Главная Карта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Наше Наследие Исследователи природы Полевые рецепты Архитектура Космос


Горизонт | Баллада о космических «ушельцах», Часть II


Часть II
Баллада о космических ушельцах
Начало материала


4. Что скажут нам предки


Почти всякий факт, кладущийся в гипотезу «палеовизита», к сожалению, может быть объяснен более простым способом. Конечно, пофантазировать об инопланетянах никто не запрещает. Однако неплохо бы и знать правду: что видим мы на изображениях – перья в шлеме астронавта или антенны в волосах аборигенами?


Факты надо искать реальные. Придумать, что-то рассказать другому и, услышав от третьего, самому же в это уверовать – нет ничего легче! Хотите пример? Уж не инопланетяне ли подкинули нам такую экстравагантную игру, как шахматы?! Она же так напоминает генетический код, позволяющий клеткам синтезировать нужные белки! Взгляните только: в молекуле ДНК – две цепочки, а в шахматах – два ряда фигур! В ДНК противостоят друг другу пурины и пиримидины, а на шахматной доске – черные и белые перемежающиеся клетки. В генетическом коде 64 единицы (триплета) и, соответственно, 64 поля – на шахматной доске. Пешки – водороды в белках, ладьи – азоты, кони – углероды… И так далее. А вся шахматная доска – символ рибосомы, то есть клеточной структуры, синтезирующей белок!


Ловко? Далеко не везде много подобного – структурного – сходства. Так, по мнению энтузиастов 50-х годов, звездолет должен был непременно изрыгать пламя и дым, иметь обтекаемую форму. Инопланетные гости надолго были принуждены довольствоваться устаревшим ассортиментом космических товаров. Когда же начались реальные полеты, приспосабливаться стало уже поздно.


Баллада о космических «ушельцах» Часть II


4.1. Саркофаг звездолетчика (Плита в Паленке)


Когда в 70-х годах по всей стране гремел будоражащий воображение фильм «Воспоминание о будущем», снятый по книге Эриха фон Деникена, одним из наиболее впечатляющих кадров был показ верхней плиты саркофага из «Храма надписей» индейцев майя в Паленке. По ее краю шла лента иероглифов, обозначающих Солнце, Луну, Венеру и Полярную звезду. На резной багрово-красной крышке «можно различить контуры некоего снаряда, внутри которого сидит человек… За кормой снаряда отчетливо изображены лучики пламени». Руководитель японской группы по космическо-земным связям доктор И. Матцимура попытался представить, каким был бы подобный летательный аппарат, предположив у него газовую турбину, сопла, стабилизаторы и прочие атрибуты. Разумеется, создать подобное было не под силу индейцам. Ответ напрашивался сам собой – «пришельцы»!


Плиту обычно показывают боком, однако правильно смотреть на нее с торца, как при входе в гробницу. Ведь на «носу» странного аппарата сидит героиня многих индейских мифов, птица кетсаль (квезаль). Лишь при таком положении плиты птица приобретает верхнее, устойчивое положение. То, в чем нам чудится стенка носового отсека, в действительности – тело двуглавой змеи. Среди памятников Америки таких двухголовых животных немало. Похожий на крест предмет, на котором сидит кетсаль, тоже встречается на других изображениях. По мнению археолога А. Руса (Мексика), он обозначал маис, почитавшийся у майя как «древо жизни».


Тело священной змеи делит картину на две части. Верхняя символизирует, видимо, жизнь, небо, свободу, свет. Пространство не загромождено деталями, узоры тонки и изысканны. Кроме уже упомянутой птицы (кстати, кетсаль – символ свободолюбия в Гватемале), здесь – спелые початки маиса, прорвавшиеся мимо змеи вверх, к жизни, а также две маски бога Солнца…


Низ картины иной. Там смерть, Земля, теснота и мрак. Все загромождено крупными и грубыми деталями. Здесь – огромная маска с клыками, изрыгающая огонь и дым. На маске, у корней «райского дерева», возлежит человек. На руках и ногах у него браслеты. Он бос. Возле него четыре предмета, два из которых – символы жизни и зарождения, другие два – смерти и умирания. Справа и слева маску и человека охватывают толстые ленты с отростками, возможно, означающие сам саркофаг.


Космического корабля нет и в помине: А. Рус заметил, что он «всецело является продуктом фантазии». Мнимые контуры звездолета образованы затейливым переплетением символов (плита датируется 600-603 г. н. э.). С гробницей в Паленке связан и еще один аргумент: «неземной» облик найденных здесь статуэток. Их крупный крутой нос начинается прямо из середины лба…


К сожалению, скелет из саркофага оказался вполне обычным, человеческим. Если же, рассердившись по этому случаю, нахмурить лоб, то вертикальные складки на нем сделают лицо довольно похожим на лики загадочных изваяний. Впрочем, некоторые индейские племена действительно изменяли черепно-лицевые формы младенцев с помощью специальных дощечек. Один из видных антропологов прошлого, обнаружив такие деформированные черепа, решил даже, что открыл новую человеческую расу!


Баллада о космических «ушельцах» Часть II


4.2. Небесные помощники Дария (Бехистунская скала)


В давние времена в Персии проживал при царском дворе греческий царь Ктесий. В воспоминаниях его упомянута «святыня Зевса» – огромная скала Бехистун (Бисутун). Нижняя часть ее согласно легенде была стесана по повелению ассирийской царицы Семирамиды и украшена изображением царицы в сопровождении ста копьеносцев. И надписью: «Семирамида по поклаже следовавших за ней вьючных животных, свалив ее от равнины до горной кручи, взошла на вершину» (так много добычи было).


Англичанин Г. Ф. Раулинсон обнаружил эту скалу в 1835 году. На ней, однако, было изображение персидского царя Дария I (522-486 гг. до н. э.) с пленниками, посвященное верховному божеству персов Агура-Мазде, парящему в центре барельефа. То ли Ктесий ошибся, то ли персы уничтожили старое изображение.


