Главная Карта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Наше Наследие Исследователи природы Полевые рецепты Архитектура Космос


Налегке | Вести от друзей

Курс на Арктику



Метель 2014: Курс на Арктику (часть2)

24.02.2014 г.

Ранний подъем около 7 утра. Фотографируемся у мамонта, прощаемся с Салехардом, отмечаемся в МЧС и вперёд на Воркуту.

Дорога лежит через поселок Харп в 30 километрах от Лабытнанги, дорога до Харпа асфальтовая и чищенная.

Салехард - административный центр ЯНАО, где находятся в основном управления всеми управлениями по выдаче справки о наличии справки. Население всего 40 тысяч человек. Лабытнанги это железнодорожная станция, через которую осуществляется завоз всего: продуктов, техники, стройматериалов. Неофициальная столица Ямала это Новый Уренгой, где ведётся основная добыча и население 300 тысяч. В Харпе добывается хром и находится колония особого режима для пожизненно осужденных «Полярная сова». Всё это и много ещё чего интересного нам рассказал Женя, который собрался нас немного проводить.

За Харпом начинается нерегулярный стихийный зимник на Воркуту. В этом сезоне здесь провели колонну техники во главе с 9-м катерпиллером.

По дороге попадаются наледи, за ними надо следить очень внимательно, если где-то парит, то это явный признак свежего разлива воды и ехать в этом месте очень опасно, лучше всего при прохождении наледи придерживаться уже имеющихся следов, если они есть.

Женя катается вокруг нас как на детском утреннике: у него резина шириной 375 мм, ничем не нагруженная машина и колоссальный опыт езды по этому снегу. Он рассказал нам, что каждый вид снега можно сразу отличить уже по цвету и нам сейчас нужно приноровиться к манере езды по каждому виду. Пока мы видели только два варианта: твёрдый наст, который держит и 70-ку и 80-ку на широкой сплющенной резине, а под настом снег, сыпучий как песок и если наст проваливается, то машина сразу закапывается в этот снежный песок и не едет. Стравили колеса до 1 атм, а потом до 0,4 атм.

Вообще для езды здесь на машине нужна крепкая нервная система - в сложных местах надо двигать колёсами совсем по чуть-чуть, подминая под себя снег. Чуть газанул и зарылся в снежный песок. У Рэма потрясающая понижайка - он может вращать колёса чуть ли не по градусу, но к сожалению продавливает наст своим весом. Женя сказал, что такой наст большая редкость. Ещё надо обращать внимание на рельеф снега, если он лежит волнами, значит он застыл когда его наметало, следовательно наст здесь очень крепкий. Вокруг «полярного леса» (тундровые деревья высотой до 1 м) наст не образуется вовсе, здесь ездить очень опасно.

После п. Полярный (заброшенный поселок геологов) колея от трактора оказалась вся в снежных перемётах высотой примерно по пояс и длиной по 5 метров, через каждые 1-2 метра. Сначала пытались пойти по насту рядом с колеёй, но это оказалось ещё хуже. Других вариантов не было и решили пробиваться через перемёты. Впереди около 2-3 км такой дороги, дальше есть надежда, что она, упираясь, в Пампудынский хребет, поворачивает направо вдоль реки Бол. Пай-Пудына по направлению как дул ветер и там не должно быть боковых перемётов, как на этом участке.

Сначала первым шел Рэм, но достаточно тяжело, потом решили поставить вперёд Женю, как самого лёгкого, затем нас, потом Рэм. Движение пошло немного быстрее, скорость движения стала 100 метров в час.

К сожалению, к вечеру наш опытный проводник был вынужден оставить нас и возвратиться домой.

К десяти часам вечера мы пробились к повороту и сходили в пешую разведку. Сам поворот вообще наглухо переметён (сугробы под три метра высотой), зато дальше, насколько мы смогли рассмотреть, начинается асфальт, после него ещё немного участков с перемётами, а дальше в темноте не видно, а делать более дальнюю ночную разведку не разумно. Стало немного грустно и тоскливо - не радует перспектива вместо всего запланированного путешествия рубиться сто тридцать километров до Воркуты. Решили переночевать и штурмовать дорогу утром.

25.02.2014 г.

Прогноз Жени о сильном снегопаде на ночь не оправдался, но утро хмарое и из-за хребта ползут толстые тучки, явно полные снега. Я по светлу сходила в пешку километра на три по дороге. После волшебного поворота, дорога чистая насколько хватает глаз. Обрадовала этим сообщением остальную команду.

