных жителей Новосибирской области выглядит как процесс генетического смешения тюркских и угорских племён и народностей. Даниил Мессершмидт в своем дневнике отмечает, что некоторые барабинцы считают свое происхождение от проживавших здесь ранее остяков, воспринявших затем тюркский язык и название «барабинские татары». (Мессершмидт Д.Г. Дневник путешествия из Тобольска. Через Тару, Томск и дальше в Сибирском государстве, 1720—1727. ч.1, Берлин, 1962, стр. 68). Барабинский язык также сочетает в себе особенности двух языковых групп - уральской и алтайской. (Дмитриева Л. В. Барабинских татар язык. Языки мира: Тюркские языки. - М., 1997).
Объясняя этимологию слова «Бараба», академик Г.Ф.Миллер писал: «Волость Бараба имела всегда преимущество перед всеми остальными волостями из-за знатности живших там людей, а также из-за числа ее жителей. Поэтому татары называют ее Улу-Бараба (что значит большая, великая), и вся местность между Иртышом и Обью получила у русских название Барабы или Барабинской степи, а все прочие тамошние волости названы по ее имени Барабинскими волостями». «Территория проживания барабинских татар в ХIV веке простиралась от южных границ Васюганской низменности на севере, где они соседствовали с селькупами и хантами, и практически до Кулундинской степи на юге. На западе их земли смыкались с землями тарских татар, а на востоке кочевья охватывали район озера Убинское». (ссылка)
Были у средневековых барабинцев и укрепленные поселения. - Тюменское городище на озере Чаны в Купинском, Чиняевское городище на острове Чиняиха средь Чановского озера, Игнатьевское и Вознесенское городище (Тон-Тура) на речке Омь в Венгеровском районе. Вот как пишет об этом городище академик И.П. Фальк, бывший здесь в 1771-1772 годах: «Бараба имеет много остатков древних жителей, из коих мне известны следующие. Следы Тонтуры при деревне сего названия, занимают полуостров, образуемой южной дугою Ома, около возвышенной площади в перечнике в одну версту, татарское название означает город Тора. Сказывают, что оная была столицею некоего хана». На северной границе Колыванского района на левом берегу реки Уень также находится комплекс разновременных объектов Юрт-Акбалык (городище Паш-Тура, могильники).
Коренной останец террасы р. Омь – Вознесенское городище (Венгеровский район) Фото с сайта "Культурное наследие НСО" - ссылка
Внутренняя площадка Вознесенского городища (Венгеровский район). Фото с сайта "Культурное наследие НСО" - ссылка .
Коренной останец террасы р. Омь – Игнатьевское городище (Венгеровский район). Фото с сайта "Культурное наследие НСО" - ссылка.
Участок подхода к Игнатьевскому городищу со стороны поймы (Венгеровский район). Фото с сайта "Культурное наследие НСО" - ссылка.
Участок оборонительной системы (ров – вал – ров – вал) Тюменского городища (Купинский район). Фото с сайта "Культурное наследие НСО" - ссылка.
Остатки средневекового городища, частично разрушенного осыпью р. Омь, вид на участок рва и вход в городище (Чановский район). Фото с сайта "Культурное наследие НСО" - ссылка.
Возвышенность лесного увала – городище Паш-Тура, вдоль подножья увала распространялось большое селище (Колыванский район). Фото с сайта "Культурное наследие НСО" - ссылка.
Участок оборонительной системы городища Паш-Тура , представленный двумя линиями рвов и валов (Колыванский район). Фото с сайта "Культурное наследие НСО" - ссылка.
Исторические документы причисляют к барабинцам население семи волостей: Тунусской, Любинской, Турашской, Чоинской, Теренинской, Карагайтинской и самой крупной - собственно Барабинской. Исследователи выделяют и некоторые племена: терена, тураш, барама, кирпики, келебе, каргалы, лугуй (Мордкович В.Г. Бараба - страна диковинная).В начале XVII века в Барабинской волости насчитывался 331 человек взрослого мужского трудоспособного населения. (Русская историческая библиотека. Т.8. СПб., 1884).Если считать, что среднестатистическая семья у коренных народов Сибири в этот период состояла из пяти человек, то население Барабинской волости составляло примерно 1600 жителей. Сегодня численность барабинцев в области оценивается приблизительно в 7-8 тысяч человек. Большинство их живут в Чановском районе.
Во главе отдельных групп барабинцев стояли мелкие правители, именуемые в русских источниках князцами. Другой привилегированной категорией в социальной структуре барабинского общества были «лучшие люди» из числа наиболее зажиточных и знатных жителей Барабы. Они выполняли роль «дружинников» князцов, осуществляя их военно-административные поручения, например, сбор податей или конвоирование алманного каравана. Достаточно широко была распространена работорговля, в т.ч. своими сородичами. Впрочем, ее не чурались и русские, жившие здесь впоследствии. Барабинцы долгое время сохраняли языческие верования, поклонение деревьям – березе, сосне. Очень интересны дорожные этнографические заметки Даниила Готлиба Мессершмидта, который проезжал здесь, правда несколько позднее - в 1721 году. Помимо прочего, он пишет: «юрты или деревни барабинских татар не имеют постоянных названий, а называются по старейшим, знатнейшим и богатейшим. Когда таковой умирает и не оставляет никаких мужских наследников, то деревня или юрта получает другое имя». (Мессершмидт Д.Г. Дневник путешествия из Тобольска. Через Тару, Томск и дальше в Сибирском государстве).