Как бы то ни было, бог АгураМазда не остался незамеченным и попал в конце концов в каталоги «необъясненных» явлений. Действительно, держа в руке «ручку управления», он сидит в некоем подобии ящика, под которым расходятся веером какие-то загадочные лучи… Реактивный двигатель!


Но подобных изображений десятки: у персов, ассиро-вавилонян, хеттов, египтян и некоторых других народов. Боги, как правило, «висят» над некой сценой из жизни царей (охотой, трапезой, битвой) и показывают (открытой ладошкой), что они одобряют происходящее. Рисунки варьируются от вполне понятных до совершенно «необъяснимых». Круг с крылышками со стоящим в нем человеком; просто круг с крыльями; круг со звездочкой или точкой (иероглиф «Солнце» у древних египтян и китайцев); круг с крыльями и двумя кобрами; круг с кобрами; небесное колесо, со спицами или без; кружок с бегущими ножками… И так далее.


4.3. Посадка в стране Ямато (Рисунок из Гонолулу)


В поисках следов палеовизитов, за неимением «летающих тарелок», можно воспользоваться изображениями шалашей, вигвамов, горшков, котла на огне, любого дискообразного или конусовидного предмета. Диски, кольца, эллипсы на фресках майя, скалах Тассили, древнерусских иконах, картинах итальянских классиков живописи успешно трактуются как свидетельства свиданий с залетными инопланетянами. В одном из музеев Колумбии хранится массивная золотая сфера, окруженная по поперечнику широким диском. Чем не НЛО? Но если исходить из характера религий народов древней Латинской Америки и принять во внимание характерные зубцы на краю диска, то можно догадаться, что это – изображение Солнца…


В Академии художеств в Гонолулу имеется картина древней страны Ямато (одна из провинций юго-западной части острова Хонсю, Япония). Сверху, наискосок, падает хвостатое огненное тело, «на радость простым людям и на страх духу зла». В центре объекта различимо нечто, напоминающее штурвальное колесо или проект орбитальной космической станции 50-х годов. Звездолет?!


Нет. Колесо символически обозначало колесницу, движение, изменение. Так иногда изображалось Солнце, движущееся по небу, да и другие движущиеся небесные тела: планеты, кометы, болиды. На страницах астрологических трудов Юпитер, Венера, Марс разъезжали в колесницах, запряженных орлами, петухами, змеями. Раскатывала на колесницах вся мифологическая «небесная аристократия»: Зевс, Гера, Гелиос, Фаэтон и многие другие. Ведь колесница была «престижным» средством передвижения. Славя светило, древние славяне пускали по склонам холмов горящие тележные колеса. Искрами и громом из-под колес брички Ильи-пророка (а еще раньше – Перуна) объяснялись грозовые явления (молния, гром).


Впрочем, окружность со спицами – это не всегда колесо. Находили такие фигуры и у «безлошадных» цивилизаций. Вспомним один из индейских мифов (см. «ТМ» №6 за 1982 г.): «С неба приплыло большое колесо. По его краям пылали ослепительные языки пламени, а на его щите сверкали звезды. Оно село на вершину Шаманской горы, причем был слышен шум многих ветров. Люди из деревни в панике разбежались. Потом со скоростью испуганной птицы колесо улетело, и никто с тех пор его не видел. Люди вернулись к своим опустевшим тепе и выложили камни по форме того колеса…»


Летающая тарелка? Но не будем спешить с выводами. Астроном Д. Эдди, памятуя о Стоунхендже как о гигантской каменной обсерватории, предположил нечто подобное в американских каменных колесах. То, о котором говорится в легенде, расположено в штате Вайоминг, сооружено в 200-300 гг. н. э. Предположение, что основные его детали ориентированы на наиболее яркие звезды, подтвердилось. Выделены направления на Сириус, Ригель, Альдебаран, точки восхода и захода Солнца в день летнего солнцестояния.


Баллада о космических «ушельцах» Часть II


4.4. Золотой звездолет (Фигурка из Колумбии)


Эта цельнолитая золотая фигурка напоминает современный реактивный самолет со скошенными крыльями или даже космический корабль многоразового использования. Она обладает неплохими аэродинамическими качествами – ее обдували на специальной установке. Известный специалист по сенсациям И. Сандерсон заявил; что это «не изображение живого существа». И, следовательно…


При первом взгляде на фотографии «звездолета» действительно холодеет сердце. Но… «Непривычное» и «неземное» – отнюдь не синонимы. Что непривычно одним – привычно другим. Не считаем же мы «марсианами» слонов и жирафов только потому, что их нет в наших лесах. Заглянув в «Жизнь животных», легко обнаружить, что золотая фигурка не случайно обладает хорошими аэрогидродинамическими характеристиками. Она почти в точности копирует формы ската-хвостокола – обыденной для Центральной и Южной Америки рыбы. Такие же «крылышки» позади больших «крыльев», хвостовой стебель, широкое уплощенное туловище…


Подобное незнание местных достопримечательностей не раз подводило энтузиастов. Скажем, фигуру на полуострове Паракас (Перу), напоминающую «трезубец» (гарпун – в бухте много китов), искатели инопланетян нарекли «аэронавигационным знаком». 250-метровое изображение хорошо видно с моря и, вполне возможно, действительно являет собой навигационный маяк, но – для моряков… На наш взгляд, на перуанских скалах запечатлен зауряднейший для тех мест кактус-«цереус», достигающий 8-10 м в высоту и обладающий очень характерной внешностью. Точно так же в контурах «неземных» существ в пустыне Наска хорошо прослеживаются черты «аборигенов» толстое туловище паука-птицееда, заостренная мордочка ящерицы «анолис», закрученный спиралью хвост обезьянки «ателес»…


Человек неизбежно привыкает к определенным стандартам изобразительного искусства, письменности, музыки. Неудивительно, что в древних изображениях и текстах, с их совершенно своеобразной, «тамошне-тогдашней» психологией, нам видятся подчас современные чаяния и сюжеты. Загляните в энциклопедии прошлого века – и вы убедитесь, насколько изменились мировоззрение и способы объяснения многих событий и явлений.