Вечером Ира вспоминала рассказы Димы Скитальца про то, каким разным может быть один и тот же снег и что по одному снегу машина едет хорошо, а по другому не едет вообще. При этом снег свои свойства меняет буквально за пару часов или сутки. Вчера вечером снег стал совсем не проезжабельным. Утром то ли снег действительно изменился, то ли мы за предыдущий день уже поднабрались опыта, но напугавший нас поворот с трехметровыми перемётами прошли часа за полтора, срывая въезды и заезды на перемёты и подтаскивая друг друга лебёдками. Дальше действительно пошла нормальная дорога для наших машин, со временем мы смогли увеличить скорость до 40-50 км/ч, но началась сильная метель, видимость 25 метров. Через 70-80 км дорога кончилась, вернее здесь её очень сильно замело, но почти сразу удачно нашли объезд переметов.

Незаметно мы оказались на вершине перевала Эстато - высота четыреста двадцать семь метров, на генштабовских картах и в Навителе он никак не обозначен, сам перевал на местности отмечен врытой железякой. Начался спуск с Урала. Сильно метёт, пасмурно, не видно куда ехать, снег сливается со снегом, наш единственный ориентир - верхушка заметённого бруствера колеи от прохождения тяжелой техники. Попадается участок, где весь снег сметён ветром и лежат острые камни, радостно подкатывающиеся под нашу достаточно нежную резину.

Немилосердно дует ветер, машину качает, штурманов сдувает. Дальше двигаемся в таком же режиме, теряем дорогу в снегу, переезжаем или объезжаем перемёты.

С приближением сумерек ехать стало ещё сложнее, так как колею почти не видно, несколько раз падали с неё и приходилось тратить время, чтобы выехать на неё обратно.

Снег продолжает идти, ветер усиливается, торопимся попасть в Воркуту сегодня, чтобы не биться ещё и по свежему пухляку. Так как продолжаем идти на спущенных колёсах, с засадной яме Рэм разбортовывается. Сначала вытащили его из ямы лебёдкой, потом одели резину обратно на диск.

Через некоторое время мы оказались на перекрёстке с кучей тракторных и вездеходных следов, а дорога по старой карте упорно шла вперёд, но перед нами никакой дороги не было. Выбрали самый твёрдый и читаемый след и решили идти по нему. Были конечно некоторые сомнения, что двигаемся мы больше не по дороге в соответствии с картой, но выбора не было.

Очень сильно потеплело, снег стал очень липким и тяжелым, теперь четыре тонны веса Рэма стали преимуществом, он своей массой утаптывает этот снег. Илья помогает проводить Рэма, мы идём сзади, АрктикТраксы в таком снегу не сильно помогают, у Рэма колея шире и мы режем межколейное пространство, нагребаем этот снег в свою колею и вязнем в нём - откидывать его невозможно, так как его очень много и он очень тяжелый. Такими темпами шли до четырех часов утра по Воркутинскому времени, силы у всех были на исходе, так как едем с 9 утра предыдущего дня еще по Салехардскому времени. Последняя разведка Ильи приносит долгожданную новость, впереди дорога, до неё всего метров шестьсот. Максим выбирает оптимальный путь по снегу и мы почти без проблем доезжаем до дороги. УРА! Мы вышли к поселку Советский, до Воркуты тридцать километров.

Проезжаем этот участок и команда падает спать.

26.02.2014 г.

Утром в Воркуте к нашей компании присоединился Алексей, который раздумывал над тем, чтобы съездить с нами до Амдермы, но потом решили что он с друзьями встретит нас в Усть-Каре.

Пока все спят, я заезжаю к руководителю геологоразведывательной компании, где забираю пропуска на зимник до Каратайки и получаю кучу полезной информации и контактов. Потом отмечаюсь в спасотряде МЧС, заезжаю на рынок купить оленьи унты, которые здесь называют пимы, но не судьба, их вообще нет в продаже, надо было их в Салехарде покупать. Хотя я обратила внимание, что никто ни в Воркуте, ни в Салехарде в таких унтах не ходят, несмотря на то, какие морозы здесь бывают, так что может и не очень целесообразно покупать такую обувь.

Пока я закупала недостающие продукты и лекарства, у меня получилась небольшая пешая экскурсия по центру Воркуты. Город небольшой, мрачный, грязный и неприветливый, все дома с унылыми обвалившимися фасадами - жуть сплошная. Если Салехард оставил впечатление города просто застрявшего в 90-х, то в Воркуте 90-е годы нашей страны в самом их неприглядном виде.