Во второй половине XVI века барабинцы хотя платили ясак Сибирскому ханству, но сохраняли некую автономность и имели с татарами союзнические отношения. Наместником Кучума в Барабе был Буян-бий, резиденция которого находилась в городе Тон-Тура (Вознесенское городище, Кузнецова Гора). (Культурное наследство НСО http://www.nasledie-nso.ru/node/290). Русскую же историю барабинцев можно отмерять с весны 1595 года, когда тарский воевода князь Андрей Елецкий предпринимает новую попытку разгромить Кучума. Он отправляет в поход письменного голову Доможирова - «князь Андрей отпустил из нового города с Тары марта 17 день голов Бориса Доможирова да голову Своитина Рупосова», теперь чтобы подчинить новые волости: «волость Чангулу, волость Лугуй, волость Любу, волость Келему, волость Турат, волость Бараму, волость Кирпики». (Симачкова Н.Н. Военные функции воевод Западно-Сибирских городов (кон.XVI-нач.XVII веков)). Служилые люди числом 483 человека прошли около 300 верст в полном боевом снаряжении и добились значительного успеха, приведя к присяге целые волости и захватив в плен одного из приближенных Кучума мурзу Чангула. (Гончаров Ю.М., Ивонин А.Р. Очерки истории города Тары к. XVI – н. XX вв).
К тому времени барабинцы находились «на стадии раннеклассовых отношений» (Томилов Н.А. Проблемы этнической истории). Здесь мы сталкиваемся с понятием БММ, созданным при Дмитрии Донском и широко культивируемым Романовыми. «Большой московский миф - это очень удобный миф. И одновременно - очень практичный для собирания русских земель и для управления русскими. Управления - из Москвы, разумеется». (Буровский А. «Россия, которой не было-2», 2000 г.) О вхождении земель Верхнего Приобья в состав Русского государства либо не пишут, либо мельком говорят, что характер присоединения территории был мирным. Да, мирным, если не считать более 100 лет военных действий. Известный омский этнограф Н.А.Томилов пишет, барабинские татары «волей или неволей были втянуты в борьбу, которая проходила между русскими и джунгарскими правителями».
Наиболее известная страница в истории завоевания Сибири – это Ирменское (Ирменьское)сражение - разгром сибирского хана Кучума. Поскольку произошел он вблизи нынешнего Новосибирска, не можем обойти его и мы. Но только более досконально, чем популярные заметки.
Московское правительство через Тару пыталось вступить с Кучумом в переговоры, чтобы прекратить его кровопролитные набеги. Через тарских татар в степь, к Кучуму, была послана грамота царя Фёдора I Иоановича: «Государь хочет Кучума-царя держать под своею рукой, а сына его Аблайгерима и людей его впред пожаловать своим царским жалованием» («Города Омской области», Омск, 1985). После этого в Тару добровольно явилась мать царевича Маметкула, мурза Чин и с ними 38 знатных татар. Но Кучум отверг мирное предложение и стал искать поддержки у ногацев.
В 1597 году хан Кучум опять собрал ясак с нескольких тарских волостей. Вскоре прошел слух, будто он готовит набег на Тару. Весть дошла до Москвы. В 1598 году в исполнение царского указа навсегда покончить с Кучумом в Тару прибыл новый воевода, князь Иван Масальский-Кольцов. 9 мая из Тары вышел ермаковский атаман, помощник воеводы Андрей Матвеевич Воейков с отрядом из 700 русских ратных людей, казаков и 300 служилых татар. При воеводе находился также еще один ермаковский атаман Иван Гроза и голова Черкас Александров. Поход длился три с половиной месяца. (Магидович И.П. «Очерки по истории географических открытий», Москва, 1957). 15 августа войско достигло Убинского озера. От местных жителей стало известно, что хан кочует на Черных водах (река Карасуык) и при нем находятся «в собранье» 500 татар да еще 50 бухарских торговых людей. Захваченные в плен татары подтвердили, что Кучум откочевал на Обь, где у него пашни и поспевал хлеб, что он собирает отовсюду людей, чтобы идти войной под Тарский городок. К тому же в двух днях пути от кочевий Кучума было замечено большое сосредоточение воинов-калмыков. Намерения их оставались неизвестными. Воейков решил не терять времени. Бросив обоз, конный отряд в 405 человек скакал днем и ночью, преодолев за 5 дней около 400 километров.
