Практика Благородного Восьмеричного Пути

Продолжу (начало про 4 Благородные Истины) про Благородный Восьмеричный Путь от Просветленного (Будды), конечной целью которого является Просветление, постижение Нирваны, Освобождение от всех страданий или абсолютное Счастье.

Но, если конечная цель и может выглядеть как что-то сложное и далекое, то плоды покоя, уравновешенности, уменьшения страданий, очистки ума и счастья, необусловленного внешними факторами - это то, что мы можем получить уже встав на этот путь. Этот путь прекрасен, щедро вознаграждая тех, кто по нему идет с первых же шагов и поддерживая на всем пути. Считается срединным путём, находясь посередине между приверженностью мирским удовольствиям и самоистязанием.


Вероятно, каждый кто хоть раз слышал про Будду или буддизм - предполагает, что основа для избавления от всех страданий и путь к счастью лежит через медитацию. Но Восьмеричный путь состоит из 8 ступеней, практика каждой из которых усиливает остальные. Это путь, по которому прошёл Будда и могут следовать другие — и монахи, и миряне.

Очень коротко 8 ступеней делятся на 3 группы:

1) Развитие сосредоточения, уравновешенности ума: (Samadhi). Это правильное понимание и практика медитации для развития сосредоточения. На курсах Випассаны в этом качестве практикуется медитация "Анапана". Развитие сосредоточение помогает впоследствии практиковать медитацию прозрения - Випассану.

2) Развитие мудрости (Paññā). Это постижение Четырех Благородных Истин (о которых писал раньше), а также твердое решение следовать по пути и развитие любящей доброты ко всему.

К постижению четырех благородных истин через собственное тело приводит практика медитации Випассана (переводится как «медитация прозрения», «видение как-есть»). К развитию любящей доброты практика Метта-медитации.

3) Нравственность (Sīla).

а) Практика Благородной речи, свободной от злобы, грубости, лжи, сеяния распрей, пустословия.

б) Практика Благородного поведения: Воздержание от желания убивать всех других живых существ и причинять им страдания насильственными или другими действиями; Воздержание от взятия того, что не дано: воровства и обмана; воздержание от неверности.

в) Практика Благородного образа жизни.

В первую очередь в это понятие входит отказ от профессий, причиняющих страдания живым существам. Поскольку труд занимает большую часть времени, то для обретения внутреннего мира следует стремиться зарабатывать на жизнь в соответствии с буддийскими ценностями.


Каждый из пунктов - очень тонко и глубоко воздействует на состояние покоя. Все они вымерены опытом множества жизней, как то, что увеличивает покой ума, его очистку, и расцвет.

Изначально все пункты практики будут довольно поверхностными, но с углублением в каждый из пунктов - будут углубляться и остальные.

Думаю позже подробнее разобрать каждый из пунктов. Можно начать с практики Нравственности и это даст много положительных плодов!