Иная эпоха, иная манера, иные символики. В наскальных изображениях Нигера были найдены рисунки настолько «расплющенных» колесниц, что их, право же, очень легко объявить «взлетно-посадочными модулями». В Лейпцигском музее этнографии хранится позолоченная копия фигурки жреца со свитой на плоту, найденной в районе Боготы и утерянной при кораблекрушении. При желании в дискообразном плоту нетрудно увидеть… «летающую тарелку». Или керамические фигурки культуры Мочика: на странных сигарообразных устройствах сидят человечки в «шлемах» Это всего лишь рыбаки, но отвались вдруг прилепленная глиняная рыбка – и ничто бы не помешало гадать о рыбацких лодках как о «ракетах индивидуального пользования».


Баллада о космических «ушельцах» Часть II


4.5. От пришельцев нет спасения (Кометы и метеориты)


Если заглянуть в старинные летописи и трактаты, может создаться впечатление, что предки наши ничем иным и не занимались, как только встречали и провожали «космических пришельцев» в небе мелькают кровавые мечи, носятся огненные драконы, валятся из – за облаков ангелы и дьяволы, так что день становится темнее ночи… Нашествие звездолетов? Возможно. Но не будем забывать и о явлениях чисто природных: разнообразных свечениях атмосферы, метеоритах, смерчах.


В Древнем Китае, например, землетрясения, извержения вулканов, гейзеры, солнечные и лунные затмения, падения метеоритов объясняли деятельностью «драконов». У других народов – действиями «огненных богов». Очень сильны подобные легенды оказались в том районе штата Аризона (США), где примерно 5 тыс. лет назад упал гигантский метеорит. Поиски истоков преданий нередко приводят к метеоритным кратерам или вулканам. Небесные камни почитались священными в Японии, в Индии, в средневековой Европе. Упавший близ города Энзисгейма (Германия) 50-килограммовый «летающий камень» был в 1492 году прикован к стене церкви, дабы не смог улететь обратно на небо. «Звезда велика, долга скоро вышла… Земля тряслась, и хоромы тряслись, и многие люди от ужасти на Землю падали. А скотина всякая в кучу металась и главы на небо подняли и бычат, коя как умеет. И потом камение падало, с великою яростью, великое и малое…» Так рассказал летописец о падении метеорита неподалеку от Кирилло-Белозерского монастыря (1662 г.).


А великий химик Антуан Лавуазье утверждал веком спустя, в 1772 году, что «падения камней с неба физически невозможны». А «камни» падали.


В честь метеоритов строили храмы, их клали под углы церквей, из них ковали «небесное» оружие, в формах их видели чьи-то фигуры и лица, а падение их на чей-то дом или город вменялось в вину жителям, прогневившим господа. В отличие от летописцев с их чисто информативным описанием («звезды по небу протягахуся яко же вервии») люди верующие видели в метеоритах страшные знамения: «множество ангел, стреляющих огненными стрелами» (один и тот же 1533 год). Смертельный ужас вызывали пролеты комет. «На вершине ее различали согнутую руку, держащую тяжелый меч… множество секир, кинжалов и окровавленных шпаг, среди которых множество отрубленных голов с взъерошенными волосами и бородами производили страшное зрелище», – писалось во Франции о комете 1527 года.


А вот пример другого рода. В некоторых геофизических ракетах для визуальных наблюдений с Земли применяют пары бария. Возбужденные солнечными лучами пары образуют облако плазмы, ярко светящееся, в форме сигары, эллипса, диска. Способен образовать такое облако и входящий в толщу атмосферы болид. Чем не НЛО? И, наконец, еще об одном. Всемирно известен загадочный камень Чинтамани, хранимый якобы в башне таинственной тибетской страны Шамбалы. Утверждается, что он – из созвездия Ориона. Но ведь это вполне возможно! Допустим, например, что это метеорит, вылетевший – для земных наблюдателей – из соответствующего участка неба…


Нет числа таким случаям. Смерчи, болиды, гало и прочее распространены кругосветно. Сходные явления порождают сходные описания и автоматически сходные объяснения, возникающие во всех частях света независимо друг от друга. Может, были где-то и настоящие «пришельцы», но – как отличить их?..


Баллада о космических «ушельцах» Часть II


5. Прорабы былых строительств


Вездесущая статистика свидетельствует: после массированного вторжения инопланетян на страницы книг и журналов резко возросло и паломничество к некоторым местам. Толпы туристов жаждут увидеть Баальбек и египетские пирамиды не только как местные достопримечательности, но и как своеобразные космические «станции связи» с иными мирами. А вдруг удастся обнаружить то, чего не заметили другие, оказаться тем самым избранным, перед кем откроется потайная дверь в космические просторы? Подогревают интерес многочисленные дельцы разных масштабов. Немало таких, кто был «похищен» и «перенесен» на другую планету, в чужую галактику. Продажа «внеземных» снадобий и камушков, фотографий, копий знаменитых объектов – на этом обогащаются сотни и тысячи людей. Легковерие процветает. Создаются союзы «общения с внеземными цивилизациями», организуются солидные «общества», финансируются «экспедиции».


Слов нет, непонятное надо изучать, для этого не жаль ни средств, ни сил. Но зачем же тратить их на путях явно ложных? Гипотеза посещения постоянно развивается; стало быть, в ней есть и уже давно пройденные этапы. Баальбек, плита в Паленке – это тупик. Зачем же вновь ссылаться на них? Зачем снова и снова писать о старом – о рисунках Наска, «канделябре» бухты Писко? Неужели так трудно отыскать в сотнях исторических документов более убедительные доказательства возможного посещения?


Деятельности космических пришельцев приписывают различные постройки, фигуры, статуи, мегалитические сооружения. Они порой действительно необычны, но… Впрочем, обратимся к конкретным примерам.


