Главная Карта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Наше Наследие Исследователи природы Полевые рецепты Архитектура Космос


Философский клуб | Мужское и женское: символический аспект

С.В. Явон психологические

Мужское и женское: символический аспект

УДК 316.773.2 © 2015


С.В. Явон, доктор социологических наук, доцент кафедры «Социальные технологии»


Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти (Россия) Аннотация. В статье рассматривается символическое восприятие разделения полов, нашедшее своё отражение в миропонимании. Символ возникает не из одного источника, а может приспосабливаться, отвечая на запросы разных эпох, религий, культов и цивилизаций. Исключительность свойственна всему примитивному и незрелому, символ – это нечто включающее и способное к экспансии. У одного символа могут быть многочисленные и разнообразные применения, способные стать амбивалентными или многозначными в соответствии с дополнительными соотнесениями. Символ может также иметь одновременно эзотерическое и экзотерическое значение, так что самое очевидное и употребительное толкование не всегда полно и может оказаться всего лишь полуправдой: оно может одновременно что-то открывать, а что-то скрывать. Проведенный автором контент-анализ позволяет констатировать, что активный принцип Природы изображается фаллическими символами, пассивный – женскими. Целостность дуалистической вселенной предполагает единство взаимодополняющих противоположностей, объединение первозданных мужских и женских сил – андрогинные символы. В символической системе пол связан с культурным содержанием этой системы в соответствии с ее социальными установками и иерархией.


Ключевые слова: символы, символическая система, женское начало, мужской принцип, инь-ян, андрогин, пол, гендер, социальная стратификация, дифференциация.


Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.


Знание символики – это не просто вопрос эрудиции. Оно имеет непосредственное отношение к познанию человеком самого себя. Символика это одновременно и инструмент познания, и древнейший фундаментальный метод выражения реальности, способный вскрыть различные ее аспекты, неуловимые для прочих средств.


Несмотря на то, что символ нельзя свести к простому значению и определению, все же можно дать или указать исходный пункт похода за знанием, путешествия от которого позволит исследовать ум и дух, внутренние глубины и внешние высоты имманентного и трансцендентного как в горизонтальной, так и вертикальной плоскостях. Символизм, сам по себе, как нечто косвенное, может привести к прямому постижению реальности.


Символика не просто интернациональна, она простирается через века и имеет «способность содержать в немногих условных линиях мысль веков и мечты поколений, воспламеняет воображение и ведет в царство бессловесного мышления» (Линь Юй-Дан). Символ выходит за рамки индивидуального в универсальное и имманентен жизни духа [1, с. 5].


Символы – язык всей Природы, потому что каждый закон и сила, действующие во вселенной проявляются и становятся доступными ограниченному уму человека посредством символов. Каждая форма, существующая в разнообразных сферах бытия, – это символ божественной активности, продуктом которой она является [2, с. 43]. С помощью символов люди искали способы сообщить друг другу нечто такое, что превосходит пределы и возможности языка (символизм – идеальный метод сохранения трансцендентального знания) [3, с. 7; 4, с. 101].


Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.


Гендерные исследования в социологии получили импульс к развитию в XX веке. Дифференцирование социальных ролей женщин и мужчин, обусловленные социальными, культурными и психологическими аспектами, разрабатывали Ш. Ортнер, Г. Рабин, А. Рич, Р. Уигер и др. В результате разделения понятий биологического и социального пола возникло понятие «гендер». Гендер выступает как система, создающая различия в положении женщин и мужчин в обществе через отношения власти и подчинения.


Сущность и содержание понятий «гендер» и «гендерная система» изучались такими авторами, как Г. Бок, И. Гофман, Д. Карен, де Лауретис, Д. Хорбер; в России – Н. Г. Абубикировой, П. В. Бабаевой, О. А. Ворониной, С. И. Голодом, Е. А. Здравомысловой, А. И. Посадской, Г. А. Клименковой, Л. Л. Рыбцовой, Г. Г. Силласте, А. В. Темкиной и др. Определенное распространение получает в России теория социального конструирования гендера, в основе которой лежат концепция социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана и теория гендерной социализации (теория половых ролей), представленная в работах Р. Бейлса, М. Комаровски, Т. Парсонса.


