Главная Карта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Наше Наследие Исследователи природы Полевые рецепты Архитектура Космос


Наука | Философия Культуры | Наука

Константин Философ — создатель славянской письменности.

Часть1

Ольга Судникович

Более тысячи лет прошло с тех пор, как Константин Философ (перед смертью — Кирилл) явил миру кириллицу — алфавит, которым мы пользуемся до сих пор. Но создал ли он его сам или только преобразовал уже готовые, неизвестные ему ранее письмена? Личность Константина лишь смутно проглядывает сквозь толщу веков, храня свою тайну…


Византия, IX век. Мощнейшая империя, унаследовавшая знания и утонченность древнего мира, давно павшего в Европе под нашествием варваров. В Византии, в Салониках (Солунь) в 827 году в семье знатного македонского друнгария (полкового командира) Льва родился сын, которому дали имя Константин. Мать его была гречанка, отец — болгарин. Старшим сыном в семьебыл Михаил, а Константин — седьмым, самым младшим ребёнком, чрезвычайно болезненным и слабым.


Византийская морская крепость. VI век. Фото: altergeo.ru


Византийская морская крепость. VI век. Фото: altergeo.ru


Из-за слабости здоровья Константин всецело отдавася чтению, изучению наук, и даже пытался сочинять стихи, любимым его автором стал Григорий Богослов. Мальчик отличался красотой, отличной памятью и способностями к языкам, к которым проявлял большой интерес (греческий и славянский языки он знал с раннего детства). По легенде, Константину приснился сон, в котором ему предложили выбрать среди семи девушек ту, которая станет его невестой. Константин выбрал Софию — премудрость.


В 12 лет Константин лишился отца. На похороны приехал старинный друг семьи, логофет (государственный канцлер) Феоктист, приближенный евнух императрицы. Феоктист, очень богатый и влиятельный человек, забрал юношу с собой, в столицу Константинополь, и стал его покровителем и другом.


Вместе с будущим императором Константин в дворцовом училище Магнаура в Константинополе изучал античную литературу, философию, риторику, математику, астрономию и музыку. Уровень образования в этом училище был сравним с университетским. Учителями там были выдающиеся учёные того времени — иконоборец Лев Математик и будущий патриарх Фотий, прозванный «христианским Аристотелем». Фотий, один из самых замечательных учёных и политиков Византии, из-за романа с императрицей Феодорой был вынужден в возрасте около 40 лет принять монашество, и впоследствии он стал одним из самых молодых патриархов в истории.


Внутренний вид храма Святой Софии. Фото: 900igr.net


Внутренний вид храма Святой Софии. Фото: 900igr.net


Неожиданно для Константина обстановка при византийском дворе резко изменилась. В 842 году внезапно умер император Феофил (подозревают, что он был отравлен), и августа (императрица) Феодора тут же отступила от иконоборчества. Фотий поддержал императрицу и выступил с резкими речами против иконоборцев, а юный Константин, которому тогда исполнилось 15 лет, даже вступил в богословский спор с самим патриархом Аннием и вышел победителем. Опекуны малолетнего императора Михаила —логофет Феоктист, брат Феодоры патриций Варда и доместик-магистр Мануил, при поддержке Феодоры сместили главу иконоборцев, патриарха Анния (Иоанна IV Грамматика. Затем жизнь постепенно вошла в привычную колею.


На 22-м году жизни (848 год) Константин завершил свое образование, но отказался от карьеры на государственной службе и выгодного брака с приёмной дочерью логофета, его влекло совсем иное! Фектист, желая оставить при себе способного юношу,назначил его библиотекарем храма Святой Софии, где находилась и патриаршая библиотека. Для этого Константину необходимо было стать священником, и он, по примеру Фотия, принял сан иерея и впоследствии всю жизнь прожил в безбрачии.


Через некоторое время Константин удалился в отдаленный монастырь Полихрон, расположенный в Малой Азии на берегу Мраморного моря, чтобы переждать очередную смуту. В этом монастыре служил настоятелем его старший брат Михаил, принявший сан под именем Мефодий (начало своей жизни Михаил посвятил военной службе, десять лет он правил одним из славянских княжеств, подчинённых Византии, затем оставил княжение и постригся в монахи).