Баллада о космических «ушельцах» Часть II


5.1. Вымпел пришельцев (Египетские пирамиды)


Со времен «Воспоминаний о будущем» к изделиям инопланетян стали причислять и знаменитые пирамиды Гизы (пригород Каира): Микерина, Хефрена и Хеопса (их высота, соответственно, 66,4 м, 138,4 м и 146,6 м). По подсчетам Наполеона Бонапарта, в одну лишь пирамиду Хеопса уложено 2 млн. 300 тыс. гигантских каменных блоков. Кто же их нарезал и уложил? Уж не инопланетяне ли со своими лазерами и антигравитаторами?


А вдруг египтяне построили пирамиды «по заказу» пришельцев, как особый знак посещения, своеобразный «памятный вымпел»? Всевозможные «космические» свойства пирамид разбирались неоднократно, в том числе и нами (см. например, «ТМ» №6 за 1985 г.), однако нет-нет да и наткнешься в той или иной статье на утверждение типа: «…упомянутые три пирамиды по своим массам соответствуют массам планет Земля, Венера, Марс…»


Взяв во избежание обвинений в предвзятости Энциклопедический словарь Брокгауза – Ефрона, изданный в 1898 году, когда о визитах пришельцев еще не подозревали, посчитаем. Числовые отношения масс Венеры, Земли, Марса (0,815:1:0,108) и объемов пирамид Хефрена, Хеопса, Микерина (0,809:1:0,0907) действительно близки? Но в любой пирамиде, кроме объема, есть площади, высота, апофема, углы, стороны и тому подобное. Сопоставляя параметры пирамид и сравнивая их с характеристиками планет, атомов, биоритмов, элементарных частиц, можно найти что угодно. Скажем, высоты тех же пирамид относятся как 0,45:0,94:1, а отношения экваториальных радиусов у Меркурия, Венеры, Земли равны 0,38:0,97:1.
Чем, спрашивается, Меркурий хуже Марса?


Заметим, что строительство пирамид приписывали не только «пришельцам из космоса». Еще в 1859 году, проанализировав Библию, англичанин Д. Тейлор заявил, что пирамиду Хеопса возвел не кто иной, как… Ной, знаменитый своим ковчегом! Планировалось, что «жертвенник господу будет посреди Земли Египетской», причем господь поставил условие «жертвенник из камней», но не «из тесаных». Любопытно, что, по недавним данным (Д. Девидсон), многие блоки, видимо, изготовлялись отливкой в опалубке. Известковую крошку заливали цементирующим раствором. Получалось вроде бетона, насыпной блок неотличим от вырубленного. Однако «сенсация» есть, видимо, хорошо забытое старое: еще Плиний Старший писал, что из бетоноподобного материала были построены галереи египетского лабиринта и пирамиды Нимуса…


А чем обусловлено место «посреди Земли Египетской»? Иероглифы найденных недавно глиняных печатей рассказывают, что на месте пирамиды Хеопса был некогда большой город. Вероятно, жители чем – то прогневали грозного фараона, и тот повелел сровнять город с Землей, а позже построить пирамиду…


Баллада о космических «ушельцах» Часть II


5.2. Чертежи взмывают в небо (Рисунки пустыни Наска)


В 1939 году на пустынных плоскогорьях Пампа-де-Наска (в 500 км к юго-востоку от Лимы, Перу) американский историк П. Козок обнаружил гигантские фигуры неизвестного назначения: птиц, паука, собаку, обезьяну, кита, ящерицу, цветок и прочее. Линиями рисунков были выбитые в камне «тропинки». Нашли также изображение гигантского трезубца на побережье Паракаса (бухта Писко) и фигурку человека с головой, словно облаченной в водолазный шлем. Фигурку нарекли «космонавтом».


«Гигантские рисунки видны только с воздуха, но не с Земли!» – заявили сторонники инопланетных визитов. Следовательно, это не что иное, как «взлетно-посадочные» полосы и знаки, нарисованные пришельцами из космоса с помощью лазеров.


Были и другие версии. Местный перуанский летчик Э. Эрран сообщил, что уловил закономерность в направлениях преобладающих ветров относительно нарисованных линий. Археолог Х. Тельон еще в 1927 году сообщал о Находке крылоподобного предмета, покрытого перьями (4 x 2 м), который мог служить прообразом современного дельтаплана. Вспомнив легенду о некоем Антакри, «летавшим» будто бы над Туантийсуйо (государством инков) в XV веке. Англичанин Д. Нотт и американец Д. Будмен избрали гипотезу монгольфьерного воздухоплавания…


Эрих фон Деникен заявил: линии нарисованы инками, слепо подражавшим пришельцам, которые проложили несколько первых, истинных «взлетно-посадочных» полос. Но, как заматила Мария Райхе (ФРГ) много лет изучавшая рисунки Наска, «проще всего списывать все, не поддающееся на данный момент объяснению, на пришельцев из космоса…». Рисунки датируются периодом 200 г. до н. э. – 600 г. н. э. По мнению М. Райхе, это своеобразный звездно-планетный календарь: за созвездиями и светилами наблюдали с определенных точек, с последовательной отметкой азимутов.


Линии фигур указывают точки восхода и захода Солнца в дни солнцестояния, границы некоторых созвездий в местах их восхождения и так далее. Исследовательница считает, что рисунки не случайно такие большие. Индийцы как бы «разговаривали» с небесными божествами. В виде обезьяны, например, изображалось созвездие Большой Медведицы, приходящей на небо в период прихода небесной воды и подготовки к пахоте. Рисунок выбивался и обновлялся, чтобы «вызвать дождь».


Поскольку линии нередко направлены на созвездия (от Паука – на Орион), гигантские размеры могли быть следствием другой причины. Фигуры играли роль угломерных приборов, а чем крупнее прибор – тем он точнее. В средние века астрономы применяли гигантские секстанты, в 2-3 человеческих роста.


Смущают, однако, некоторые обстоятельства. Размеры рисунка огромны, но сам он несложен. Виден не отовсюду. В чем дело? Все основные рисунки нарисованы, как бы не отрывая руки, одной чертой. Зачем это? Линии выдолблены канавками, а не выложены, скажем, камнями. Отчего?