В России научные работы по гендерной тематике стали появляться в начале 90-х годов XX века: анализ политических ориентаций, политического статуса и поведения, реализации политических прав и свобод мужчин и женщин (Н. В. Иванчук, Т. Э. Ковалева, Е. В. Кочкина, Н. А. Кузнецова, С. В. Поленина, Г. Г. Силласте, В. И. Успенская); исследование соотношения мужской и женской занятости в различных отраслях экономики, безработицы и ее причин, профессиональной реализации, карьеры и активности мужчин и женщин (Л. В. Бабаева, О. М. Здравомыслова, Л. В. Корель, М. М. Малшева, Л. С. Ржаницына, А. С. Чирикова, З. А. Хоткина); изучение влияния взаимоотношений в семье и ближайшем социуме на развитие мальчиков и девочек, мужчин и женщин, а также трансформации института семьи, супружества, родительства (Т. А. Араканцева, М. Ю. Арутюнян, М. Е. Баскакова, Ю. В. Градскова, Т. А. Гурко, О. М. Здравомыслова, А. А. Логинов, М. М. Малышева, Л. В. Попова, Л. И. Савинов); выявление конструирования определенных гендерных идентичностей через политику репрезентации в идейно-значимых и ценностно-контролирующих сферах (Н. И. Ажгихина, О. А. Воронина, Н. М. Габриэлян, С. И. Голод, Т. М. Дадаева, Т. А. Клименкова, Е. И. Кравченко, М. И. Либоракина, Л. Н. Надолинская, Л. В. Попова, Н. Л. Пушкарева, Е. И. Трофимова, С. А. Ушакин, А. Е. Чучин-Русов). Несмотря на достаточно обширную базу идей и концепций, гендерная теория не имеет достаточно точек соприкосновения с символизмом.


О культурной истории главных символов древнего мира трактует историк Гоблет д’Алвилла в обширном сочинении «La migration des symboles» (1891). В его труде говорится о символах общих, популярных у разных народов.


С 1880-х годов символизм как художественное течение и теоретическое самообоснование, вбирая в себя и романтическое наследие и идеи философии жизни, создает в полемике с позитивизмом новую философию символа, претендующую на тотальную мифологизацию не только творчества, но и жизни творящего субъекта. В построениях В. С. Соловьева, Вяч. И. Иванова, П. А. Флоренского, А. Ф. Лосева символизм получает систематическое многовариантное философское обоснование. Течения западной мысли XX столетия представляют несколько моделей понимания символа. Выросшая из неокантианства «Философия символических форм» Кассирера делает символ универсальным способом объяснения духовной реальности. «Глубинная психология» Юнга и его школы, наследуя открытый психоанализом феномен символа, укорененного в коллективном бессознательном, переходит от установки Фрейда на разоблачение символа к его легитимизации и сознательного включения символов и архетипов в процессы самовыражения и самопостроения души.


Символика лежит в основе человеческого ума, и игнорирование ее – серьезный недостаток. Ее значение для мышления фундаментально, и совершенный символ должен удовлетворять все стороны человека: и дух, и интеллект, и чувства. Мирча Элиаде в восстановлении символики в правах видит шанс спасти современного человека от его культурного провинциализма и, особенно, от свойственного ему исторического и экзистенциального релятивизма [3, с. 525].


Как сказал Колридж: «символ всегда участвует в реальности, которой сообщает постижимость и, заявляя о целом, сам покоится в том Единстве, представителем которого является. Символ не просто служит эквивалентом чего-либо, он вскрывает в постигаемом предмете нечто существенное, содержит в себе обширное и расширяющееся поле возможностей и позволяет воспринять фундаментальную связь различных форм или проявлений» [1, с. 6].


Многое в символике связано с захватывающим взаимодействием и игрой противоположных сил двойственного мира, с их конфликтной, но, одновременно, взаимодополняющей и восполняющей природой, с их конечным единением, которое символизируют андрогин и священный брак (эти последние служат выражением того единства жизни, которое является центральным пунктом всякой традиционной символики). Формирование целей статьи (постановка задания).


Цель анализа состоит в рассмотрении символической системы представлений мужского/женского и свойственных им социальных установок.


Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.


До сих пор весьма спорным остается вопрос, что, собственно, можно вывести из разделения полов, как это символически изображено в Бытии. Для выяснения этого вопроса автором данной статьи был осуществлен контент-анализ ряда источников [1; 2; 5]. Полученные данные проанализированы и сгруппированы в нижеследующую таблицу 1.


