Семейная жизнь. Наставления Будды

Сейчас я поведу речь о том разделе учения Будды, который касается семейной жизни, или жизни домохозяев. Случилось так, что Будда посетил одну семью в городе Са-кета. Главой семейства был Накула-Пита (Отец Накулы), а его жену звали Накула-Мата (Мать Накулы), поскольку у них был хорошо известный сын по имени Накула.

Муж и жена были давно знакомы и очень близки с Буддой, относились к нему как к собственному сыну. В тот день они приветствовали Учителя как обычно, угостили его едой, а когда трапеза была окончена, сели по одну сторону от Благословенного и начали рассказывать ему личные подробности своей жизни.

Хозяин сказал: «Учитель, с тех пор как Накула-Мата будучи еще девушкой была приведена ко мне в дом, я ни разу не согрешил против жены даже в мыслях, не говоря о деле! Учитель, мы очень хотели бы быть вместе не только в этой жизни, но и в грядущей».

Тогда его жена сказала Будде: «Учитель, с тех пор как я пришла сюда незамужней девуш­кой, когда этот домохозяин был еще простым парнем, я ни разу не согрешила против него даже в мыслях, не говоря уже о деле. Учитель, мы хотим видеть друг друга не только в этой жизни, но и в будущей».

Тогда Будда сказал: «Если и жена, и муж желают быть вме­сте как в этой жизни, так и в грядущей, они оба должны обла­дать четырьмя качествами: верой, добродетельным поведением, щедростью и знанием Дхаммы».


...Анатхапиндика был самым преданным и самым щедрым мирским последователем Будды в Саватти. Довольно часто он приглашал Будду и его большую общину к себе домой и радовал их едой и другими подходящими подарками. Вот и однажды, по просьбе Анантхапиндики, Будда вновь посетил его дом.

Отдыхая, Благословенный услышал шум и брань на заднем дворе. Всеблагой спросил, что это за шум и крик, на что хозяин ответил: «Учитель, недавно девушка из богатой семьи вышла за­муж за моего сына. Она очень горда и вспыльчива - ни мужу не подчиняется, ни наших советов слушать не желает. Только все время скандалит и ссорится со слугами. Как она приехала сюда, мы не знаем ни мира, ни покоя в нашем доме». Тогда Всеблагой велел привести невестку к нему. Анатхапиндика пригласил моло­дую невестку, она пришла, поклонилась Будде и села напротив. Благословенный спросил: «Не ты ли шумела только что?» - «Я кричала», - отвечала молодая жена. - «А знаешь ли ты, что есть семь видов жен?». - «Нет, этого я не знаю». - «Тогда слушай внимательно», - сказал Будда и приступил к объяснению:

«Есть жены со злобным, жестоким сердцем, которые ненави­дят своего мужа. Они любят других мужчин и растрачивают то, что зарабатывает муж. Таких называют жены-разрушительницы.

Есть жены, которые таскают потихоньку то, что зарабаты­вает муж. Таких называют жены-воровки.

Есть еще один вид жен - жадные, вспыльчивые, ленивые, не выполняющие своих обязанностей, сквернословящие, пере­полненные гневом и ненавистью, деспотически обходящиеся с домочадцами. Их называют жены-тираны.

Есть другой тип жен, которые сострадательны, ухаживают за мужем как мать за ребенком. Они заботятся об имуществе мужа и не транжирят его. Таких называют жена-мать.

Существует и пятый тип жен. Они скромны и послушны своему мужу. Как младшая сестра почитает своего старшего брата, так они уважительно относятся к мужу. Таких называют жена-сестра.

Шестой тип жен - те, кто всегда рады видеть мужа, как друг рад видеть дорогого друга после долгой разлуки. Они прекрасно воспитаны, добродетельны и готовы пожертвовать своей жизнью, чтобы спасти мужа, как поступил бы дорогой и любящий друг. Таких называют женой-другом.

Есть еще один вид жен. Они спокойны. Даже тогда, когда муж их ругает, они молчат. Они обладают стойким терпением, искренностью, склоняются перед волей мужа. Они никогда не выказывают раздражения и грубости. Они любят своего мужа, как послушные слуги любят своего хозяина. Таких называют женами-слугами. Таковы семь типов жен.

Из этих семи первые три: жена-разрушитель, жена-воровка и жена-деспот - делают несчастной свою семью, а их самих ждет жалкий удел и в этой жизни, и после нее.

Остальные четыре вида: жена-мать, жена-сестра, жена-друг и жена-слуга - приносят счастье и удачу в свои семьи. И здесь, и в дальнейшем они станут счастливыми и успешными во всех смыслах».

После такого объяснения Будда спросил молодую невестку: «Ну а ты к какому типу относишься?» Она прониклась учением и ответила: «Учитель, теперь я буду относиться к мужу и его семье как жена-мать, жена-сестра, жена-друг и жена-слуга!»

Так это наставление Будды принесло благословенный покой и счастье в семью одного из его последователей. Что касается мирной и преуспевающей семейной жизни, то Будда оставил множество наставлений по разным случаям. Я здесь привел лишь незначительную их часть.

— из лекции Махатеро Анандамайтрея, книга "Путь к Нирване"