Мы хотим предложить небольшую гипотезу. Возьмем гильзу дымового пороха, насыплем по кругу, подожжем порох. Дымный круг взовьется вверх, сохраняя форму. Нарисуем крест – взлетит дымный крест. Чем крупнее и проще рисунок, чище и спокойнее воздух – тем четче взлетающая фигура. Выдолбленная же канавка надежно предохраняет горючий порошок. Порохообразное вещество, богатое селитрой, можно приготовить из гуано прибрежных птиц. Дымные рисунки подобного рода устраивали на карнавалах, в 30-е годы с помощью самолетов дымом писали рекламу, а фокусники и поныне используют «устойчивый дым», расписываясь сигарой в воздухе. Поэтому, возможно, не сверху велись наблюдения загадочных фигур, а снизу: и не рисунков, а их копий…


Баллада о космических «ушельцах» Часть II


5.3. Без токарного станка (Каменные шары)


Не только в пустыне Наска найдены гигантские фигуры. Не менее подозрительными показались гигантские структуры, сложенные из огромных каменных шаров. В Коста-Рике с вертолета обнаружили, что загадочные шары образуют круги, квадраты, треугольники, линии, ориентированные по сторонам света. Некоторые шары лежат на высоких вершинах. Шары отлично отполированы и идеально круглы, до 2,5-3 м в диаметре. Сотворены они непонятно каким способом и непонятно для чего. Вдобавок география распространения каменных шаров слишком уж обширна: Гватемала и Коста-Рика, Египет, Мексика, Румыния, Земля Франца-Иосифа, ФРГ, Бразилия… А вдруг это особые знаки? И кто раскидал их «по всему свету»? Не люди же?!


Впрочем, человек к шарам действительно почти не притрагивался. Как показали недавние исследования, шары возникли… при кристаллизации пород: либо в толще вулканического пепла, либо в толще песка. При пропитывании песка раствором, поднимающимся, например, из глубины, в отдельных участках песчаной толщи возникают центры кристаллизации. От них процесс равномерно распространяется во все стороны, причем, если центры расположены близко, шары могут даже срастись друг с другом. Нахождение таких сросшихся шаров подтвердило догадку.


Роль людей, таким образом, свелась к тому, чтобы, обнаружив очищенные водой и ветром шары, подшлифовать их и установить там, где захочется.


Впрочем, некоторые шары, вероятно, были изготовлены все-таки человеком. Так, Х. А. Кинк («Как строились египетские пирамиды») указывает: «У подножия пирамиды Джосера найдено много каменных шаров диаметром от 12 до 19 см, а диаметр отдельных из них достигает 40 см. Эти специально сделанные из камня шары применялись также в качестве катков для перетаскивания больших глыб…»


А при чем тут пришельцы?


Баллада о космических «ушельцах» Часть II


5.4. Спирали каменных галактик (Каменные круги)


Любопытнейшим символом, о котором можно написать целую книгу, является спираль. У древних она нередко обозначала Солнце. Тем не менее и на айнских статуэтках «догу», и в завитом хвосте обезьяны из Наска, и на крылышках «золотого звездолета» из Колумбии современные энтузиасты видят рукава Галактики…


И действительно, как пройти мимо построенных из крупных камней гигантских спиралеобразных образований, названных «лабиринтами»? О том, что они построены «пришельцами», впрямую не говорят, но многозначительно намекают: здесь что – то не так…


Лабиринты встречаются в основном по побережьям Северной Европы: Англии, Швеции, Финляндии, Карелии. Нечто подобное отмечено, правда, в Индии и в Алжире. Судя по литературе, историки не до конца еще вникли в смысл лабиринтов. Поэтому выскажем свою версию. Лабиринты располагаются на ровных участках. Многие двусторонне симметричны. Количество витков со стороны, противоположной «входу», как правило, четно (4, 8, 12). Числа настораживают: ведь есть 4 времени года, 8 световых месяцев (для Севера), 12 месяцев в году. А что, если лабиринт подобен солнечным часам, и изменение диаметра витков отражает непостоянство, скажем, длины тени центрального шеста (шестов) в течение дня и года.


Вблизи Полярного круга Солнце почти не скрывается за горизонт. Тень шеста описывает полный круг (или эллипс), что, видимо, сказывается на форме и размерах лабиринта.


Можно допустить, что сильное порой различие форм лабиринтов (постоянна лишь спиралеобразность) объяснимо тем, что, не зная подлинную траекторию Солнца, древние поморы пытались отразить видимый его путь. Форма лабиринтов в итоге сложилась несколькими, единственно возможными способами: вложенными кругами, спиралью, двойной спиралью, спиралью – восьмеркой.


Если так, «лабиринты» служили не столько для культовых мероприятий, сколько для чисто прикладных целей. Любители порыбачить, бывавшие на Белом и Балтийском морях, знают, как это затруднительно – в условиях белых ночей указать время дня или ночи, день месяца. Между тем «рыба ждать не будет» – лов должен осуществляться в определенные часы суток, в определенных местах. Поэтому и наше время постоянная смена приливов и отливов учитывается: приливно – отливное расписание вывешивается в каждой рыбацкой артели. Каменный лабиринт, мимо которого приходилось проплывать постоянно, мог служить и часами и календарем одновременно.


Баллада о космических «ушельцах» Часть II


5.5. Сувенир из нержавейки (Железная колонна)


Не могла остаться без присмотра и знаменитая нержавеющая Железная колонна в Дели, среди развалин старинной мечети Кувват-уль-Ислам, предмет многих легенд и вымыслов. Да и неудивительно: даже самый надежный показатель – высота – флуктуирует от 6 м («Наука и жизнь», 1973, №7) до целых 18 м (Бобошко К. «Интересно знать». Днепропетровск, 1963). Сообщалось, что она выкована из метеорита, что железо в колонне совершенно необычайное, без малейшей примеси серы и фосфора, что стоит она несколько тысяч лет. Конечно же, чудесная колонна была объявлена «подарком» космических пришельцев.