В первом столбце таблицы содержатся фаллические символы. Одним из важных фаллических символов является Солнце.


Символ высшей космической силы. Всевидящее божество и его власть, теофрания, неподвижное существо, сердце космоса, центр бытия и интуитивного знания, «разум мира» (макробиус), просветление, глаз мира и глаз дня, непокоренный, слава, величие, правосудие, царственность [1, с. 310]. В большинстве традиций Солнце – всеобщий Отец.


У христиан Солнце – Бог-Отец, правитель и опекун вселенной, излучающий свет и любовь, божественное начало в человеке [2, с. 156]. Символами Солнца являются: вращающееся колесо; диск; круг с центральной точкой; круг в окружении лучей; свастика; посох; лучи, как прямые, так и волнистые, символизирующие как свет, так и жар Солнца; сияющие колесницы с солнечными богами, управляющими белыми или золотыми конями, или пересекающими мир в солнечных ладьях; лицо в окружении лучей; правый глаз; бронзовый человек; паук в центре своей паутины с исходящими от него во все стороны лучами; солнечные птицы и животные, такие как орел, ястреб, лебедь, феникс, петух, лев, баран, белый или золотой конь, бык, крылатый или хохлатый змей, китайский дракон.


Таблица 1 - Символическое изображение разделения полов


Фаллические символы (ян)

Женские символы (инь)

Мужские и женские признаки в символе (андрогнн)

баран

аист

анкх

башня

артемзия

ба-гуа

бык (вол)

барсук

близнецы

булава

беседка

вино и хлеб (вода)

ваджра

вода

весы

воздух

глаз (левый)

гермафродит

глаз (правый)

гриф

глаз

гусь (лебедь, селезень)

дом

грааль

диск (колесо)

долина

две змеи

дорже

заяц (кролик)

диск Солнца

с рогатой Луной

дуб

земля

золотой цветок

зеркало (круглое)

зеркало (квадратное)

инь-ян

золото

жаба (лягушка)

кадуцей

зонт

женщина

киноварь

кентавр

источники изобилия: груди, ваза, чаша, котел, бочка, колодец, кувшин котомка, корзина, печь

киянка

кипарис

ива

колодец, питаемый источником

кнба

йонн

колонна с дельфином

конь (жеребец, космический конь)

каури

король н королева

круг

квадрат

коса

лингам

ковчег

крест

лосось

колокольчик

кровь н вода

молот

корова

два одинаковых круга

огонь

крепость

кузнипа

олень-самец

крыша

бык в центре лабиринта

отец

кукуруза

лев (олень-самец) и единорог

орел

левая сторона

круг с вписанным квадратом

павлин

летучая мышь

лотос

петух

лилия

майское дерево

пирамида

Луна (Венера)

молот и наковальня

пеон

матъ

ножницы

плуг

мирт

пары

посох

миндаль

ребнс

правая сторона

морская черепаха

тополь (дерево вод)

резец

овал (яйцо)

двойная тыква

свет

океан (озеро)

утка и селезень

слон

очаг

факел

солнце

паук

фен-хуан

сосна

петрушка

феникс

сосна

пещера

цилинь

тирс

ромб

якорь, обвитый цепью

угри

ртуть

судно и мачта

фаллос

тьма

шахматы

фазан

серебро

небо и земля

хлыст

все, что образуется из воды: жемчужины, рыбы, раковина двустворчатая

ткачество (основа и уток во взаимодействии сочетанием каждой пары нитей образуют скрещивали е)


Огонь символизирует трансформацию, очищение, дающую жизнь производящую силу Солнца, обновление жизни, оплодотворение, силу, мощь, энергию, невидимую энергию в процессе осуществления, сексуальную силу, защиту, оборону, видимость, разрушение, слияние, страсть [1, с. 221]. Пламя олицетворяет духовную силу, трансцендентность и озарение, воодушевление и просвещение. Символами огня являются треугольник, опирающийся на свое основание; свастика; львиная грива; волосы; острое оружие; ель; азалия.


Фаллическими символами является все, что может пронзать или проникать: меч, дротик, стрела, пика (являются атрибутами ступеней рыцарства и означают войну, мужскую силу); столб, обелиск, стела – но, то, что пронзает, тем самым и разрушает, поэтому фаллические символы олицетворяют одновременно и творение, и разрушение.


