Главная Карта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Наше Наследие Исследователи природы Полевые рецепты Архитектура Космос


История | Ани

Ани


Ани (арм.Անի,турецк . Ani, лат. Abnicum, грузин. . ანისი —«Аниси») — древняя столица армянского Анийского царства. В период расцвета город имел население не менее 100 тысяч человек и был известен как город 1001 церкви. Руины города ныне находятся на востоке современной Турции, на правом берегу реки Ахурян.


Город расположен на каменистом плато в пограничной зоне, менее чем в километре от границы Турции с современной Арменией. Расстояние до Карса — 42 км.


Город был основан в глубокой древности. V—VIII века — владение князей Камсараканов, а затем Багратидов. 961 — Ашот III делает Ани столицей Армении. Ани становится крупнейшим политическим, экономическим, культурным и торговым центром.[1045 — город перешёл под власть Византии. 1064—1072 — Ани захвачен и разрушен турками-сельдуками. 1072—1124 город был захвачен Шеддадидами (династией курдского происхождения. Правившей на части территории Закавказья в XI – XIIвв.). 1124—1126 Ани был захвачен грузинами . В1163—1174 город был снова захвачен ельджукидами, а в 1174—1177 — захвачен Иване Орбелианом, вследствие чего произошла интеграция Анийского царства с Грузии (1177—1185) в период управления Георгия III. В 1185—1199 Ани был снова отвоеван захвачен Шеддадидами, но уже в конце XII в. снова становится центром Армении: с 1199—1236 (управление Закаряна). Но в 1236 — разорён монголами. Военную катастрофу спустя несколько десятков лет дополнило природное бедствие: Ани был в 1319 сильно разрушен землетрясением.


В XIV в. город становится столицей тюркменской династии Кара-Койунлу. Но в конце этого же столетия город был захвачен Тамерланом и теряет своё значение как культурный и экономический центр


С 1534 г. Ани входит в состав Османской империи.С 1878 по 1917гг. Ани, равно как Карс, Двин и Ардаган, входил в состав Российской империи (по Сан-Стефанскому договору).


В настоящее время в Ани частично сохранились средневековые городские стены, дворец сельджукидов, ряд армянских церквей XI—XIII веков.


25 октября 2010 года «Фонд мирового наследия» (Global Heritage Fund) из-за неэффективного управления и пренебрежения властей страны внес памятники Ани в список «Памятники на грани гибели», в котором опубликованы находящиеся на пороге уничтожения монументы во всем мире. При этом, руины древней армянской столицы находятся в ряду трех объектов исторического наследия, которые наиболее подвержены риску уничтожения. Согласно представленному докладу, многие из сохранившихся строений города находятся в настоящее время на грани краха из-за бездомных, желающих укрыться в них, и любителей устраивать пикники.


В честь города назван астероид, открытый в 1914 году российским астрономом Г. Неуйминым.


История Анийского царства и города Ани


Анийское царство возникло в результате объединения Армении Багратидами и свержения власти Арабского халифата. Большое значение для усиления централизованного государства имело превращение крепости Ани в столицу (961 г.). Анийское царство Багратидов достигло апогея своего могущества при Гагике I (989—1020). В начале XI века границы царства значительно расширились. В этот период многие княжества, в том числе Хаченское, Багревандское, Гардманское и прочие, являлись составными частями Анийского царства, а вассальная зависимость других княжеств и царств усилилась. Столица Ани становится крупным центром торговли и ремесленного производства. В ней возводится много замечательных архитектурных сооружений, развивается культура. Однако, несмотря на продолжавшийся подъем экономической и культурной жизни и большие усилия Гагика I, феодальная раздробленность страны усиливалась. Во второй половине X века и особенно в начале XI века ухудшается также ее политическое положение.


Опасность нависла также над Анийским царством Багратидов. После смерти Гагика I в 1020г. византийцам удалось посеять раздоры в среде правящей верхушки. В 1041 г. умирает предпоследний царь династии Багратидов Ованес-Смбат. Византия отправляет в Армению войско для завоевания Анийсого царства и его столицы, однако все население Ани поднимается на борьбу и под руководством спарапета Ваграма Пахлавуни отбрасывает врага от стен города. На трон восходит шестнадцатилетний Гагик II (1042— 1045), который продолжает героическую борьбу с завоевателями. Византийский император под предлогом переговоров вызывает к себе в Константинополь молодого Гагика II и заключает его в тюрьму. Одновременно в Армению направляются новые войска. Анийцы и жители окрестных деревень отражают атаки численно превосходящих и хорошо вооруженных византийских войск. Но город Ани пал вследствие измены. В 1045 г. Ани и Анийское царство переходят под власть Византии. Армянское государство Багратидов, возникшее в 885 году, перестало существовать.