Место, где произошло последнее сражение между Кучумом и царским отрядом Войекова, установлено совершенно точно. Воевода писал позже: «А сам я холоп твой, покиня кош свой на Ике озере, и пришел на Кучюма царя, наспех, и день, и ночь, и сшол Кучюма царя на Оби на реке, выше Чат три днища, на лугу Ормени, от калмаков в дву днищах» (Синяев В.С. сб.2, Томск, 1951). Утром 20 августа у устья р. Ирмень, на ее правом берегу (сейчас на месте битвы Обское море) Воейков напал на главную ставку Кучума, в которой было около 500 воинов. Побоище началось на заре и закончилось в полдень. В Ирменском сражении отряд Кучума был уничтожен. По донесению Воейкова, в бою погибли брат и двое внуков Кучума, б князей, 10 мурз и 5 аталыков и 150 человек ханской гвардии. Около 150 татар погибли при отступлении или утонули в Оби, а 50 пленных было повешено. Более 30 человек, членов ханской семьи, взяты в плен, в т.ч. семь царевичей, из них пять сыновей Кучума в возрасте 1—30 лет, восемь «цариц» — жен Кучума и тринадцать царевен. (Небольсин П.И. «Покорение Сибири»). Кучума не было ни среди убитых, ни среди пленных. В Новосибирском краеведческом музее есть фотокопия «отписки» воеводы Воейкова царю Борису Федоровичу о сражении 20 августа.
Дальше начинаются версии.
Победители не знали о судьбе самого Кучума и отписали в Москву: «А про Кучума, государь, царя языки многие сказывают, что Кучум в Оби реке утоп, а иные языки сказывают, что... Кучум в судне утек за Обь реку». Битва закончилась уже почти в 50 км ниже по Оби (район Новосибирской ГЭС), куда сумел отойти Кучум с остатками гвардии. Здесь, прикрывая отход хозяина, гвардия Кучума окончательно полегла, а сам хан ушел на лодке вниз по Оби с несколькими приближенными. «Утек Кучум с бою, в судне, вниз по Оби-реке, сам-третий», укрывшись «на лесу, вниз по Оби-реке, от Кучумова побою в двух днищах». Воейков пытался настигнуть беглецов, для чего наскоро соорудил плоты. Далее, согласно легенды, беглецы пристали к берегу и устремились вверх по берегу впадавшей здесь в Обь речки Каменки под защиту крупной чатской крепости Цаттыр. («Чертово городище» вблизи нынешней станции метро «Октябрьская», о нем мы поговорим во второй части). Воейков счел за благо оставить старика в покое, так как воевать этот город ему было не с руки – неподалеку стояло войско «белых калмыков» и отписал в Москву: «плавал я, на плотах по Оби и за Обью рекою, по лесам искал Кучума и нигде не нашел». Легенда гласит, что последняя ханская ставка оказалась местом, где уставший от поражений Кучум принял свое знаменитое решение отказаться от короны Сибирского Царства. Потом, согласно легенды, Кучум вместе с приближенным ханом Тул-Мухаммед-сеидом вернулся на место последнего сражения, в течение двух дней хоронил убитых, а потом послал гонца к мурзе Кожбахтыю в соседнюю волость, прося лошадей и платье, «на чем бы ему мочно поднятца». Мурза прислал ему коня и шубу, а затем сам прибыл к Оби и предложил Кучуму свидеться. Но хан не стал дожидаться мурзы и ночью бежал прочь. Больше того, кто гордо называл себя «Кочум-царь вольной человек», никто и никогда не видел.
Другое свидетельство гласит, что воевода все-таки нашел престарелого хана и послал приведенного к присяге хана Тул-Мухаммед-сеида сказать ему, чтоб он ехал к государю, государь его пожалует, жен и детей велит отдать. «Тул-Мухаммед-сеид нашел хана за Обью, в лесу. Вместе с ним были сыновья Али, Канай и Азим, человек 30 спасшихся. На предложение Тул-Мухаммед-сеида поступить на службу русскому царю, гордый хан непреклонно ответил: «Не поехал я сам к государю, по государственной грамоте, по государеву зову, пока я еще был человеком, так уже теперь мне идти на верную смерть что за неволя? Я уже и стар, и глух, и слеп, и совсем пропал! Отняли вы у меня, старика, и последнюю опору, сына моего кормильца Асманка-царевича. Лучше бы вы у меня всех моих детей поотняли, да Асманка мне одного оставили. Ну, что я без него теперь? Пойду к ногаям, а сын пускай идет в Бухары...» (Небольсин П.И. Покорение Сибири). Сын Канай поддерживал отца до последней минуты, не желая покидать его. Но Кучум пожалел сына и решил отослать его в Бухару, где доживала жизнь мать царевича.. С тех пор как кибитки царевича Каная скрылись за Обью, следы Кучума затерялись в степях. Окончательно лишившись всего, Кучум бежал в ногайские кочевья и был там убит. Царевич Канай иначе излагал историю гибели своего отца. Канаю не довелось найти прибежище в Бухаре, и его переполняло негодование на интриги бухарского правителя. Царевич считал, что калмыки были лишь орудием в руках бухарцев, а ногайцы явились такими же жертвами последних, как и сам Кучум. По словам Каная, бухарцы обманом заманили его к калмыкам предложением быть у них ханом «оманом убили», и, кроме того, «у них в бухарех многих ногайских мурз, заманив оманом, побили». Это случилось вроде бы лишь в 1601 г. (Миллер Г.Ф., История Сибири т.2).
