Наука | Калейдоскоп

Как Плутон лишали статуса планеты.

Очень жёсткие условия на поверхностях далёких планет. Ледовые гиганты Уран, Нептун скрывают под туманной мглою непредсказуемые условия. На Нептуне самые быстрые ветра в Солнечной системе. Словно приведения огромные тёмные пятна появляются на его поверхности и исчезают с неё без предупреждения. Большое число природных спутников вращается вокруг этой планеты, и хранят свои секреты. Но наибольшее количество вопросов вызывает в последнее время Плутон. Эта внешняя планета теперь вообще не планета.

Почему же Плутон понизили в звании? Человек, который «убил» планету Плутон, – астроном Калифорнийского института технологий Майк Браун. Он спровоцировал цепочку событий, которые уменьшили количество планет Солнечной системы с девяти до восьми. Однако он не чувствует раскаяния.

«Плутон долго этого ждал», – рассказывает Майк Браун. – «Он не мог сохранить свой статус одинокого и далёкого шара. Он стремился к исключению. И это свершилось».

Плутон давно считался несколько отличным от других планет. Намного меньший чем остальные, он имеет намного больший спутник по отношению к своим размерам. Также он имеет наиболее наклонную и удивительную орбиту. Генри Труп из Юго-Западного исследовательского института рассказывает: «Его орбита имеет форму похожую на яйцо. Двигаясь по ней, Плутон то сильно приближается к Солнцу, то сильно удаляется. Эта космическая иголка в сене десятилетиями уклонялась от исследователей».

Восьмая планета Нептун была открыта в 1846 году. Но астрономы на протяжении ста лет были убеждены, что на окраине Солнечной системы должна находиться девятая планета. Лесли Янг (Юго-Западный исследовательский институт): «Поиски Плутона начал Персиваль Лауэл в обсерватории Лауэла. Он считал, что существует планета X, которая возмущает орбиты Урана и Нептуна». Лауэл умер до обнаружения этой планеты. Однако ассистент по лабораторным исследованиям Клайд Томбо продолжил его поиски. В 1930 в возрасте 24 года Томбо сделал снимок объекта, который подтверждал прогнозы Лауэла. Об открытии сообщили миру, и объект получил имя Плутон. Но был ли Плутон той самой планетой X? Некоторые учёные оспаривали это мнение. Они утверждали, что Плутон слишком мал и не имеет достаточной массы, чтобы влиять на орбиты соседних газовых гигантов Нептуна и Урана. Астрономы со временем поняли, что планеты X не существует. Она была предсказана из-за неточного определения массы Нептуна.

Хотя Плутон и не был планетой X, можно ли классифицировать его как планету? Лесли Янг утверждает: «Первый признак планеты – это блуждание по небу. Это объекты, которые движутся относительно звёзд. С точки зрения древних греков Луна была планетой, Солнце было планетой, а Земля нет». «Конечно, когда люди поняли, что Земля движется вокруг Солнца, а Луна вокруг Земли», – продолжает Майк Браун, – «определение планеты снова изменилось. Солнце и Луну исключили из их списка. Осталось шесть. Потом открыли Уран, а затем Нептун, ставший восьмой планетой. Хотя позднее было доказано, что Плутон меньший за нашу Луну, сначала полагали, что он размером с Марс. Поэтому открытие Томбо было определено как девятая планета. Никто об этом не задумывался. Это был странный и удивительный объект на окраине Солнечной системы. Иного названия не нашлось, поэтому было принято считать Плутон планетой».

Из-за огромнейшей удалённости от Солнца Плутон получил своё имя в честь римского бога подземного мира. Наименьшее расстояние от Плутона до Земли составляет около 4,3 миллиона километров (2,7 биллиона миль). Его диаметр 2390 км. Это половина длины Соединённых Штатов. Один оборот Плутона вокруг нашего светила длится 240 лет, а день планеты длится 6,5 земных дней.