Действительная же полная ее высота – 7,2 м, диаметр у основания – 0,485 м, у вершины – 0,223 метра. На колонне есть «вполне человеческая» надпись, относящаяся к правлению Чандрагупты II (умер в 414 г. н. э.). Железные метеориты содержат в среднем (в %): железа – 91, никеля – 8, кобальта – 0,7, фосфора – 0,2 и в еще меньших количествах – серу, углерод, хром, медь. Исследования же колонны показали: железо – 99,3, азот – 0,02, кремний – 0,05, марганец – 0,05, медь – 0,03, никель – 0,05, сера – 0,005, углерод – 0,15, фосфор – 0,25. По фосфору сталь явно грязновата, серы же действительно не так много. Думается, пришельцы могли бы дать железо почище…


Для древней Индии железо не было в диковинку. «Индийцы отлично владели искусством обработки этого металла, – отмечал путешественник аль-Идриси в 1154 году. – Это всем известно, и никто не станет это отрицать». Наземная часть колонны действительно устойчива к коррозии, хотя и покрыта сине-черной окисной пленкой. Теплый климат Дели и гладко отполированное железо приводят к тому, что вода не задерживается на колонне долго. Нижняя же часть колонны, исследованная шведским материаловедом Й. Врангленом, покрыта заурядной ржавчиной, почти в палец толщиной…


Баллада о космических «ушельцах» Часть II


5.6. Без пришельцев не обойтись (Куско и Саксайуман)


Куско… Этот древний перуанский город известен сейчас всему миру как столица государства инков, одной из древнейших американских цивилизаций, город погибших сокровищ, таких, скажем, как Кориканча – храм Солнца, со знаменитым золотым садом, разграбленным конкистадорами. Согласно легенде Куско имел в плане контур пумы – священного животного. Но как жители Куско планировали форму города, даже не видя его сверху?


Квартал Пумакучку – «хвост пумы», местечко Гуакайпата – «тело пумы», голова зверя – территория Сакcайумана, где стены сделаны в виде «зубов». Слово же «Саксайуман» на языке кечуа означает – «хищная птица серокаменного цвета». И очертания крепости, опять же если взглянуть на нее сверху, действительно напоминают контур гигантской птицы. К тому же выполнена крепость из поражающе огромных, тесно пригнанных друг к другу камней, самый крупный из которых, по расчетам, весит 361 т. Кладка своеобразна: внешняя поверхность камней словно слегка вздута, как у мешка с песком, под собственной тяжестью, и кое-где верхний камень вдается в нижний углом, как бы «проседая» в него. Недолго думая, Саксайуман зачислили в «космические феномены».


Саксайуман – крепость, защищавшая Куско, главный культурный центр народа Кечуа Построена она была, однако, обычными человеческими руками (ХIV – ХV века н. э.). Камни разнокалиберны (признак примитивности) и плотно сидят в характерной, так называемой «инкской вязке». Единственная действительная тайна этих камней – чисто строительная: секрет идеально точной подгонки, скрытый, впрочем, не в лазерных резаках инопланетных строителей.


О способе обработки камня древними инками ходят легенды. По слухам, однажды при раскопках могилы касика (старейшина или вождь индейского племени) нашли будто бы кожаные мешки с непонятной жидкостью. Дело было в Эквадоре. Полуистлевшие мешки прорвались; наутро камни, на которые попала «жидкость», оказались словно бы «оплавленными». Кстати, латиноамериканские ювелиры до сих пор используют для шлифовки мелких камней смесь соков тропических растений (скажем, корней дерева сананго). По легенде, инки подсмотрели секрет размягчения камня у птицы Кокачо, или, по-другому, Киличу-Пито (это тукан – средних размеров птица с ярким огромным клювом). Утверждают, что помет ее размягчает камень.


Есть и другие способы. В Колумбии, например, камень пилили при помощи песка, веревки и воды. А в Куско, по мнению исследователя Ф. Рамиреса, камни обрабатывали «постукиванием». Для строительства брался андезит – изверженная вулканическая порода. При ударе от камня откалывались слои, как на слоеном пироге. Деревянными клиньями глыбу выламывали из скалы (места добычи достоверно известны), а потом выравнивали. Вокруг храма Кориканча найдено немало «молотков» и «зубил» из другого, более твердого камня, изломанных и изношенных в работе. Причина же» огромности «камней кроется, возможно, в заботах о сейсмоустойчивости сооружения – Куско находится в довольно неспокойном районе (в марте 1986 года, например, было сильное землетрясение). Таким образом, «пришельцы» и здесь оказались не у дел…


Баллада о космических «ушельцах» Часть II


5.7. Остров каменных статуй (Рапа Нуи)


Остров Пасхи – это поистине жемчужина коллекции, посвященной палеовизиту. Как могли «некультурные» островитяне изваять, перетащить и установить гигантские статуи? Нет, дело тут нечисто – пришельцы!..


Работы Тура Хейердала показали, что здешние первопоселенцы жили на богатом лесом (пальмы) и кустарником (эфедра) острове, и лишь затем вырубки и пожары привели его к нынешнему виду – безлесному и скалистому. Остров знаменит каменными колоссами «моаи» (их около 600), весом от 80 т, высотой до 12 м. Статуи вытесаны из красного и желтого туфа вулкана Рано-Рараку, из черного базальта. «Свежие» вулканические породы относительно легко обрабатываются, хотя со временем делаются довольно прочными (а на острове – 18 потухших вулканов). Инструменты – топоры из андезита в виде огромных каменных кулаков – во множестве найдены в каменоломнях: лазеры ни при чем… В районе вулкана Рано-Рараку древние строители использовали «…все возможности скалы, в которую они вгрызались своими инструментами, высекая статуи в профиль, наискось и даже вверх ногами», – писал француз Ф. Мазьер. Обычно же, видимо, статуя высекалась в лежачем (на спине) положении, обрабатывалась и лишь затем отделялась от скалы.


Но как перемещали неимоверных размеров статуи? Может быть, их и не двигали вовсе, а просто обработали некие природные образования, подобные, например, скалам в знаменитом красноярском заповеднике «Столбы»? Или пользовались телекинезом, загадочной энергией «ману», которую вождь ухитрялся концентрировать в себе от людей всего племени? Островитяне утверждают, что статуи шли «сами». Где истина?