Ани (арм. Անի, лат. Abnicum) – городище (замок и крепость) на востоке современной Турции, на правом берегу реки Ахурян. В период расцвета город имел население не менее 100 тысяч человек. Вследствие прогресса городской жизни, развития денежных отношений, частичного взимания налогов деньгами постепенно оживляется внутренний рынок. При монастырях и каравансараях развертывается рыночная торговля. Больших размеров достигла международная караванная транзитная торговля. Северо-восточные районы Армении, которые оставались вне сферы длительных арабо-византийских войн, превратились в важные звенья транзитной торговли, связывавшие Восток с Западом. В X—XI вв. основным узлом новых важных путей становится быстро развивающийся с середины X в. город Ани. Из новой столицы Армении тянулись в различных направлениях несколько караванных путей: Ани—Лори—Тбилиси, Ани—Ахалцих—Кутаис—Черное море, Ани—Багаран— Вагаршапат—Маназкерт—Багеш (Бятушс)—Междуречье и т. д. Одна из главных дорог связывала Ани с Византией. Через Транизол проходил также торговый путь на юг России.


Армения участвовала и в международной караванной торговле. В IX—XI вв. на международный рынок она вывозила зерно (преимущественно пшеницу), крупный и мелкий рогатый скот и лошадей, металлические изделия, ковры, краски (главным образом кошениль), каменную соль, вино, шерсть, фрукты и т. д. Среди ввозившихся товаров главное место занимали предметы роскоши, пряности, гончарные изделия, тонкие ткани, лекарства. Наряду с другими городами Армении Ани был известным торговым центром, в котором торговали не только армянские купцы, но и приезжавшие и из сопредельных и отдаленных стран.


Уже к 1048 году, турки-сельджуки начали массовые и долговременные набеги на Армению. В 1054 году турки-сельджуки, под предводительством Тогрул-бека снова напали на Армению, но, дойдя до Карина и Карса, они потерпели поражение от армян и отступили на восток. А в 1065 году богатая и цветущая столица средневековой Армении — Ани была разорена сельджукской армией. Население этой части Армении и, в частности, жители города Ани в XII и XIII столетиях стали покидать свою родину и искать приют на чужбине. Пошли караваны беженцев, которые дошли до Грузии, Закавказья, Юга России, Галиции, Польши, Киликии и других стран. Особый взор анийские армяне обратили в сторону Южного Поволжья. Эта территория славилась своими торговыми путями и привлекала внимание армян еще задолго до их массового переселения.


В 1195—1202 гг. объединённая армяно-грузинская армия под командованием армянского князя Закарэ освободила захваченные тюрскими пришельцами Арцах (частью которого сегодня является Нагорно-Карабахская Республика) и Сюник. А уже к 1199 году от порабощения была освобождена древняя столица Ани. В результате освобождения северо-западных армянских земель (Арцаха, Гугарка, Сюника Айрарата, Утика, Багреванда и др.) образовалось Армянское княжество Закарянов. В этот период освобождённая часть Армении ожила и начала цвести. Такие армянские города, как Ани, Двин, Нахиджеван, Карс выросли и снова стали центрами экономики, культуры и политики Армении. В них большую роль начали играть «атеан цероц», то есть городские магистраты.


Древний Ани превратился в цветущий сад. Стали возводиться величественные постройки, храмы, церкви, монастыри, театры и многое другое. Примечательно, что армяне ещё в те времена имели тесные отношения с Русью, свидетельством чего является то, что в Армению были приглашены русские мастера для росписи храмов и церквей. Ани стал называться «городом тысячи церквей».


В начале XIII века Армения подверглась нашествию тюрских завоевателей из глубин Средней Азии. В 1236 году пал древний город Ани, но оставлен во владениях Закарянов на условиях их вассальной зависимости от тюрских правителей. Он продолжал существовать как город до XV века. Позднее жители покинули Ани. Его развалины в 1878 году вместе с Карсской областью перешли к России.


Согласно Карсскому договору 1921 года, Ани в составе Карской области был передан Турции.