По свидетельству русских летописей, после поражения Кучум направился вверх по реке Иртыш, где находились кочевья калмыков. Калмыки хорошо его приняли и он некоторое время кочевал у озера Нор-Зайсан. Дети его оставались у Тобола и Есиля. Затем он решился вернуться в есильские степи, где надеялся соединиться с семьей. Потеряв в бесконечных сражениях все имущество, оставшись даже без лошадей, Кучум и его спутники, словно степные барымтачи, угнали у калмыков лошадей, нарушив тем самым степной закон гостеприимства. Обнаружив пропажу лучших лошадей из табуна, причем от Кучума, оскорбленные калмыки пустились в погоню и догнали его у озера Коргалжин. (Миллер Г.Ф., История Сибири. т.1). В происшедшей стычке многие люди Кучума были убиты и захвачены в плен. Сам он бежал к ногаям. Есиповская летопись сообщает, что ногаи убили Кучума, опасаясь, как бы русские, узнав, где скрывается Кучум, не пришли к ним и не сделали с ними то же, что и с Кучумом. А Ремизовская летопись сообщает, что ногаи убили его за то, что отец его Муртаза и он сам в свое время причинили немало зла ногаям, убили много безвинных людей и пролили их кровь. Но большинство источников и исследователей сообщают, что Кучум погиб все-таки в Ногайской Орде, где-то в верховьях реки Нуры и Есиля. (Краткий историко-статистический очерк города Омска, 1911).
Знатные пленники, взятые в Ирменском сражении, были отправлены в Москву, где в январе 1599 года были торжественно встречены приняты царем Борисом Годуновым. Вся столица вышла на улицы посмотреть на их приезд. Н.М.Карамзин сообщает, что царское правительство разработало специальную церемонию торжественного въезда в Москву сибирских царевичей и цариц. Царь Борис Годунов пожаловал царевичам Асманаку, Шаиму и Бипатше богатые шубы, меховые шапки, кафтаны, сафьяновые сапоги. Салатным-царице – кунью шубу, покрытую атласом с серебром, с пуговицами из драгоценных камней. Суйдимжан-царице – соболью шубу, покрытую золотым атласом, с серебрянными пуговицами. Сопровождавшим их мурзам также были преподнесены богатые одежды, кафтаны, шапки, сапоги и т.п. Царский двор взял семью Кучума на свое содержание, регулярно присылались различные подарки, продовольствие, одежда, скот, птица, вино, мед, дрова, посуда, сукна, шелка, шубы и т.д. (Карамзин Н.М., кн.3, т.11, гл.1).
Ирменское сражение изобразил на своем полотне Николай Николаевич Каразин (1842-1908). Художник, этнограф и писатель Н.Н. Каразин длительное время жил в Сибири и Средней Азии как солдат, а затем как летописец местных событий. Альбом его произведений предназначался в подарок будущему императору Николаю II и был подарен ему летом 1891 года, когда он возвращался через Сибирь из поездки на Дальний Восток России. Его главная тема касается казацкой народной истории восточнее Урала, начиная с победы Ермака над ханом Кучумом в 1582 году и продолжая другими событиями трехвековой истории. (Проскурин В. История службы Сибирского казачьего войска..http://www.gipanis.ru/?level=587&type=page&lid=575). В настоящее время место битвы скрыто под водами Новосибирского водохранилища. На его берегу у места битвы на правом берегу Ирмени в 1998 году установлен памятный камень, а пятью годами ранее крест.
Каразин Н.Н. Разгром войск сибирского хана Кучума на реке Ирмени, 1598
Каразин Н.Н. Вьезд пленённого Кучумова семейства в Москву, 1599
крест на месте Ирменской битвы. Установлен курсантами ЦДО НВПО «МГИВ» в 1993 году
Памятный знак 400-летия Ирменской битвы
Табличка на памятном знаке 400-летия Ирменской битвы.
В конце XVI века с Барабы (по Г.Ф. Миллеру) и из долины реки Омь (по И.Э. Фишеру) на территорию будущего Колыванского района и на побережье Оби переселились чатские татары (чаты, чагаты, джагаты - группа, приписываемая к томским татарам). До этого они были под властью Кучума и даже в союзе с Кучумом (по Г.Ф. Миллеру). После его разгрома они пришли на берега рек Чаус, Чик, Обь. Поскольку историю чатов до XVI века проследить не удалось, а ареол их жительства вписывается в территорию Новосибирской области, то чаты тоже могут считаться ее автохонтами (хотя и не такими явными).
