Наука | Философский клуб | Большая перемена
Фалеев Василий Иванович
Родился 27 декабря 1953 г. в с. Сростки Алтайского края, Бийского района.
профессор
доктор биологических наук
область научных интересов:
экология, экологические аспекты экономики, психология, этика религоведения.
кол-во научных работ: 70
e-mail: vifaleyev@ngs.ru
«Большая перемена»: 03/2005. В.И. Фалеев
Человек- это сошедшая с ума обезьяна?
Одним и тем же мозгом мыслить и верить?
Лец Станислав
Кто мы такие – обезьяноподобные продукты эволюции, освоившие орудия труда и превратившиеся, согласно Энгельсу, в человека? Или личности, сотворенные по образу Божию, наделенные совестью, творчеством, чувством прекрасного, о чем говорит Библия?
В этой статье я пытаюсь убрать «барьер», возникающий у искренних людей, которые думают, что наука и Библия противоречат друг другу. К сожалению, реальность такова, что средства массовой информации, учебники, бытовые разговоры насыщены сведениями, противоречащими не только Библии, но и современной науке. Из учебника в учебник кочуют архаичные сведения, которые в современной науке мало кто воспринимает всерьез. В недавно изданном учебнике экологии для 9-11 классов средней школы я вновь встречаю рассуждения о мифической истории происхождения человека, многие звенья которой отвергнуты наукой. С другой стороны, нет ничего о современных методах переопределения фактического возраста объектов, или новых археологических находках, позволяющих задуматься о реальности Библейских представлений.
Часто можно встретить утверждение, что у человеческих эмбрионов в первые месяцы жизни наблюдаются «жабры», которые позже исчезают. В действительности в ходе его развития формируются складки изгибов, как следствие возрастного изгиба головы. Ничего общего с формой и функцией жабр они не имеют. Стенки складок прижаты так плотно, что ни один подающий питание сосуд не может там проходить, и клетки местами гибнут. Возникают дефекты, которые болезненным образом могут сохраняться вплоть до момента рождения (горловые фистулы). Они представляют собой аномальные разрывы на обычно гладкой стенке тела, а вовсе не открытые жаберные щели. Подобные отверстия развиваются, например, в месте присоединения почечных канальцев. В таком случае пришлось бы говорить о почечных жабрах. Поэтому, как пишут Юнкер и Шерер, представляется абсурдным говорить о «жаберных щелях» человеческого эмбриона.
Долгое время общество находилось в плену биологического романтизма. По ископаемым костным фрагментам «восстанавливали» характер волосяного покрова и жировых отложений, форму носа и разрез глаз наших «предков». Возникла масса изображений первобытных людей (больше напоминающих небритый персонаж из серии «опять напился»), основанных исключительно на фантазии художника. Находки «от избытка энтузиазма» (ключица человекоподобного существа реально оказалась частью ребра дельфина), или явные подделки (человек из Пилтдауна, «составленный» из части челюсти и зубов орангутанга и фрагментов человеческого черепа, в течение 40 лет считался недостающим звеном) не помешали целому поколению думать, что обезьяноподобный предок – правда! Доктор наук в области анатомии С. Цукерман пишет: «исследования ископаемых приматов не отличаются щепетильностью... Факты настолько удивительны, что разумно спросить, есть ли в этой области наука?».
Наиболее употребимо описание нескольких форм, в той или иной мере используемых в качестве гипотетических предков людей. Рамапитек, все еще рассматриваемый в школьных учебниках как «наш предок», большинством современных исследователей считается родственным орангутангу. Есть публикации, где говорится, что его зубы сходны с бабуином гелада. Австралопитека тоже долго считали предком. Но его обезьяноподобный профиль, более похожий на шимпанзе, конечности, приспособленные к лазанию по деревьям, и некоторые другие признаки, побуждают сегодня многих считать его вымершей разновидностью обезьян. Что касается питекантропа, то, если бы Дюбуа не держал 30 лет в секрете, что нашел рядом 2 человеческих черепа, тема, вероятно, была бы закрыта раньше.
Сенсационные находки по-прежнему публикуют: «испанскими археологами обнаружен самый древний ископаемый предок». Но помещенное в Интернете фото не убеждает, да и комментарии говорят сами за себя: «он был похож на современного шимпанзе при росте 120 см и весе 45 кг». Интересно, что, увлекшись, авторы довольно резко отзываются о предыдущих исследованиях: «до настоящего открытия, какое существо совмещало обезьяньи и человеческие черты – оставалось загадкой».