Легион символов инь (женское начало) представлен во втором столбце таблицы.


Луна олицетворяет женскую силу, Мать-Богиню, Царицу Небесную, повсеместно является символом циклического ритма времени, универсального становления. В буддизме Луна олицетворяет мир, безмятежность и красоту. В Китае Луна отображает сущность инь, пассивность и быстротечность жизни, а также бессмертие.


В даосизме Луна – символ истины, «глаз, светящийся во мгле», принцип инь [1, с. 190]. Все богини Луны управляют судьбой и ткут ее нить. Иногда их изображают в виде пауков в центре паутины. К их атрибутам относятся веретено и прялка [5, с. 64]. Символом Луны, как правило, является месяц или коровьи рога. Ее также называют «кораблик света в море ночи». Все ночные животные, например, кошка и лиса, являются лунными, как и те животные, которые возникают и исчезают, например, медведь, впадающий в спячку зимой и появляющийся снова весной с новорожденным медвежонком.


Таковы змея, заяц и кролик, все двоякодышащие и любые другие животные, связанные с водой, болотами и половодьями. Лягушка и жаба живут на Луне. Почти повсеместно обитателями Луны являются заяц и кролик.


Очень часто у жабы или зайца три ноги, означающих три лунных фазы, а также прошлое, настоящее и будущее.


С Луной связаны различные растения, такие как индийская сома, американский маис, южноамериканская пальма пачимба.


Вода ассоциируется с рождением, женским началом, утробой вселенной, водами плодородия и свежести, источником жизни. Вода – источник и гробница всего сущего во вселенной. Она растворяет, уничтожает, очищает, «смывает» и восстанавливает (отделяет и соединяет). В христианском искусстве вода символизирует смирение. Бегущая вода означает жизнь и ее источник, символом которого является волнистая линия, спираль или меандр. Вода, подобно дереву, роще, камню и горе, может символизировать космос во всей его полноте [1, с. 40].


Символами порождения и уничтожения жизни, разделяющих и объединяющих сил воды часто являются существа комбинированной природы, чудовища или драконы, змеи, сокол, лев, крокодил и кит, в то время как питающая и плодородная сила изображается в виде коровы, газели, а чаще всего рыбы. Аист, как существо, связанное с водой и рыбой, ассоциируется с водами творения. «Приносимые аистом» дети в виде эмбрионов находятся в лоне Матери-Земли и в водах творения, где их и находят при ловле рыбы аисты. Аист символизирует также приход весны и новой жизни, и поэтому является благовещенской птицей [1, с. 10].


Символами инь являются все питающие сосуды, груди как средство кормления, все источники изобилия, все, что пусто и готово вмещать – чаша, котел, кубок, рог изобилия, ваза; все, что образуется из воды – рыбы, жемчужины, раковины; все животные, производящие питание – корова, свинья, коза, лань; все, что дает убежище и защиту (охранительный аспект женского начала) – дом, церковь, стена, ограда, двери, храм, пещера.


Посвященные лунной богине растения символизируют женственность, чистоту, очарование, грацию – артемзия, ива, колокольчик, лилия. Женские символы обладают дуальной природой творца (защита, кормление, тепло, убежище) и разрушителя (сила разрушения, пожирательство). Как мудрость женские символы способствуют трансформации человека от самого элементарного к самому высшему уровню.


Таким образом, фаллические символы, олицетворяющие мужской принцип (мужское начало – ян), и женские символы, олицетворяющие женский принцип (женское начало – инь), соответственно символизируют следующее (исключая сходные элементы): мужскую активную силу – плодовитость, власть, интеллект, разум, ум, мудрость, превосходство, смелость, твердость, войну, победу, правление, защиту, правосудие, свет. женское пассивное начало – плодородие, смирение, чистоту, красоту, девственность, невинность, материнство, послушание, утробу, мир, питание, убежище, сохранение, справедливость, тьму.


Третий столбец таблицы содержит символы, обладающие как женскими, так и мужскими признаками.


Активные и пассивные принципы Природы часто изображались мужскими и женскими фигурами, и когда эти принципы гармонично сочетались в природе или человеке, обычно это обстоятельство символизировали совершенным равновесием.