После похода Воейкова барабинские и чатские татары формально приняли русское подданство, но их положение только ухудшилось. В период с 1595 по 1624 годы татары всех барабинских волостей были объясачены. Но население Барабинской степи в то время уже платило алман белым калмыкам, также имеющих право на признание автохонтами области, - Телеутскому государству, граница которого проходила по южному берегу Чанов, рекам Карасук, Чулым (о нем мы поговорим во второй части исследования). И хотя в это время телеуты вели ожесточенную войну с Алтын-ханами и ойратами, тем не менее, время от времени, они контролировали и в свое северное пограничье. Известна тяжба по челобитной барабинца Акбулата тарскому воеводе, в которой белые калмыки обвинялись в пленении и убийстве его родственников. (Уманский А.П. Телеуты и сибирские татары в XVII веке, 1972, стр.112).
Ханства западной Сибири в н. XVII века
Таким образом, барабинские татары стали теперь двуясачными, т.е. платили дань и белым калмыкам и русскому государю. На отношении к русским сказалась и духовно-нравственая сторона присоединения. На захваченных землях проводилось крещение населения, разрушение бесовских святынь. Повально уничтожались идолы, святилища, вырубались священные деревья. В совокупности все это вызывало недовольство и формальных хозяев и волнения местного населения. Зачастую в борьбе за сохранение независимости от русских властей барабинские князья опирались на поддержку калмыцких тайшей и «Кучумовых царевичей». Столкновения шли с переменным успехом по всей территории Приобья и Прииртышья, но нас в первую очередь интересует территория Новосибирской области.
Г.Ф. Миллер в своей «Истории Сибири» достаточно полно описывает основные события этой войны. Уже в 1606 году впервые тарский воевода Сила Гагарин донес о появлении в уезде улусов джунгар. Там объясачивание барабинских татар началось раньше всех. Русские выдвинулись в поход и имели успех. Для защиты ясачного населения Барабы около 1607-1610 годов на реку Омь, в двух днях пути от ее устья был построен Барабинский острог, караул из тобольских и тарских казаков, наряжавшихся туда погодно (годовальщики).
Также успешно поначалу проходила для русских и колонизация северных соседей барабинцев – чатских татар. Русские длительное время использовали для «береженья» их укрепления - городки. Так, важное значение для прикрытия Томского уезда со стороны степи имел Чатский городок, расположенный на большой дороге между Томском и Тарой, по левой Оби несколько севернее Колывани.
После совместного прорусского Киргизского похода 1615 года дружеские отношения чатов и теленгетов расстроились. Это наложилось и на начало военных действий между Русским царством и Теленгетским ханством. И летом 1617 года Чатский городок был осажден тысячным отрядом телеутского князем Абака и калмыцкого тайши Пегима. Чаты мурзы Тарлака и русские служилые с огнестрельным оружием во главе с Иваном Хлопиным отбили два штурма городка и выдержали трехнедельную его осаду. Защитники городка не понесли больших потерь, кроме немногих убитых и раненых. (Миллер Г.Ф. «История Сибири», М., 1941, т.2). Главную роль в победе русских здесь и далее сыграло наличие у них оружия «с вогненным боем», от которого не могли спасти ни щиты, ни хитрости - «а на собя по два куяка одевали».
Участок оборонительных системы (рва и валов) Чатского городка (Колыванский район).
Фото с сайта "Культурное наследие НСО" ссылка.
Осенью 1618 года между Омью и озером Чаны случилось военное столкновение русских с ойратами. Тогда отряды, посланные тарским воеводой, снова «многих колмацких людей... побили и улусы их погромили и полон многой поймали». В сентябре 1626 года атаман Поспел Голубин сообщал из Барабинского острога, что «посылал служилых людей под калмыцкие улусы меж Омью и Чаном озером, в полуднище, но калмыки их прогнали и появились сами под острогом, где был у них бой со служилыми людьми». От гибели осажденных спасла лишь присланная вовремя помощь. В последующие месяцы калмыки активизировались в верхних Тарских волостях между Омью и Чанами. «Для удержания их от прохождения на государеву землю был отправлен тарский сын боярский Ерофей Заболоцкий. Ерофей вел переговоры с прикочевавшей сюда женой тайши Мангыта, которая не только отказалась уйти, но еще и заявила о своем намерении брать ясак с ясачных Барабинской волости. Под угрозой смерти Заболоцкому пришлось отступить, а посланный к тайшихе Мишка Микитин был бит и ограблен». Высылаемые на помощь барабинцам немногочисленные отряды служилых людей не могли оградить их от ойратских нападений. Барабинский острог, гарнизон которого в 1628 году насчитывал всего 40 человек, был не в состоянии оградить Барабинские волости от ойратских вторжений. Весной 1627 году барабинские татары, несмотря на отказ русских властей оказать им помощь, сами организовали военные походы против ойратов.