Если говорить о неандертальце, то его отличия от описываемых выше форм разительны. Неандертальцы были физически крупнее и сильнее людей. Размер их мозга в среднем не меньше, чем у современного человека, так что вряд ли исчезнувший вид уступал нашим предкам в интеллекте. Теперь подтверждено, что гибкость пальцев, а значит и потенциальная способность изготавливать орудия труда, были у неандертальцев, по меньшей мере, не хуже наших. Исследователи пишут, что черепа сегодняшних северных европейцев более похожи на неандертальцев, чем на черепа американских индейцев. Очевидно, речь должна идти скорее о человеке, пережившим потоп, а не об эволюционной стадии.
Фактов, свидетельствующих о высокой культуре древнего человека все больше. Поскольку, согласно Библии, потоп имел место, вряд ли следует искать богатое техническое оснащение послепотопной цивилизации. Но и в этих условиях наблюдается высокая технологичность производства инструментов. Люди на рубеже плейстоцена-голоцена прекрасно знали качество местного сырья, легко прогнозировали специфику расщепления камня, умели делать свои орудия с учетом характера воздействия на них обрабатываемого материала. Найдены уникальные по своему совершенству изделия, находящиеся вне ряда бытовых предметов. Предполагая их «культовое» использование, ученые вынуждены признать, что религиозность человека – изначальное определяющее свойство, резко выделяющее наших предков из мира животных. Согласно А. Хейворду «существует огромный качественный разрыв между мозгом человека с его абстрактным мышлением, самосознанием, нравственностью, совестью и мозгом наиболее развитых животных (обезьян и дельфинов). Никакое применение принципа выживаемости более приспособленных в джунглях, лесах, степях и т.д. не может дать удовлетворительного объяснения происхождения этого разрыва.
Превращение одного организма в другой воспринималось как факт. Теперь понятно, что дарвинизм лишь пытается объяснить, как такие изменения могли произойти, а вовсе не доказывает, что подобные изменения имеют место. Любое млекопитающее, живущее или окаменевшее, имеет три ушных кости и одну челюстную, и любая рептилия, живущая или ископаемая, имеет одну ушную и много челюстных костей, и промежуточных форм не существует. «Как промежуточным организмам удавалось слышать и жевать, пока две кости перекочевывали от челюсти вверх к уху?» - спрашивает Д. Гиш.
Примеров пересмотра «эволюционных заявлений» можно было бы привести много, но вряд ли это имеет смысл. «Я лучше вас знаю, что теория эволюции - миф, но что вы можете мне предъявить, когда я профессионально работаю в этой области много лет»,- это заявление ученого – лучшее свидетельство, что признание Творца – вопрос совести, а не информированности. «У меня сложилось впечатление, - пишет бывший эволюционист, британский физик и философ, Нобелевский лауреат Фред Хойл,- что большинство биологов в глубине души понимают правду, но они настолько запуганы ее возможными последствиями, что готовы принять любую линию поведения, лишь бы только отойти от нее».
Рассматривая различия в строении клювов галапагосских вьюрков, Дарвин сделал вывод об их эволюционных связях. Анатомические признаки в силу их простоты могут создать обманчивую иллюзию родства. Другими словами, «если у китайца лунообразное лицо, то его предком не обязательно является луна». В магазине телевизоров я бы не рискнул использовать такую логику для утверждения, что предком «Панасоника» был «Самсунг». Я лишь вижу, что обе модели созданы творческим разумом. Все разнообразие жизни построено по общему плану. Вселенная построена по общему плану. Она подчиняется законам математики и логики именно потому, что создана Разумом. Эволюционные классификации теряют смысл: мы, столь непохожие друг на друга, созданы из одинаковых кирпичиков волею Творца.
Человек, созданный по образу и подобию Божию, всегда имеет выбор. Или скатываться в пропасть, все больше напоминая тех, кого так хотят записать нам в предки, или иметь глубокие и реальные отношения с Великим Творцом Вселенной. Обладая колоссальными возможностями, способные оценить гармонию и красоту окружающего мира, изберем ли мы только биологическую цель «оставить потомство и умереть», или примем незаслуженный дар Божьей милости, любви и вечной жизни? Бог позволил это, открыв Себя человеку в Иисусе Христе.
Райнхарт Юнкер, Зигфрид Шерер, авторы книги «История происхождения и развития жизни»
Дюбуа (Dubois) Эжен - голландский антрополог. В 1890—92 обнаружил на острове Ява скелетные остатки ископаемого предка человека, назвав его «Pithecanthropus erectus», т. е. «обезьяночеловек прямостоящий» (Питекантроп). Эти открытия сыграли важную роль в укреплении эволюционной теории.
Алан Хейворд - английский физик- экспериментатор.
Дуэйн Т. Гиш - получил степень доктора по биохимии в Калифорнийском Университете в Беркли. Работал в разное время под руководством лауреатов Нобелевской премии Винсента дю Вигно (синтез гормонов гипофиза) и Венделла М. Стенли над изучением белков вируса табачной мозаики. Профессор естественных наук в Институте Христианского Наследия.