Счастье. И дороги к нему.

В поисках понимания природы счастья исследовал разные направления: Политику, Нейрохимию (гормоны), Психологию, Философию, Квантовую физику, Религии, Трансерфинг, Эзотерику...

Когда открываешь одну область мысли кажется что вот он - ответ найден. Но наталкиваясь на следующую область мысли - обнаруживаешь, что и она по-своему верна. И в то же время все это какой-то сухой концентрат, который не выходит применить в жизнь. Все вроде бы изложено, но в жизни все выходит иначе. Столько недосказанности!

Все это содержит в себе части ответов, но это лишь теории, версии, безусловно полезные, но поверхностные сами по себе.

Можно говорить о практическом исследовании. И тут путь проистекает сперва через поиск счастья через Исполнение желаний, Деньги, Цели, Отношения, Путешествия, Социальное одобрение (все это по сути разновидности удовольствий)... и натыкаемся на то, что несмотря на так широко тиражируемый "успех" и пути к нему - его нет, какие-то проблески, всплески эмоций быстро сменяемых разочарованиями, тоской, и другими негативными эмоциями.

И кажется: "не нужно ничего искать - просто живи" так повторяют за мудрецами. Но это не сработает - потому что тенденции ума вновь и вновь запустят привычную для них схему: влечения к удовольствиям (они могут меняться под видом изменения мировоззрения или укладов жизни) и отвращения к неприятным ощущениям. И после столь разнообразных опытов и поисков станет совсем тоскливо.

Копнув чуть глубже и рассмотрев сам корень мышления: мы находим ответ. Раньше я считал за счастье - удовольствие. Смех, приключения, эмоции, веселье, бодрость! И тем самым попадал в ловушку, а затем удивлялся почему это не приносит счастья.

Будда досконально исследовал ум. Ему стало понятно, что реагирование ума с отвращением - создает волнения ума, страдание. Но и примечательно, что реагирование ума с влечением - также создает волнения ума, страдание. То есть удовольствия, к которым мы так стремимся, заключают в себе страдания для нашего ума: сперва мы страдаем ожидая/желая что-то, затем имея мы страдаем от того, что хотим, чтобы это не заканчивалось, хотим продлить и удержать, а затем страдаем от того, что это прекращается. Выходит, что все удовольствия мира, к которым мы так стремимся - не сделают нас счастливыми, а скорее заключают в себе страдание. Мы каждый раз к этому приходим, но словно упускаем из виду. В этом и есть наше неведение.

В Буддизме есть Четыре благородные истины. Первая из них заключается в обнаружении Страдания (понимается вся совокупность «болезненных пристрастий» и доставляемых ими неприятных чувств в течение жизни человека). Вторая истина заключается в том, что причина страданий - Желания.

Настоящее счастье - это покой, это отсутствие влечений и отвращений. В этот момент очень интересно задуматься о большинстве своих стремлений и удивиться, что они не ведут и никогда не вели к счастью. Понятно, что привыкнув на протяжении многих-многих лет жить в погоне за приятными ощущениями и убегая/избегая плохих ощущений - мы не можем вмиг стать спокойными только услышав это и даже интеллектуально поняв. Поэтому Будда предложил постепенный путь для тренировки ума, его очистки и успокоения.

О третьей Истине Будда говорил:

"И вот, о братья, благородная истина о пресечении страданий. Истинно! — то пресечение страданий есть уничтожение жажды, победа до конца над страстями, исцеление, освобождение, бесстрастность. Такова, о монахи, благородная истина о пресечении страданий".

Четвертая Благородная Истина заключается в том, что есть путь, ведущий к прекращению страдания. Восьмеричный Благородный путь.

Предлагается не верить на слово данным истинам, а проверить в процессе внимательного самоисследования. При том все инструкции для этого, как говорится, прилагаются :) При том с погружением в практику, с углублением - будет все становиться понятнее и понятнее. А будучи лишь прочтенными - могут легко отправиться в стопку очередных версий о смысле, Истине и счастье.

Только на второй год практики мне начала раскрываться глубина и осмысленность данного пути.

О Восьмеричном благородном пути и практике, которую можно применять и в повседневной жизни постараюсь написать в ближайшее время.

P.S. Стоит добавить, что покой - не означает что в вашей жизни не должно остаться ничего и никого. Всё учение и практика тренируют ум для того, чтобы будучи в любых событиях, как спокойных так и беспокойных, сохранять внутренний покой и счастье.

Счастья! ;)

Продолжение:

Ответы на возможные сомнения, возникающие после знакомства с информацией, изложенной выше: Сомнения на пути. Распространенное и Личное.


Читайте по теме счастья также:

Отрывок из книги учителя медитации: Так что же такое счастье?

И миф Платона о пещере