«Ману»? Эта сверхъестественная сила считалась разлитой по всему миру, она могла убыть человека, ее, как считалось, можно передавать и перемещать из одного предмета в другой. Задолго до гипотезы «пришельцев» она – под разными наименованиями – «проявлялась» в магических действиях колдунов и знахарей различных первобытных племен. Упадет ли дерево, сбежит ли раненый зверь, заболеет ли ребенок – все это объясняли действиями злых и добрых духов. Следует искать что-нибудь более реалистичное.


Чешский инженер П. Павел предположил, что статуи передвигали стоймя, методом «раскачки», малым количеством людей. Эксперимент по передвижению 12-тонной бетонной статуи удался на славу. По приглашению Т. Хейердала П. Павел прибыл на остров Пасхи, где эксперимент повторили, уже с натуральным изваянием, высотой в 6,4 м, весом в 10 т. И статуя «зашагала», пройдя за полтора часа «…шесть метров по поросшей травой поверхности и оставив после себя аккуратный след в виде неширокой дорожки». Гипотезу подтверждают обнаруженные на основаниях каменных фигур следы от длительных путешествий «враскачку». Таким образом, статуи действительно «шагали сами». Но и упоминание о «ману» примечательно. На острове Пасхи роль этой силы могли сыграть стимулирующие вещества, добытые из животных и растений. Огромные гранитные глыбы, крыши старинных склепов на Мадагаскаре согласно легендам были принесены на руках. По словам малагасийского ботаника П. Буато, местные жители утверждают, что «перед тем, как таскать сверхтяжести, их предки пили какой-то настой из коры и листьев одного дерева и становились необычайно сильными».


Баллада о космических «ушельцах» Часть II


5.8. Марсиане пьют чай на «веранде» (Баальбек)


В 1959 году М. Агрест предложил в качестве одного из проверочных обьектов, говорящих о возможном палеовизите, строительные блоки Баальбека – исключительно из-за их «нечеловеческих» размеров. Переходя из статьи в статью, высказанное предположение получило статус «утверждения» и обросло кучей сенсационных «догадок». Основываясь на повышенной радиации, обнаруженной в Габоне (как потом выяснилось, естественной), стали поговаривать об использовании плит Баальбека в качестве «стартовой площадки». Инопланетяне, сбросив «избытки ядерного горючего», ненароком уничтожили города Содом и Гоморру, упомянутые в Библии.


Местечко Баальбек расположено в долине Бекаа. Когда-то здесь стояли древнеримские храмы. Их повелел возвести римский император Антонин Пий (138-161 г. н. э.) на месте бывшего святилища Баала (Ваал, будущий «Вельзевул», дьявол) – финикийского бога неба, солнца и плодородия. «Бааль бехт» означало «Дом Ваала».


Славу Баальбеку принесли не знаменитые «шесть золотых колонн» храма Юпитера, воспетые И. А. Буниным, а неброско лежащие гигантские плиты Трилитона (троекамня) в Северо-западном углу Акрополя, а также четвертый камень, так и не вытащенный из каменоломни.


Размеры блоков действительно впечатляют (в см): 434 x 365 x 1910, 434 x 365 x 1930, 434 x 365 x 1956, и, наконец, 480 x 420 x 2150. Последний «камушек» («Южный камень») весит, по подсчетам, 1084 т, по другим данным – 1211 или даже 2000 т. Неужто это работа людей?!


Впрочем, «зная археологию, вряд ли нужно было прибегать к помощи пришельцев из космоса», – заметил еще в 1964 году известный советский историк и археолог А. А. Монгайт по поводу Баальбека. И верно, камень не оплавлен, а выпилен или вырублен, механически и вручную. Размеры же плит, возможно, должны были способствовать несокрушимости храма. Смущает, правда, этап доставки плиты. Чем ее тянули – антигравитатором?


Приняв вес – 1000 т, площадь основания – 80 м. кв., получим давление на почву 1,25 кг/см. кв. – меньше, чем у шин легкового автомобиля на дорогу. Подготовка к передвижению камня, возможно, шла уже при вычленении его из скалы. Выбрав материал сверху, сзади, спереди и по бокам, выбирали наконец материал по нижней грани блока, подставляя одновременно катки, возможно, укрепленные железом. Давление, оказываемое на катки (ежели таковые были, разумеется), – около 15-20 кг/см. кв. (при числе катков – 10), при диаметре катка 1-1,5 м, учитывая необходимое место для каменотесных работ под плитой.
Сосна поперек волокон выдерживает 50 кг/см. кв., катки же могли быть приготовлены из знаменитого когда-то ливанского кедра, прочного и долговечного (из него, кстати, был построен дворец Соломона).


Однако кто же тянул? Мы хотим предложить возможное объяснение с помощью дешевого, но весьма эффективного способа. Используется известное уже античным кузнецам явление увеличения линейных размеров металлического тела при нагревании и уменьшения их при охлаждении. «Молекулярный тягач» в железной штанге сечением 5 x 5 см может развивать усилие свыше 3000 т! Пламя костра может дать разницу температур около 400°С. После нагрева десятиметровой штанги возникает абсолютное удлинение не менее 6 см! Это очень немало. Используя набор штанг, заякоренные опоры и попеременно огонь и воду, можно за день одолеть 1-1,5 м! За 2-3 года, не торопясь, можно переместить одновременно несколько гигантских блоков на километр от каменоломни. Так что поговорка «Тише едешь – дальше будешь» сказана, видимо, о Баальбеке…


5.9. Что же нам понастроили?


В своем перечислении мы кое-что опустили. Не упомянули о подозрениях, что кирпичи Вавилонской башни, камни египетских пирамид, стены крепостей Дундалк и Экосс оплавлены жаром огромной температуры. Подозрения есть, а вот явных следов оплавления нет… Не упомянута «ракетная шахта» в Чичен-Ице (Мексика), явившаяся в действительности лишь карстовым провалом. Не сказано о строениях в Зимбабве, построенных «не руками людей», хотя весьма грубых и примитивных. А также о «таинственной» пещере в Эквадоре, где будто бы нашлись таинственные золотые книги с «космическими» записями.
Но – нельзя объять необъятное.