Поспала 2 часа со всеми и вот уже подъем, разговоры с местными джиперами, последние уточняющие звонки о дорогах и принято решение идти на Каратайку не через Варгашор, как планировалось, по газовой дороге, как ее называют, а все советуют ехать через Хальмер-Ю. Заливаемся топливом и трогаемся в путь.

Переговорили ещё со Славиком, который занимается перевозками по тундре и в этом сезоне он возил уголь в Каратайку. Он нам сказал, что лучший в этом году зимник на Каратайку через Хальмер-Ю, что через двести километров от Хальмер-Ю есть гелогоразведывательная партия, от которой сорок километров до Каратайки и есть гусеничный след на Амдерму. Так же нам дали контакты Александра, который занимается завозом продуктов в Амдерму на вездеходах, который так же подтвердил, что на Амдерму надо идти через Каратайку, что на Югорский шар можно сделать радиалку по побережью от Амдермы, а на Белый нос (полярная метеостанция) в этом году никто не ходил.

Отъехав недалеко от п. Северный в сторону Хальмер-Ю, мы встретили Трекол. Его водитель Дима сначала уверенно нам сказал, что этой дорогой мы не пройдём, и что нам лучше идти дорогой газовиков, дорога там почти асфальт, но нужны пропуска. Пропуска на это КПП у нас были, но уже прощаясь, Дима ещё раз подумал и сказал, что в принципе здесь 4 часа назад прошли Уралы и возможно что у нас получится и взялся нас немного проводить. На зимник мы выехали на асфальтовом давлении в шинах и машины сразу зарылись, плюс снег по прежнему мокрый, липкий, тяжелый и не плющится даже под сдутыми колёсами. Сильно метёт, дорогу плохо видно, в результате чего мы несколько раз сходили с колеи.

Славик, когда объяснял нам дорогу, сказал загадочную фразу, что нам надо будет проехать через вокзал, но мы получили столько информации о дорогах, что не придали этому значения, а потом поняли что зимник идёт по насыпи от старой железной дороги Воркута -- Хальмер-Ю, и что слово «вокзал» имеет прямое значение, это старый вокзал железной дороги.

Мы по навигации (генштабовским картам) повернули перед вокзалом направо в сторону Хальмер-Ю и упёрлись в переправу, при попытке переехать которую, машины стали проваливаться под воду. Решили вернуться к развилке возле вокзала, там геологи нам сказали, что воды на переправе всего 15 см, но нам туда и не надо, так как зимник на Каратайку идет прямо через вокзал. Ещё пару раз свалились с дороги в сугробы и отъехав километров двадцать от Хальмер-Ю встали на ночевку.

27.02.2014 г.

Ночью решили заглушить машину и не стали включать даже салонный отопитель. Под утро ребята замёрзли, а мой пуховый спальник прошел испытание на ура.

Похолодало до минус шести, ехать стало чуть легче, Рэм работает переходником между ураловской колеёй и нашей. Радуемся прошедшим перед нами Уралам, так как их след хоть немного видно в снегу, но ехать всё равно очень тяжело, так как вокруг сплошной белый кисель со всех сторон. Опять периодически сваливаемся с зимника, упавшего Рэма подтянули встречные Уралы, именно поэтому большая часть техники ходит по тундре ночью в свете фар. Если не идёт снег, дорогу видно гораздо лучше, но если метёт, то разницы между днём и ночью никакой.

Двигаемся дальше в сторону Каратйки, встретили колонну Уралов, пытались уступить им дорогу, но они сами съехали с зимника - очень интересное зрелище. Сначала Урал берёт чуть влево от дороги, а потом сдает назад, получается что Урал встаёт под острым углом к дороге и так все 5 машин по очереди.

После встречи с Уралами дорогу перегородил брод, о котором нас предупреждали. Самое глубокое место в броду было на выезде - по верхний край диска колеса Рэма - и достаточно крутой ледяной выезд, но машинки забрались без проблем.

К десяти вечера приехали в Каратайку, где нас встретил глава Юшарского сельсовета Дмитрий Валентинович Вылка. Благодаря его помощи мы смогли дозаправить Рэма и себя. Остановились на ночевку в Каратайке.

Продолжение следует

Задорожная Юлия

Новосибирск.






Яндекс.Метрика    сайт:  Комаров Виталий