Еще об Ани


В 45 км от Карса на самой границе Армении и тех земель, которые оккупируют турки, и которые я в своем повествовании именую Арменией Западной, находятся руины некогда великого средневекового города Ани, столицы Анийского царства. История этого города достаточно хорошо изучена, о ней написано множество литературы, которую вы без труда сможете найти. Поэтому историю Ани я расскажу очень кратко, буквально в двух словах, а акцент сделаю на некоторых эпизодах современной истории, которые имели место уже в XX веке, и которые мне удалось узнать. А также расскажу об очередной наглой турецкой лжи.



Дата основания города Ани теряется в глубине веков. В V-VIII веках это было феодальным владением князей Камсараканов, а затем Багратидов. В 961 году армянский царь Ашот III переносит сюда свою столицу из Карса. При нем город достигает своего расцвета, в нем проживало более 100 тысяч человек. Потом в XI веке Ани ненадолго переходит под власть Византии, потом его захватывают турки-сельджуки, потом идет постоянная смена захватчиков: то курды, то грузины, то снова сельджуки. В XIII веке его разоряют монголы, город приходит в упадок. В 1319 году сильное землетрясение разрушает множество городских строений. В 1534 году город захватывает Османская империя. В период с 1878 по 1917 год Ани, входящий в Карсскую область, находится в составе Российской империи. В этот период начинаются первые исследования и археологические изыскания этого древнего города. В основном за более чем тысячелетнюю историю город разрушили множественные землетрясения, однако, свою лепту в это печальное дело внес и кемалистский режим Турции уже в XX веке, но об этом чуть позже.


Ани расположен на большом треугольном плато между пограничной рекой Ахурян и ее притоком Ани. С третьей стороны город защищают полуразрушенные, мощные в прошлом крепостные стены. Именно они и предстали нашему взору, когда мы туда подъехали. В главных воротах разорение и выломанные барельефы:


2



3



Когда входишь в Ани, взору предстает огромная пустынная равнина, на которой видны отдельно стоящие строения, в основном руины.


4



Изнутри крепостные стены города не столь внушительны, а круглые башни «вскрыты как раковины устриц и распахнули свои каменные утробы от макушки до пяток», как писал посетивший Ани в самом конце XIX века русский путешественник и публицист Евгений Марков.


5



Первой осмотренной нами достопримечательностью была единственная уцелевшая стена Грузинской церкви, построенной предположительно в XI веке. Большая часть здания церкви рухнула в 1840 году.


6



Вся территория огромного городища усыпана камнями – остатками древних строений:


7



Местами сквозь землю проступают фундаменты древних домов:


8



От некогда величественной круглой церкви Святого Григория Просветителя, известной также как церковь царя Гагика не осталось практически ничего, только окружность фундамента и торчащей нижней частью опорной колонны.


9



Зайдя внутрь, можно только догадываться о былом величии и масштабе этого сооружения.


10



Лежащие среди руин капители колонн поражают своими размерами и массой. Сколько же труда было вложено в создание этих монументов! И какая нужна была сила, чтобы их разрушить!


11



12



Подойдя к обрывистому берегу реки, вернее, ручья Ани, можно видеть скалу туфовой породы, всю изрытую пещерами. По легенде в древние времена отсюда был подземный ход до самого Карса! Кое-где вдоль обрыва остались также защитные стены города.


13



На нашем пути то и дело встречались свидетельства отношения турок к историческому памятнику, который они предложили внести в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь пасутся коровы.


14



Церковь Святого Григория XI века сохранилась практически полностью.


15



Армянские тексты на стене церкви:


16



17



Современные турецкие художества:


18



Интерьер церкви:


19



Руины старых армянских бань:


20



А сейчас я расскажу нечто, что вам, уважаемые читатели, покажется совсем уж фантастическим. Вот руины еще одной церкви, мне не удалось найти ее название и дату постройки.


21



Вот лежащий в значительном отдалении ее фрагмент:


22



А теперь собственно рассказ. Когда мы подъезжали к Ани, Гриша говорит мне, в 50-х годах XX века в Ани турки устроили танковый полигон. Я ему не поверил, на что он мне ответил: «Сам все увидишь!» И рассказал мне, что когда он здесь был несколько лет назад, познакомился с одним пожилым местным жителем, который в те годы еще ребенком пас на городище Ани овец. И вот однажды видит он с двух сторон несколько десятков движущихся и стреляющих танков. Как я уже говорил, это самая граница с Республикой Армения, а тогда было соответственно с СССР. Что придет в голову любому в такой ситуации? Правильно. Советы начали вторжение! Тоже самое подумал и этот человек. Он бросил своих овец, побежал к дороге, ему попался какой-то автобус, он мчится в Карс к военным, врывается и кричит, что в Ани идет танковый бой, Советы атакуют и все такое. А ему отвечают: «Успокойся, мальчик, иди домой, мы в курсе, это учения.» Парень этот тогда спрашивает: «Как могут проходить учения на археологическом комплексе?» А ему отвечают: «Иди отсюда, не твоего ума дело!»