Через полгода, по настоянию друзей, Константин возвратился в столицу и стал преподавателем «философии внешней и внутренней», эллинской и христианской в родном училище, отсюда и пошло его прозвище — Философ. При этом он по-прежнему оставался библиотекарем патриарха.
Шли годы, Константин, уже признанный учёный, в 852 году (в 25 лет) вместе с Григорием Аскритом отправляется в Багдад для ознакомления эмира с догматами христианства и участия в диспутах с мусульманскими богословами. Кроме того, необходимо было уговорить эмира смягчить участь проживающих в эмирате христиан. В Багдаде Константину устроили экзамен по всем наукам, и во всех дисциплинах его познания превышали познания экзаменаторов. На вопрос об источнике его знания Константин отвечал, что арабы не так давно стали развивать свою науку, а он получил образование в Греции — родине всех наук, а все науки арабы позаимствовали у греков.


Костюм византийского воина. Фото: allday.ru


Костюм византийского воина. Фото: allday.ru


По возвращении домой Константину пришлось покинуть работу преподавателя из-за разногласий с ректором училища Львом Математиком, который не мог терпеть талантливого учёного, превосходившего его в науках. Константин вновь удалился в монастырьПолихрон, где провел почти 10 лет.


Столицу тем временем опять лихорадило. Опекуны императора не поделили власть, патриций Варда убил покровителя Константина логофета Феоктиста, захватил власть и стал фактическим правителем Византии. Феодору отправили в монастырь. Юный император всё больше погрязал в разврате и пьянстве (в историю он вошёл под прозвищем «Пьяница» и впоследствии был убит своим постельничим). Константину стало тяжко в столице, и Фотий, который в 858 году стал патриархом, в 862 году отправил его с миссией к союзнику Византии хазарскому кагану. Вместе с ним отправился его брат Мефодий, с которым они уже больше не разлучались (в историю они вошли как Солунские братья, так как родом были из Солуни).


Путешествие было очень опасным, но братья без особых приключений прибыли на место своей первой остановки — в Корсунь (Херсонес Таврический), где полтора века спустя произошло знаменитое крещение князя Владимира. В Корсуни братья должны были выполнить три задачи – выучить хазарский язык, принять участие в диспуте с иудаистами и отыскать мощи святого Климента, который мученически погиб с якорем на шее в водах близь Херсонеса. Константин успешно справился со всеми тремя задачами. Проведя археологические раскопки, он нашёл захоронение Святого Климента, третьего Папы Римского, и эти святые мощи он впоследствии использует для того, чтобы добиться в Риме личной встречи с действующим Папой Адрианом II.


Херсонес был греческой колонией, основанной в 528 году до н.э. выходцами их Гераклеи Понтийской, находившейся на побережье Чёрного моря. В V веке Херсонес вошёл в состав Византийской империи, а в IX веке стал её военно-административной областью. Византийцы называли его Херсон, а русские – Корсунь. До падения Византии город был её форпостомв Крыму, здесь же пересекались военно-политические интересы Хазарского каганата, Византии, Киевской Руси, печенегов и половцев. Город, таким образом, являлся важным стратегическим пунктом. В 988 году киевский князь Владимир после нескольких месяцев осады захватил город, что позволило ему навязать свои условия Василию II,окреститьсяи жениться на византийской царевне Анне. В сознании русских летописцев захват Корсуни непосредственно связан с крещением Руси и распространением православия и славянской письменности среди русского народа.


 Византийские костюмы. Фото:allday.ru


Византийские костюмы. Фото:allday.ru


Согласно некоторым источникам, именно в Корсуни в руки Константина попали Псалтирь и Евангелие, написанные неведомыми ему «русьскими» письменами. Якобы, он встретился с человеком, который посвятил его в тайны этого письма и языка, которыми Константин быстро овладел. Эта часть предания о Константине —самая загадочная и сомнительная. Кто был этот незнакомец и был ли он вообще? Почему Константин, знавший 10 языков, знакомый с алфавитом Вульфиллы, предшествующим славянским азбукам, не знал этого языка? Зачем писать «русьскими письменами» Евангелие, когда до крещения Руси ещё оставалось 150 лет? Не была ли это та самая таинственная протоглаголица, о которой много писали учёные в XIX веке? Скорее всего, это так и останется загадкой истории.


Автор: Ольга Судникович






Яндекс.Метрика    сайт:  Комаров Виталий