Тому, что мы хоть что-то знаем о поверхности Плутона, мы обязаны современным технологиям. Даже с такого огромного расстояния учёные могут узнать о составе планеты. Они считают, что яркие участки поверхности Плутона состоят из трёх видов льда. Один из них оксид углерода. Второй метан – природный газ, а третий азот – вещество, которое представляет значительную часть нашей атмосферы. Тёмные участки, вероятно, являются горными породами. Как утверждает Генри Труп, тёмные участки, скорее всего, какой-либо из видов силикатов, они очень похожи на наши скалы. Это означает, что в них содержится кремний и кислород. «Эти породы, наверное, очень похожи на горные породы в национальном парке Колорадо», – добавляет Труп.

Путешественник на Плутон выяснит, что, невзирая на снежную поверхность, это должно быть очень тёмное место. Объект в 30-40 раз дальше от Солнца, нежели Земля. Это означает, что свет, достигающий поверхности Плутона, в тысячу раз слабее земного. Он такой же яркости, как и слабое уличное освещение ночью. «Там даже можно читать книгу, хотя лучше взять фонарик или лампу», – шутит Генри Труп. – «Так будет эффективней».

Расстояние от Солнца делает Плутон самым холодным местом нашей системы. Холод там прямо таки пробирает до костей. Средняя температура минус 197 градусов по Цельсию. Из-за маленьких размеров и низкой плотности гравитация на Плутоне значительно меньше, чем на земле. «На Плутоне будет намного легче заниматься альпинизмом, подниматься вертикально», – говорит Труп. – «Это очень захватывающе. Однако гравитация – это всегда испытание. Гравитация на Плутоне около одной пятнадцатой земной. Однако это не означает, что вас снесёт с поверхности. Для занятия альпинизмом нужна верёвка. Ведь вы всё равно можете упасть». «Поэтому не оставляйте верёвку дома», – продолжает шутить Генри.

Учёные очень хотят «разрезать» Плутон, ведь в его недрах припрятана целая глава из истории Солнечной системы. Плутон чудесная планета. Это будто машина времени. Он может показать среду Солнечной системы 4,5 миллиарда лет тому назад, когда она только формировалась. Ведь его поверхность старше земной и любой другой в нашей системе. По словам Трупа на Земле невозможно найти такой породы, возраст которой насчитывал бы столько лет. Их здесь просто нет. Это потому, что Земля постоянно перерабатывает вещество. Существует тектоника плит, что затягивает вещество к мантии. Вулканизм, который выбрасывает на поверхность вещество. Поверхность постоянно изменяется. Поэтому на Земле она значительно младше в сравнении с поверхностью Плутона. Земные породы образовались под высоким давлением. На Плутоне они значительно старше и примитивные, но далёкие от недотрог. Вся поверхность Плутона как будто изрешечена. Кратеры образованны метеоритами и астероидами, которые бомбардировали поверхность. Это первичные составляющие Солнечной системы, которые так и не стали её планетами. На Плутоне нет атмосферы, ледников, ветров, дождя, эрозии. Поэтому всё, что можно там увидеть это огромное число кратеров. Побитая поверхность подвергается трансформации, когда Плутон приближается по орбите к Солнцу. Когда температура возрастает, замороженные газы испаряются и образовывают временную атмосферу. Как только Плутон начинает отдаляться от Солнца, газы снова замерзают и падают назад на поверхность.

Больше 75 лет этот далёкий мир имел статус планеты. Так почему же этот небольшой заснеженный камень вызвал так много споров? Почему же Плутон исключили из эксклюзивного клуба Солнечной системы?

Гибель Плутона как планеты началась в тихом кабинете Майка Брауна в Пасадене (Калифорния). Однако он не собирался «уничтожать» планету. В Паламарской лаборатории, оборудованной 120 сантиметровым телескопом, он искал объекты на окраине Солнечной системы размером такие, как и Плутон. И в 2005 году он нашёл один. Это был объект больший за Плутон и имел собственный спутник.

«Впервые я обнаружил объект больший за Плутон, когда просматривал снимки, сделанные этим телескопом», – рассказывает Браун. – «Это было неожиданно, и обработка записей показала, что он больший за Плутон. Первое, что я сделал, это позвонил жене и сказал, что обнаружил планету».