А теперь еще раз смотрим на руины этой безымянной церкви.


23



Воронок, конечно, нет, однако, впечатление такое, что церковь горела. А чему гореть в каменных руинах? В следующих постах, когда буду рассказывать про еще один армянский комплекс Мрен, там в стене церкви я видел пробоину, которую может оставить только взрыв снаряда, и также там местные жители подтверждают, что турки расстреливали церковь из танков, и было это также в 1950-х годах.


А пока продолжаем нашу экскурсию по руинам Ани и направляемся к Внутренней Цитадели, расположенную на холме.


24



По дороге видим руины еще нескольких церквей и часовен. На всех исторических схемах города они безымянны.


25



26



27



Руины стен Цитадели. Вообще от нее мало что осталось. На холме в основном груды камней.


28



29



30



Крепостная стена, защищающая Цитадель со стороны реки Ахурян.


31



Вид с Цитадели на Девичий монастырь, расположенный на скале, красиво огибаемой рекой. Сейчас очень сожалею, что мы туда не пошли…


32



Вид на каньон реки Ахурян. Руины древнего моста, по которому проходил Великий Шелковый путь. Справа вдали видна пограничная военная база Армении. К сожалению, армяне свою древнюю столицу могут наблюдать только издалека…


33



Мечеть Минучир. Мнения историков расходятся относительно даты ее сооружения. Турки утверждают, что здание было изначально построено, как минарет в XI веке, когда турки-сельджуки захватили Ани. Однако, есть и другие версии, что здание это было изначально церковью или резиденцией каталикоса, а турки лишь пристроили к нему минарет.


34



На самом деле, зайдя в «мечеть» и взглянув наверх, можно увидеть кресты. Кроме того, минарет и на вид, и по утверждению ученых сильно дисгармонирует со зданием.


35



Величественный Кафедральный собор Ани. Его строительство закончилось в 1001 году. Позже, в XI веке, когда турки захватили город, собор превратили в мечеть, сняли с него крест и закопали в у входа, чтобы входившие топтали его. В XII веке собор снова вернули себе христиане. Землетрясение 1319 года сильно его повредило: обрушился купол и собор был заброшен. Сейчас турки планируют его реставрировать именно в виде мечети. Под это дело пытаются изыскать средства от ЮНЕСКО. В 2010 году там даже был совершен пятничный намаз. Ужасно.


36



Интерьер. Сказать, что собор огромен, значит ничего не сказать. Обратите внимания на подножия колонн – два нижних более широких ряда камней. Высота этих двух рядов – половина человеческого роста!


37



38



Интересно, что они собираются делать с армянскими религиозными текстами на стенах собора?


39



Рядом со зданием ведутся активно археологические раскопки.


40



41



Прямо на моих глазах из земли извлекли какой-то фрагмент с армянским текстом, и начали его фотографировать. Я тоже подошел и сфотографировал. Турки тут же начали шуметь, мол, фотографировать это нельзя. Пожал плечами и пошел дальше. А вот сейчас с удовольствием публикую этот артефакт. Скорее всего, это не представляет какой-то особой значимости, но, тем не менее, вы видите это впервые.


42



Рядом свалены в кучу фрагменты здания с армянским декором.


43



Еще раз полюбуемся на прекрасное сооружение Средневековья, которое даже будучи руинами, не утратило своей величественности.


44



Церковь Всеспасителя постройки 1035 года. Подходы к ней закрыты колючей проволокой, поэтому я сфотографировал ее только издали и не стал к ней подходить. Тогда я еще не знал, что от церкви осталась только половина, которую вы видите. С другой стороны она тоже, как «вскрытая половинка устрицы». Пишут, что в 1950 году в церковь попала молния и разрушила половину здания. Не та ли это «молния» следы которой видно на фото 23? Я все пытался найти в интернете фотографии разрушения зданий молниями, так ничего и не нашел.


45



Возвращаемся к центру Ани по его главной улице, вернее по той тропе, которая когда-то была главной улицей. Между прочим, под ней в древности пролегал водопровод!


46



Улица приводит нас к разрушенному минарету.


47



Я не сказал, что по всему Ани натыканы турецкие информационные таблички. Там на месте я их фотографировал механически, не читая. А дома уже, когда разбирал, обратил внимание на табличку возле этого упавшего минарета.