Так, гермафродит означает изначальное совершенство, целостность, единство противоположностей, абсолютное состояние, автономию, независимость, вновь обретенный рай, объединение первозданных мужских и женских сил, неба и земли, царя и царицы, первоотца и первоматери. Алхимики в Великом Опыте пытаются сотворить совершенного андрогина, или гермафродита, чтобы вернуть человечество к целостности [1, с. 52; 2, с. 521]. Его символами являются: фигура, обладающая как женскими, так и мужскими признаками; двуликая голова короля и королевы; красный муж и белая жена.


Среди богов подобное состояния единства символизируют андрогинный Зерван, персидский бог бесконечного времени, греческие Хаос и Эребус, которые считаются нейтральными в половом отношении.


Сказочные животные – дракон, цилинь, единорог, феникс (Фэн-хуан воплощает одновременно инь и ян. Феникс состоит из нескольких разных элементов, репрезентирующих весь космос: у него голова петуха (Солнце), спина ласточки (символ возрастающей Луны), его крылья – ветер, хвост символизирует деревья и цветы, его ноги – земля) способны воплощать в себе как активное, так и пассивное начала, и означают совершенное взаимодействие этих двух начал в их единении. То же самое относится и к лотосу [1, с. 86, 183, 346; 5, с. 72].


Крылья кадуцея (жезл Гермеса) символизируют способность пересекать любые границы, воздушность; прут – власть; двойная змея – противоположные стороны в дуализме, которые, в конечном счете, должны соединиться.


Две змеи, исцеляющая и ядовитая (болезнь и здоровье), имеют герметическое и гомеопатическое значение: «природа может преодолеть природу». Кадуцей является символом взаимодополняющей природы этих двух сил, действующих во вселенной, и соединения двух полов. Они олицетворяют силы связи и разделения, добра и зла, огня и воды, восхождения и нисхождения, а также равновесие, мудрость и плодородие [1, с. 124]. В алхимии это мужская сера и женская ртуть, сила трансформации, сон и пробуждение, растворение и коагуляция (solve et coagula) «Великого Опыта», синтез противоположностей и проникающая функция медитации между высшим и низшим уровнями действительности.


Палочка, или жезл посланника, – это ось мира, вниз и вверх по которой, между Небом и Землей перемещаются все боги-посланники и посредники. Кадуцей носят все посланники как знак мира и защиты, и он является главным их атрибутом. Его носят египетский Анубис; греко-римский Меркурий (Гермес), в руках которого он означает здоровье и юность [5, с. 80]; финикийский Ваал и иногда Изида и Иштар. Это «прут золотой, трехсоставный богатства и счастья» (Гомер). Предполагалось, что он и есть тот жезл, который поддерживает символы Солнца и Луны.


Совместное изображение квадрата и круга (как на старых китайских монетах) является символом соединения инь и ян, Земли и неба и может означать также идеально сбалансированного человека. «Действовать на квадрате» означает конфуцианский максимум: «не делай того, что не желал бы для себя» [1, с. 346; 5, с. 68].


Инь-ян («да цзи») символизирует все взаимодополняющие противоположности дуалистической вселенной в силах и качествах человеческой, животной и растительной жизни. Инь должна всегда идти раньше ян, ибо она символизирует изначальную Тьму перед появлением Света творения – ян. Инь – это также изначальные воды, пассивное, женское, инстинктивное и интуитивное по природе; душа, глубина, сужение, отрицательное, мягкое и уступчивое. Инь символизирует все, что темное и земное: черный цвет, земля, долина, деревья, ночные животные, водные и болотные твари, большинство цветов. Ян – это активное начало, дух, рациональность, высота, расширение, положительное, твердое и неподатливое. Его символизирует все светлое, сухое и высокое: гора, небеса, солнечные животные и птицы [1, с. 120]. Символ инь-ян олицетворяет совершенное равновесие двух великих сил вселенной, каждая из которых имеет внутри себя эмбрион противоположного начала [4, с. 51].


Это говорит о том, что во вселенной не существует только мужского или только женского начала, но что каждое из них содержит в себе споры другого, и что происходят непрерывные изменения. Оба начала включены в круг всеобщего циклического обращения и изменения.


Это Космическое Яйцо; изначальный андрогин, отражающий совершенство равновесия и гармонии; чистая суть – союз двух начал. Эти две силы сдерживают друг друга в противоборстве, но не в антагонистическом, а как взаимозависимые партнеры. Одно из начал – суть, но лишь два находят выражение в проявлениях начал в материальном мире.