«Я долгое время считал её десятой планетой», – продолжает Майк. – Я ощущал себя так, как будто открыл планету. Она больше за Плутон почти на 5% и состоит почти из тех же веществ: породы в середине, лёд сверху и тонкий шар инея на очень холодной поверхности. Это очень похоже на Плутон. Объект также имеет спутник, который за 16-17 дней делает полный оборот. Плутон тоже имеет свой спутник. Поэтому я долгое время по некоторым причинам считал их двойниками. Просто этот двойник в своё время «ел» намного больше и стал соответственно большим».

Браун предлагал назвать объект Ксеной на честь сериала о принцессе-воине. Но было избрано имя Эрис на честь греческой богини споров. Оказалось, что это имя как раз кстати. Открытие подняло настоящую бурю в астрономическом сообществе. Теперь само определение планеты горячо обговаривалось. Будет ли Эрис признана десятой планетой или объекты размером с Плутон будут переоценены как класс? Дискуссия была предложена к рассмотрению на сборах Международного астрономического союза в 2006 году в Праге. Прошло голосование и термин «планета» был определён с научной точки зрения. Было решено считать Плутон и иные подобные ему объекты отдельным классом. Они получили название транснептуновые.

Учёные считают такое событие целесообразным, так как узнали достаточно об Эрис и иных объектах составляющих пояс Койпера. Этот пояс находится во внешней части Солнечной системы, в регионе шириной 5,6 миллиона километров недалеко от Плутона. Это дом для сотен, тысяч укрытых льдом объектов, первый из которых был открыт в 1992 году.

Генри Труп: «Исторически сложилось так, что мы относили к внешней зоне Солнечной системы Уран и Нептун. Это большие газовые планеты, гигантские планеты. Потом выяснилось, что этот маленький изгнанник Плутон явно не вписывается в картину. Мы выявили объекты пояса Койпера и возможно Плутон действительно первый из разнообразных объектов пояса Койпера – маленьких ледяных тел внешней части Солнечной системы».

Результат голосования Международного астрономического союза установил, что планета – это сферический объект, вращающийся вокруг Солнца и очищающий окрестности своей орбиты. Поскольку среда окружающая Плутон полна иных объектов пояса Койпера, новое определение лишило ледяное открытие Клайда Томбо его силы. На 76 году Плутон утратил статус планеты. Теперь Солнечная система имеет лишь восемь планет. Объекты типа Плутона и Эрис получили новую классификацию – карликовые планеты. Эти карликовые планеты имеют те же характеристики, что и планеты, однако не имеют чистого орбитального пути. В соответствии с новым определением Церера (наибольший астероид Солнечной системы) также карликовая планета.

Лесли Янг считает, что нужна новая терминология. «Это подобно тому, как вроде бы вы увидели небоскрёб, и тут внезапно перед вами появляется целый город», – говорит она. – «Теперь во внешней зоне Солнечной системы целый город полный объектов».

Голосование союза должно было уладить споры относительно того, что считать планетой. Однако многие учёные отказываются признавать его решение. Есть астрономы, которые продолжают считать Плутон планетой. Они требуют этого и не хотят успокаиваться. Одним из таких учёных является Дэвид Гринспун сотрудник музея природы и науки Денвера. «Я считаю Плутон планетой», – говорит он. – «И не думаю, что вопрос, является он планетой или нет, действительно важен. Это, по сути, не научный вопрос. Это вопрос названия. Но удивительным образом он стал одной из наибольших тем в изучении планет».

«Люди часто спрашивают: Плутон планета или нет? Не существует чёткого ответа и разделяющей черты. Невозможно говорить, что сейчас это планета, а теперь это не планета. Также как нет чёткой черты разделяющей камень и гальку. Это, скорее всего, социологический вопрос, вопрос определения слов, нежели научный вопрос», – завершает Генри Труп.

Материал:   http://www.starblink.ru/blog/kak_pluton_lishali_statusa_planety/2010-05-19-8