Мало того, что русские не могли защитить своих данников, те столкнулись с самоуправством и злоупотреблениями сибирской администрации. Тарские власти, установив первоначально для них ясак в размере двух шкурок лисы, вскоре потребовали по пять лисиц с человека, а тех, кто отказывался платить такой размер ясака, служилые били «железною палкою». Также колонизаторами широко практиковалось аманатство. Для того, чтобы выплата ясака не задерживалась и была в полном объеме, от каждого ясачного рода брались аманаты, т.е. заложники. Аманаты брались в основном из знатных семей, на определенный срок, по истечении которого заменялись. Аманатство было постоянным источником недовольства русскими.
С конца 20-х годов XVII века колониальная война получила второе дыхание. В1628 году начинается ряд восстаний тарских, томских и др. татар, которые возглавили местные князцы Когутэй (Бараба), Кушлудук (Тереня) и Енбай (Кулеба). «Первое восстание произошло в июне в Барабинской степи, где в то время для оказания помощи татарам на случай набегов калмыков находился тарский сын боярский Еремей Пружинин с 18 служилыми людьми. Они все были одновременно перебиты изменниками во главе с князцом Когутайкой», а маленький летний острожек, построенный в 1625 году на Убинском озере сожжен до основания.
В степи вспыхнула борьба против русских, которая сразу нашла много союзников. Вскоре появились и те, для кого восстание было наиболее желанным - внуки хана Кучума, борящиеся за возрождение Сибирского (Кучумова) юрта: Аблай-Керей (Аблайгерим), Девлет-Керей, Тауке и Бука султан. Летом 1628 года Аблай-Керей с большим войском, составленным из своих воинов и присоединившихся восставших барабинских татар сжег Барабинский острог. Все деревни вокруг острога была разграблены и сожжены.(Абдиров М. Хан Кучум: известный и неизвестный. Алматы: Жалым, 1996). Аблай-Керея поддержали ойраты Хара-Хулы и телеутский князь Абак. Чувствуя за собой поддержку союзников и местного населения, летом 1628 года Аблай-Керей принял титул хана Сибирского ханства. Произошло это в его ставке в районе озера Чаны. Сибирское ханство, хоть и ненадолго, было восстановлено.
Московские власти продолжали осторожничать в отношениях с сильным южным соседом, обмен посольствами между соседними государствами велся постоянно, между тем волнения разрастались вплоть до Урала. От Московии продолжали откладываться уже объясаченные волости телеутских земель и кузнецкой котловины. Более того, население этих волостей тоже восстало и вступило в ополчение антирусского союза. (Верхотуров Д. Покорение Сибири: Мифы и реальность). Князцы барабинских и других татар ушли вместе со своими волостями ближе к «колмыкам». Для выяснения причин «измены» к татарам из Тары был послан сын боярский Богдан Байкач. Он нашел повстанцев на «Каясате урочище близ колмыков». (Уманский А.П. Телеуты и сибирские татары в XVII веке, 1972, стр.113). Посулы «в ясаке будет легкость волостям» для приведения «под милость царя» подвигли было некоторых из князьков на обещания возвращения, к исполнению не привели. Наоборот, барабинцы ушли еще дальше в земли коурчаков Коксежа и телеутов Абака, откуда «их нельзя было достать даже силой». (Миллер Г.Ф., История Сибири т.2, гл.9).
Чтобы наказать татар, взять поименную шертоприводную роспись и вернуть отспупников «5 ноября 1628 года из Тары был отправлен отряд под руководством того же Байкачева. В тексте шертовальной грамоты был особый пункт «до колмыков не приставать и не ссылаца». Видимо, русских воевод очень пугал союз своих уже подданных с сильным соседним государством. В дороге, получив сведения о многочисленных войсках восставших, Байкачев побоялся продолжить путь и вернулся в Тару».
Безнаказанность выступления барабинских татар оказалась роковой. Весной 1629 года Тару осадил Аблай-Керей, восстали тарские татары. Тобольский воевода князь Алексей Трубецкой спешно высылает в Тару отряд во главе голов Федора Елагина и Богдана Аршинского Русские обошли войско сибирского хана и ударили по его ставке. Хан снял осаду. Разорив подгорные деревни, пленив русских и бухрацев, забрав скот, тарские и сибирские татары отошли в озерную Барабу. В июле 1629 году тобольские и тарские служилые люди совершили рейд к озеру Чаны, настигли там бежавших тарских татар, уничтожили их большую часть, отбили пленников и отняли добычу. Уцелевшие татары (человек с полтораста) ушли к барабинцам.
