Отчет о 10-дневном курсе Випассаны #5

Изображение с обложки альбома Anatta исполнителей Secession Studios, Greg Dombrowski

Привет! В этом отчете не буду описывать формальности курса о которых можно прочитать, например, тут (Что такое Випассана? и Кодекс дисциплины + Распорядок дня), также можно прочитать более подробный отчет о прошлом прохождении курса.

Но, возможно, этот текст послужит кратким напоминанием нюансов и вдохновением к медитации для уже практикующих и немного для раздумывающих.

Появились короткие и банальные, но очень емкие посылы по итогу курса:

Если вы уже практикуете: Продолжайте, продолжайте, продолжайте.

В том смысле, что на пути встречается много преград: сомнений в технике, в учителе, в пути, ленность, условия меняются, внутренние состояния, мирская суета отвлекает и затуманивает ясность пути. Продолжайте практиковать - в процессе постепенно все это будет расчищаться, а получаемая польза превзойдет все ваши возможные ожидания. Только продолжайте практиковать. Размеренно, спокойно, без спешки и надрыва.

Если еще не начали практиковать медитацию: Начинайте, начинайте, начинайте.

Возможно Вы уже слышали о медитации, о курсах Випассаны и даже собираетесь когда-то их пройти. Но опять-таки есть много сомнений и условия пока не позволяют и то и это, но позже - обязательно. В преобладающем числе случаев - это не внешние обстоятельства, а игры ума из которых порождаются внешние преграды. Постарайтесь, наконец, решиться и начать этот прекрасный путь. Он не из тех, что можно пройти сделав один быстрый серьезный рывок - это постепенная спокойная ежедневная практика отпускания, которая дарит много пользы с каждой минутой практики, что складывается и через годы преобразует жизнь полностью. Ради собственного счастья, счастья близких и других людей и живых существ - не откладывайте это начинание. Можно часами говорить о пользе медитации, но это не передаст всего. Вдохновляйтесь примерами мастеров медитации и серьезных практиков (книги, лекции, курсы Випассаны) и познавайте всю бесценную пользу на собственном опыте.

Один из главных инсайдов курса для меня или: Как растворять грубые ощущения?

Это же гениально и об этом говорится в инструкциях очень часто. Не дословно:

Наблюдайте ощущения равностно, уравновешенно, спокойно, гармонично.

Если вы наблюдаете неприятное грубое ощущение - не реагируйте с отвращением - не порождайте санкхар отвращения, не множьте свои страдания, не усиливайте свои страдания. Они не постоянны (Аничча), меняются, не имеют сущности (Анатта). Наблюдайте уравновешенно, спокойно и постепенно грубые ощущения будут растворяться, растворяться.
Если вы наблюдаете приятное тонкое ощущение - не реагируйте с влечением - не порождайте санкхар влечения, не множьте свои страдания, не усиливайте свои страдания (т.е. это будет порождать грубые ощущения, как я понял). Они тоже не постоянны (Аничча), меняются, не имеют сущности (Анатта). Наблюдайте уравновешенно, спокойно и постепенно запас санкхар влечения будет растворяться, растворяться.

Это действительно гениально и просто. С каждым шагом углубления практики - эти слова воспринимаются глубже, как я понимаю, так как способность ума к нереагированию увеличивается. Изначально слушая это и вроде бы интеллектуально понимая - ум всеравно очень цеплялся за ощущения, "буксует на месте", и зачастую даже остается как бы незамеченным в этом "буксовании". Но постепенно с углублением практики приходят моменты, когда появляется возможность наблюдать ощущения как бы "немного со стороны" и ощущения растворяются легче и как бы сами собой, а иногда нет (в инструкциях говорится о том, чтобы задерживаться не больше минуты на грубых и слепых участках), ну и что, продолжаешь проходить ощущения дальше. Как только появляется :

"Ну еще немного, еще чуть-чуть понаблюдаю и скорее всего ощущение растворится"

- кажется, это значит, что ум попался, увлекся, начал создавать влечение.

Без фанатизма к серьезности практики! :)

Часто повторяется в инструкциях про серьезность практики, про то, что вы непременно добьетесь успеха, практикуйте усердно и на фоне грубых ощущений это часто может восприниматься довольно воинственно, фильтруя и вторую сторону посыла. В инструкциях также говорится практикуйте с улыбкой, расслабленно, гармонично. И похоже это один из ключей очень важных для прогресса. Т.е. это то, что как раз и способствует отпусканию, нереагированию, уравновешенности. Такая вот несерьезная серьезность должна быть! :) И по ощущениям метта в этом очень помогает, даже просто улыбка от сердца усиливает метту и смягчает медитацию. И иногда, по ощущениям, лучше пропустить медитацию, поспать, погулять - и затем вновь вернуться к серьезной практике отдохнувшим, с энтузиазмом, чем изнурять себя "я непременно добьюсь успеха" и "пусть все кости рассыпятся" как говорится в одной из историй про Будду. Я слышал, как один из учителей медитации (Аджан Чаа) сравнивал, что у Будды была очень сильная мощная машина (вероятно сравнивая тело и чистоту структуры), у нас же по сравнению с этим скорее очень маленькая крохотная машинка. Стоит это учитывать.

Будьте счастливы! :)

декабрь 2019, Телеграм канал о медитации Бодхисаттва (@bodisatva)

Ссылки:

Расписание курсов Випассаны