48



На своем корявом английском турки нам сообщают, что, оказывается, в начале XX века минарет взорвал некий армянский священник. Ложь настолько абсурдна, что кажется нелепым ее пытаться опровергать. Однако и оставить в таком виде нельзя. Простой турист-зевака, приехавший сюда на экскурсию легко поверит этой надписи, как привык верить сотням описаний достопримечательностей по всему миру. Вернется домой, расскажет знакомым, ну и информация разойдется. В мире итак находятся люди, для которых известие о геноциде турками христианских народов является вновь открытой Америкой.


Попытаемся разобраться, что же все-таки произошло. Ну во-первых, событие не столь древнее, чтобы указывать его столь грубо – начало XX века. Во-вторых, что за «армянский священник»? Имя, фамилия? Мотивы поступка? Ничего этого турецкие геббельсы нам не сообщают. Однако, любой желающий без труда найдет информацию об этом в интернете. На помощь приходит уже неоднократно цитированный здесь русский путешественник Евгений Марков.


«Минарет с куфическими строками был не единственный в Ани. Судя по атласу развалин Ани, изданному в 1860 г. известным археологом и знатоком Кавказа, Броссе, по подлинным снимкам Кестнера, — по середине Ани, не в дальнем расстоянии от главного собора, одиноко стоял еще другой, такой же шестигранный, но еще более высокий минарет; его еще видел своими глазами, несколько лет тому назад, наш спутник Дрампов, но мы уже нашли его повергнутым в прах и рассыпавшимся словно на колоссальные звенья своего рода, настолько, однако, крепкие, что шестигранные стенки многих из этих обломков даже нигде не треснули.


Говорят, минарет этот был опрокинут последним землетрясением, разрушившим или повредившим во многих местностях Кавказа — и даже в самом Тифлисе — высокие каменные здания.» Е. Марков. Русская Армения. Зимнее путешествие по горам Кавказа. Журнал Вестник Европы № 5, май 1901 года.


Придирчивый туркофил наверняка скажет, что господину Маркову местные жители дали ложные сведения о причинах падения минарета, а «умным турецким ученым» известно больше. Ну давайте разберемся. В каком году Евгений Львович совершил это свое путешествие мы не знаем. Текст был издан в мае 1901 года, до этого ему еще нужно было вернуться, подготовить рукопись, пройти цензуру и издать. Ну допустим даже, что это все было проделано в невероятно кратчайшие сроки и путешествие это можно датировать 1900 годом, чтобы хоть как-то притянуть к турецкому вранью «в начале XX века». Значит, по турецкой версии какой-то безумный армянский священник в начале XX века, но не позднее 1900 года (забавно, да?) делает подкоп, закладывает динамит и зачем-то взрывает никому не нужный, давно не функционирующий минарет. В этом же году на место приезжает господин Марков, видит упавший минарет, и ему местные сообщают, что это результат давнишнего землетрясения. Причем о самом «преступлении» ничего неизвестно никому, кроме турок. Напомню, что в те годы это место входило в Российскую империю. По русским законам за такую акцию этот священник отправился бы в Сибирь, и уж точно об этом бы написала пресса, и до Е.Л. Маркова как человека образованного эти сведения бы точно дошли.


Ну а вот тут, англичане, кстати, союзники турок сообщают, что минарет сей был разрушен землетрясением в 1890 году. Под описание и временной интервал путешествия Евгения Маркова вполне подходит. Так что так, турки, уберите свою дешевую пропаганду и лучше объясните нам, зачем уже в 1950-х годах вы расстреливали из танков армянские архитектурные памятники?


49



Движемся дальше. Развалины еще одного здания, судя по всему, церкви. Какой именно, я не нашел информации.


50



Церковь Святых Апостолов. Точная дата постройки неизвестна. Самая ранняя армянская надпись на стенах церкви датируется 1036 годом. А также известно, что церковь была построена армянским дворянским родом Пахлавуни. Сельджуки, захватив город, превратили ее в караван-сарай, по-русски – конюшня.


51



52



Опять же очень странный характер разрушений. Я не знаю, когда было сделано фото, представленное здесь, но там разрушенная часть здания цела. И опять же мы видим следы горения на руинах.


53



54



И напоследок – самое древнее, еще дохристианское сооружение Ани – зороастрийский храм Огня.


55



Предположительно, храм Огня был построен в I веке нашей эры! Насколько же это древнее поселение!


Источник







Яндекс.Метрика    сайт:  Комаров Виталий