Отождествление с мышлением. Внутренний диалог. Равностное наблюдение.

Привет! Поделюсь еще одним наблюдением. Мы часто отождествляем себя с нашими мыслями. По сути так и живем, и это не кажется чем-то странным, вполне привычно. Хотя по-большому счету это в некоторой степени безумие — не нужно долго и очень внимательно наблюдать, чтобы обнаружить, как мысли сменяют друг друга и не слишком подконтрольны нам: не получается их вмиг остановить или наполнить лишь благими намерениями. Постоянно всплывает много того, что неприятно, неожиданно, и так далее. Отождествлять все эти мысли с собой — жутковато, а пытаясь отфильтровывать и считать только благие мысли собой— чувствуется какая-то не честность...

Однажды, в медитации растворился какой-то внутренний блок связанный с личными переживаниями, и хлынул поток, связанных с этим, новых свежих размышлений и принятия решений. Это настолько свежо и легко, воодушевляюще было, что поглотило меня. Я отождествился с этими размышлениями, стараясь вернуться к дыханию и ощущениям, вновь и вновь возвращался к этим ярким мыслям.

Замечаю дальше себя за едой и продолжением размышлений. Замечаю круговорот размышлений и не нахождение какого-то вменяемого решения. Замечаю, как делаю усилия в попытках решить эти вопросы. Потом словно одергиваюсь и понимаю: это просто мысли, которые создают ощущения: приятные/неприятные, мое сознание испытывает влечение/отвращение, увлеклось, уцепилось этими мыслями и отождествилось с ними, считая очень важным их перемалывание, с целью удерживания и воссоздания ощущений. Это не я. Мне не обязательно продолжать обдумывать эти мысли и находить решение. Здесь и сейчас мне нужно поесть и немного отдохнуть в перерыве.

И словно огромный груз сняли с плеч. Нахлынуло чувство свободы.

Вспоминая первые курсы Випассаны — за время курса всплывало много неосознаваемых ранее для меня решений, мыслей, желаний — и большинство я принимал, как ясный призыв к действию после ретрита. Но по факту: происходило всплывание блоков, зажимов или более точно Санкар влечения и отвращения. Их необходимо просто равностно наблюдать.

В другой день того же ретрита я проснулся от приятного сна романтического характера:), и словно укутанный этими приятными ощущениями начал размышлять о том, что действительно было бы неплохо как-то реализовать увиденное. Размышления уводили от настоящего момента и создавали множество неясных вопросов, порождающих еще больше размышлений и лишающих легкости бытия. Вместе с тем, что все эти размышления были не своевременны и являлись приятными мечтаниями, которые легко переходят в то, что отяжеляет сознание.

Но мне не обязательно все это обдумывать. Мое сознание просто вовлеклось.

Сейчас вспоминаются слова:

Нужно оставить в покое ум
Не нужно его анализировать
Просто наблюдать

И еще:

Беда в том,что ТЫ ВСЕ ВРЕМЯ СТРЕМИШЬСЯ ЧТО-ТО СДЕЛАТЬ С ТЕМ, ЧТО ОСОЗНАЕШЬ!!!

И вот такая беседа с Мелиной Бондаренко:

Что с этим делать? Что с этим делать? И ты тратишь колоссальное количество энергии, потому что ты пытаешься выдумать, что ты можешь с этим сделать: последовать своему влечению или сопротивляться своему влечению? И это создает такой конфликт, напряжение, хаос. И все это питается одной простой идеей, что тебе нужно с этим что-то сделать. Самое ценное, что ты можешь с этим делать — перестать подпитывать эту мысль и верить в нее. И погрузиться просто в Н А Б Л Ю Д Е Н И Е. Это все, что тебе сейчас нужно. Полностью осознать свою природу такой, какая она есть. Просто наблюдай, изучай себя. Словно ты инопланетянин. Нужно отпустить все идеи и концепции, что ты можешь с этим что-то делать. Просто наблюдать. Любое чувство, эмоция, действия, мысль, ощущения. Просто нужно наблюдать, что все это возникает вопреки твоему желанию, вопреки твоим моральным представлениям, философским воззрениям, этическим принципам, тебе нужно видеть, что это возникает вопреки фактически твоей воли и твоим желаниям.
И, когда ты действительно осознаешь, что все это возникает вопреки. Когда ты действительно осознаешь, что ты не способен контролировать этот процесс, потому что это не возможно. Тебе не подвластны твои мысли, тебе не подвластны твои эмоции, тебе не подвластны твои ощущения. Ты не можешь остановить сексуальное влечение в своем теле, ты не можешь остановить возникновение мысли, и чувств. Когда ты будешь действительно очень очень внимательным, предельно внимательным и честным с самим собой — ты дойдешь (не на интеллектуальном уровне, а на глубоком уровне), но для этого тебе нужно перестать торопиться и стремиться уже получить результат и что-то сделать. [...] Интеллектуального понимания не достаточно, нужно глубокое наблюдение за своей жизнью и действительно прозрение, инсайт, что я реально не управляю этими процессами, я их не контролирую, у меня нет свободной воли. Возникают они или нет. И тогда, когда это произойдет, возникнет в тебе очень важный вопрос: если не ты это создаешь, то можешь ли ты это прекратить? И вот тогда ты поймешь, осознаешь, что вопреки твоему стремлению что-то с этим сделать — ты не можешь ничего с этим сделать. И вот тогда начнется настоящая работа. Поэтому пока продолжай свое наблюдение, пока не произойдет это озарение (не на интеллектуальном уровне) — ты почувствуешь.

И слова Гоенки (учителя медитации Випассаны):

Поймите, мы практикуем Випассану, чтобы сломать старую привычку: старую привычку порождать Влечение, Влечение. И старую привычку порождать Отвращение, Отвращение. Цель практики Випассаны: избавиться от старой привычки, избавиться от старой привычки Влечения, Отвращения, Влечения, Отвращения. Помните зачем мы практикуем Випассану. Не упустите цель практики Випассаны.