Исходное значение «инь» и «ян»: пасмурная и солнечная погода или теневая и солнечная стороны. В бинарности данного противопоставления сосредоточено философское выражение света и тьмы, активности и пассивности неба и земли, мужского и женского начал. Постоянное взаимодействие и противоборство этих двух начал, обретающих характер космических сил, создает и изменяет материальный мир, а также общество, идеи, культуру, мораль.


Итак, адрогинные символы символизируют двойственность, чередование, различие, конфликт, зависимость, статичность, укорененность; отсюда равновесие, стабильность, отражение, противоположные полюса, влечение, «нераздельное супружество» – не только для супружеской четы, но и для вселенской взаимозависимости инь-ян в мире двойственности.


Различные философские школы, как еврейские, так и языческие, признавали, что человек был изначально андрогинным существом, и предполагали, что он сохранит это двуполое состояние. В отношении того, как это будет сделано, существуют две точки зрения. Филон Иудейский (каббалисты) утверждает, что человеческая душа была разделена на две части (мужскую и женскую), и что человек остается несовершенным созданием до тех пор, пока эти части не воссоединятся через эмоции, которые человек называет любовью [2, с. 456].


Из этой доктрины выросла чрезмерно эксплуатируемая концепция о «родственных душах», которые должны продолжать поиски целые века, пока не найдут дополняющую их часть разделенной души. Современная концепция женитьбы до определенной степени основана на этом идеале [2, с. 461].


Согласно Р. Самуэль бар Нахману, так называемое разделение полов произошло в результате подавления одного из полюсов андрогинного существа, и жизненные энергии могли быть направлены в сторону развития рациональных способностей. С этой точки зрения, человек до сих пор является андрогинным существом и духовно полон, но в материальном мире женская часть мужской природы и мужская часть женской природы неподвижны.


Через духовное развитие и познание, получаемые в Мистериях, скрытый элемент в каждой природе постепенно приобретает активность, и таким образом человеческое существо окончательно сохраняет половое равновесие.


По этой теории, женщина эволюционирует от положения спутника мужчины до равенства с ним. С этой точки зрения, женитьба считается союзом компаньонов, в котором два сформировавшихся индивида проявляют полярные характеристики и пробуждают друг в друге скрытые способности, помогая таким образом каждому достичь полного индивидуального завершения [2, с. 458-462]. По первой теории, женитьба является концом, в то время как по второй теории – это лишь средство для достижения конца. Вторую точку зрения следует расценивать как более адекватную убеждению, что творение объемлет оба аспекта божественного свершения.


Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. П редставление мужского и женского образовало символическую систему, в которой пол связан с культурным содержанием этой системы в соответствии с ее социальными установками и иерархией. Культурносимволический уровень гендера в символической системе служит фундаментом для построения и закрепления структурного уровня. Следовательно, гендер представляет собой социокультурный конструкт и именно в такой интерпретации включен в систему социальной стратификации.


Задача любого общества, действительно стремящегося к демократии, заключается в умении видеть в мужчине и женщине личность, а не биологических субъектов пола. Разумная и взвешенная гендерная дифференциация в обществе должна помочь выработке позиции терпимости и понимания права каждого быть другим. В этом залог успешных партнерских отношений в демократическом обществе. И только с таких позиций возможны объективные научные дискуссии о гендерных проблемах в современном мире.


Список литературы:


1. Купер Дж. Энциклопедия символов. - Сер. «Символы». Кн. IV. Ассоциация Духовного Единения «Золотой век». М., 1995. - 295 с.


2. Холл Джеймс. Словарь сюжетов и символов в искусстве /Пер. с англ. и вступ. ст. А. Майкапара. М.: Крон-Пресс, 1997. - 228 с.


3. Белый А. Символизм как миропонимание /Сост., вступ. ст. и прим. Л.A. Сугай. М.: Республика, 1994. 213 с.


4. Длясин Г.Г. Азбука Гермеса Трисмегиста, или Молекулярная тайнопись мышления. М.: Белые альвы, 1998. - 154 с.


5. Холл Мэнли Палмер. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Интерпретация секретных учений, скрытых за ритуалами, аллегориями и мистериями всех времен /Пер. с англ. и предисл. Б.В. Целищева. СПб.: СПИКС, 1994. - 358 с.






Яндекс.Метрика    сайт:  Комаров Виталий