Вскоре Аблай-Керей вновь сумел объединить в Барабе татар с калмыками и чатами в силу числом до 300 человек. С этим отрядом сибирский хан приехал «на помощь людей просить» «к белым колмакам в Коурчаки к Кексешу с товарыщи, на урочище на Пялю реку» (Миллер Г.Ф., История Сибири т.2, с.358-359). И хотя глобальные цели у сторон были разные (у сибирских татар возрождение Кучумова юрта, а у белых калмыков – сохранение пастбищных угодий в Барабе), антиколонизаторский вектор здесь совпал. В августе 1629 года Аблай-Керей подошел с отрядом 130 всадников к Чатскому городу, к мурзе Тарлаву, состоявшему на русской службе. Об этом сообщили в Томск два других чатских мурзы Кызлан и Бурлак, жившие отдельно от Тарлава в собственном укрепленном городке (Мурзин городок), в нескольких верстах ниже по Оби; они советовали быть настороже, чтобы возможное нападение не могло застать врасплох. (Миллер Г.Ф. «Истории Сибири»). Между сибирским ханом и Тарлавом состоялись переговоры, в ходе которых Аблай-Керею удалось склонить мурзу к переходу на свою сторону. Сделать это было нетрудно, ибо годом ранее или немногим более между чатами и теленгетами был заключен «династический» брак - женою Тарлава стала одна из дочерей князя Абака. Образовался антирусский военный союз.
Далее действия часто переплетаются между берегами Оби, но поскольку мы придерживаемся «берегового» принципа, то об одновременных событиях правобережья необходимо почитать во второй части исследования.
Итак, происходит раскол чатов. Между 18 и 22 августа 1629 года Тарлав «выбежал» со своим отрядом из Чатского острога, сильно ослабив гарнизон из русских и служилых татар. Мурза ушел вверх по Оби, в Телеутскую землицу, и неподалеку от ставки Абака при впадении речки Чингизки в Обь выстроил крепость - Чингис-городок (древнее село Чингис, кстати, до сих пор стоит на прибрежном острове Обского водохранилища) и активно беспокоил из нее Томский округ. Среди чатов нашли убежище даже еуштинские татары-новокрещенцы, первые принявшие русское подданство еще в 1604 году. (Уманский А.П. Телеуты и сибирские татары в XVII веке, 1972, стр.123, 135).
Уже в конце октября – начале ноября 1629 года прорусский Чатский городок вновь был осажден отрядом из 200 человек во главе с ханом Аблай-Кереем и чатским же мурзой Тарлавом, успешно его оборонявшим еще недавно. А пятью годами ранее в Чатский городок был послан Семен Щепеткин с отрядом томских служилых людей. Русские значительно усилили укрепления городка. И теперь чатские татары вместе с русскими снова сумели отразить первую осаду городка. «Немедленно по получении известия о нападении на Чатский городок из Томска были отправлены 8 ноября служилые люди и татары на помощь осажденным». Присланное подкрепление заставило союзников отступиться. Но не надолго. Хан стал призывать местное население отложиться от русских и примкнуть к его армии. Это возымело действие и его войско быстро возросло до 2 000 человек. С этими силами Аблай-Керей второй раз осадил Чатский (Мурзин) городок, взял его, сжег и перебил всех русских служилых людей. Томск готовился к осаде. Но дело ограничилось набегами в открытом поле и опустошением татарских и остяцких юрт, находившихся от Чатского городка вниз по Оби до устья Чулыма. После отхода татар воеводы спешно возвели вокруг стен Томска дополнительные укрепления и рвы с рогатками против конницы.
Война приняла жесткий и упорный характер. В декабре 1629 томский воевода Петр Пронский отправил на разведку противников («внучка Кучумова», тарских татар, барабинцев, теренинцев и телеутов) отряд томского сына боярского, казачьего головы Молчана Лаврова. Заодно должно было узнать о местоположении «чацкого изменника» «торлавки мурзы». Казаки прошли по левобережью Оби до Каргата, озёр Иккуль (Иткуль) и Сара-Барыкина (Сары-Балык), погромили острожки барабинцев, но Торлавку, конечно, здесь найти не могли. (Уманский А.П. Телеуты и сибирские татары в XVII веке, 1972, стр.125).
В 1630-31 годах, признанных всеми исследователями критическими для русского вторжения в Сибирь, военная активность широко проявлялась по обе стороны Оби – в правобережье сражениями в Томском уезде и штурмом Чингиса, в левобережье столкновениями под Чанами и походом на Тару. Ставка Аблай-Керея в 1630-м находилась на озере Язымык в долине Оби, в 7 днях пути от Томска. С ним было около трехсот воинов, включая черных калмыков и татар. Ставка Абака находилась на порубежье телеутской землицы, на «желтых водах» - озере Сары-куль (Восточные Чаны). С ним было 700 человек (телеуты, чатские татары Тарлавы, барабинцы Когутэя). Прихода антирусской коалиции «в сенокосное время и жнитво» ожидали сразу в нескольких местах – в Таре, Томске и Кузнецке. Но ни один из этих больших походов так и не состоялся, из-за разлада союзников - Абак не был готов отстаивать интересы Кучумовичей в их борьбе за возрождение Сибирского ханства Шейбанидов. Поздней осенью Абак ушел в Приобье.
В том же году Аблай-Керей стал собирать с барабинских татар, которых он считал своими кыштымами, алман не только в свою пользу, но и в пользу ойратской знати. Тогда многие семьи барабинских татар, включая женщин и детей, вернулись обратно к русским, а около 100 человек вместе в Когутэем под защиту самих ойратов. Значительная часть барабинских «воинских людей» осталась в войске телеутского князя Абака, и принимала участие в боях за «Торлавков городок» на Чингизке в марте 1931 и в бою с томскими служилыми Федора Пущина на Чумыше в сентябре 1932.
Но и с переходом значительной части населения Барабы в кыштымную зависимость от ойратов набеги последних на Тарский уезд отнюдь не прекратились - осенью 1631 года черные калмыки вновь погромили округ Тары, несколько волостей татар, оставшихся в русском подданстве. Разгром был жестоким. Все мужчины были убиты, женщины захвачены в плен. Часть скота и имущества, которую отряд Девлет-Керея Кучумовича не смог забрать с собой, была уничтожена, чтобы не оставалась русским. В 1634-35 годах кучумовичи и ойраты продолжают нападения на Тару и Тюмень, зорят нижние деревни и посад, перебия и полоня многих русских и тюрок. (Миллер Г.Ф. История Сибири. Т.2. М, 1941. стр.485). Но возобновляется война с Алтын-ханами и набеги на Сибирь ослабевают. После долгих переговоров, в 1635-м «контайша Батур барабинцев беглых вернул 700 человек». В 1635-м попал в плен и закончил свою жизнь в тюрьме Аблай-Керей.
Эпоха войн 30-х годов XVII века в Сибири для русских закончилась победой над частью противников и заключением мира с остальной частью. Но практически со всеми противниками: кыргызами, ойратами, частью татар и телеутов, сибирскими ханами борьба будет идти еще несколько десятилетий. Мир середины 30-х годов был миром кратковременным, который уже к концу 30-х годов стал вспыхивать столкновениями и стычками. В 1643 году в Джунгарии произошел массовый падеж скота, начался голод. Часть ойратов начала перекочевку в ясачные волости, в том числе в Барабу. Ойраты «живут с нашими ясачными вместе» и не только собирали с Барабинских волостей алман, но и отобрали у ясачных татар зверовые промыслы. У русских по этой причине в 1643–1644 годах случился значительный недобор ясака. Но барабинцы по их же словам готовы были и дальше платить алман Кулетайше, «чтоб их Кула берег и не дал бы их никому воевать, а напред сего (речь идет о 1645 годе) хотели их воевать орчаки… и белые калмыки князец Кока». (Боронин О.В. «Формирование системы двоеданничества и двоеподданства в Сибири в XVIIв»). Во второй половине XVII века алманные сборы джунгарского хана в Барабинских волостях Тарского уезда становятся регулярными – раз в два года. Из-за недостатка сил у русских властей и опасения крупных военных столкновений с Джунгарией воеводы не решались препятствовать алманным сборам в Барабинской степи. Сами барабинцы неоднократно говорили представителям русской администрации, что «ежели б их остерегали российские войски, то б оные (барабинцы) могли им (джунгарам) и противиться, и от алмана отбить, а инако отбить за своим бессилием не могут».
Это двоеподданство, а зачастую и военные набеги на Барабинскую лесостепь вплоть до Тары, Тобола, Тюмени продолжались вплоть до конца XVII века и даже позднее. Проезжающий здесь в 1721 году Даниил Мессершмидт пишет, что «ясак, который они платят русскому царю и калмыцкому Хан-Тайше. Ясак состоит из 3-х красных лисиц с каждого человека для уплаты русским и из 2 лисиц — для уплаты Хан-Тайше». (Мессершмидт Д.Г. Дневник путешествия из Тобольска. Через Тару, Томск и дальше в Сибирском государстве). Московия уже давно колонизировала земли томские, енисейские, кузнецкие, ушла в Забайкалье. Колонизация шла по тайге, лесотундре и тундре, почти не заходя в степи, а сельскохозяйственные территории нынешней Новосибирской области и других южных регионов оставалась вне основной зоны расселения русских из-за постоянной военной опасности.
Очень долгое время именно казаки, стрельцы и немногочисленная русская администрация были единственными русскими жителями Сибири. Тем не менее, по данным Посольского приказа, только в Приобье в конце XVII века пушным ясаком было обложено 94 «крепостцы», называемых городками. И в XVI и в XVII веках местное население еще значительно преобладало над русскими. Полноценная русская колонизация юго-восточной части барабинской зоны и северной части кулундинской степи началась лишь в первой половине XVIII века, уже после ухода телеутов. Местные жители быстро перенимали элементы русской земледельческой культуры, развивалось скотоводство, значительно усилилось имущественное расслоение, шел процесс ассимиляции. Сюда бежали раскольники, ссылали наказанных крестьян. Заселению Барабинской равнины также способствовало строительство и обслуживание Московско-Иркутского тракта.
До сих пор мы рассматривали территорию западной, лесостепной части области. Но Новосибирская область велика и делится надвое естественной границей – рекой Обь. И здесь мы подходим ко второму народу, когда-то проживающему на восточном побережье Оби.
Автор: Голодяев Константин Артёмович
Место издания: Новосибирск
Год издания: 2012 г.
категория: Сибирское краеведение