Занятно – если сравнить хотя бы всемирно известные Семь Чудес Света (Колосс Родосский, Висячие Сады Семирамиды и т.п.), сотворенные явно людьми, и строительные образцы «пришельцев», то инопланетяне покажутся «бракоделами», настолько грубы и примитивны конструкции, созданные с их помощью.


Всюду камень, камень, грубый камень. В случае с Железной колонной попался металл, но и он не лучшего качества. Может быть, не те примеры? Что ж, давайте поищем другие.


Подсмотрели у птиц


Арефьев и Л. Фомин отмечают, что инки, возможно, пользовались при обработке камня какими-то растениями и что способ этот позаимствован у птиц. Приведем в этой связи выдержку из дневника знаменитого исследователя Южной Америки полковника П. Фосетта (цитируется по книге: Фосетт Перси. Неоконченное путешествие. М., «Мысль», 1978).


«Говоря о пернатых всей перуанской и боливийской Монтаньи, следует упомянуть о небольшой птице, похожей на зимородка, которая строит гнезда в аккуратных круглых отверстиях, проделанных в отвесных скалистых берегах рек. Эти отверстия отчетливо видны, но к ним не так-то легко добраться, и, странное дело, их можно обнаружить только в тех местах, где есть эти птицы. Однажды я выразил удивление по поводу того, какие они счастливцы – находят себе норки для гнезд, так удобно расположенные и так чисто высверленные, словно дрелью.


– Эти норки они делают сами,– сказал мне человек, который прожил в лесах четверть века.– Я не раз видел, как они их делают. Я наблюдал за ними и видел, как они прилетали к обрыву с какими-то листочками в клювах, цеплялись к скале, как дятел к дереву, и терли листки о камень вращательными движениями. Потом они улетали и возвращались с новыми листочками, и снова терли. После трех или четырех втираний они бросали листочки и принимались долбить по тому же месту своими острыми клювами. Тут-то и начинаются чудеса – вскоре в камне появлялось круглое углубление. Потом они снова улетали, снова много раз принимались тереть камень листочками, а потом продолжали долбить. Эта работа занимала у них несколько дней, и в конце концов норка становилась достаточно глубокой, чтобы служить гнездом. Я лазил наверх, рассматривал норки, и – можете мне поверить – аккуратнее дырку не может высверлить и человек!


– Вы хотите сказать, что своим клювом они могут продолбить крепкую скалу?


– Подобно тому как дятел долбит крепкое дерево, так, что ли?.. Нет, не думаю, чтобы птица могла пробить клювом крепкую скалу. Но я уверен как и всякий, кто наблюдал этих птиц, что они знают какие-то листья, сок которых размягчает скалу, и она становится мягкой, как мокрая глина.


Я расценил эту историю как небылицу, но потом мне пришлось слышать аналогичные рассказы по всей стране, и я привожу ее здесь как нечто общеизвестное. Спустя некоторое время один англичанин, заслуживающий всяческого доверия, рассказал мне про случай, который может пролить свет на это.


– Мой племянник находился в местности Чуньо по реке Пирене в Перу. Однажды его лошадь охромела, и он оставил ее в соседней чакре, расположенной в пяти милях от его собственной, а сам пешком отправился домой. На следующий день он пошел за своей лошадью и выбрал путь покороче, через узкую полосу леса, куда он раньше не заходил. На нем были бриджи для верховой езды, сапоги и большие шпоры – не маленькие, английского образца, а большие, мексиканские, длиной в четыре дюйма, с колесиками чуть побольше, чем монета в полкроны. Шпоры были совсем новые. Когда он с трудом продрался через густые заросли к чакре, он был поражен, увидев, что его замечательные шпоры исчезли, словно их кто-то обглодал, так что остались лишь две черные рогульки в какую-нибудь одну восьмую дюйма длиной! Он не мог понять, в чем дело, а хозяин чакры спросил его: не проходил ли он случайно через заросли растений высотой около фута, с темными красноватыми листьями? Племянник сразу вспомнил, что он действительно проходил большое пространство, сплошь заросшее такими растениями. «То-то и оно! – сказал чакареро.– Они-то и съели ваши шпоры! Это то самое, чем пользовались инки, чтобы придавать форму камням. Сок листьев размягчает скалу так, что она делается, как тесто. Покажите мне, где вы видели эти растения». Они хотели отыскать то место, но не смогли обнаружить его. Не так-то легко найти свои следы в джунглях, где нет никаких троп».


Из почты раздела


Полеты в космос, расщепление атома и многое другое убедили наше поколение в том, что бога нет. Но как хочется иметь какую-то веру, пусть не в бога, а во что-то хорошее, ибо вера движет нашу жизнь. Ученый верит, что он откроет или закроет что-то, инженер – что он создаст, обязательно создаст то-то и то-то, врач – что он (или они) избавит человечество если не от всех, то хотя бы от такого-то недуга, и так далее мы создаем своих «богов». Это вера, например, в инопланетян, летающие тарелки, Несси, снежного человека, парапсихологию, биоритмы, в лечебную силу пареного зерна или постного масла, удачу в «Спортлото»…


Мне лично хочется верить, что Тунгусский метеорит был посланцем другого мира, который, облетев земной шар, взрывом своим включил двигатели и умчался во Вселенную, предварительно внушив землянам таблицу химических элементов, теорию относительности и открытие радиоактивности; что в свое время древним в Шумере, Египте или Мексике были подсказаны некоторые научные данные; что догоны знают про Сириус больше, чем современные ученые; что Рерих видел НЛО в Гималаях…


Но вот случайно попадается в руки информация, которая если не уничтожает веру, то вышибает довольно сильное звено в рассуждениях об уверованном.


Во многих статьях и книгах про инопланетян есть ссылки на взлетные платформы (стартовые площадки) инопланетян в Баальбеке. Но взял прочесть из интереса книгу «Святая земля и Библия», автор К. Гейкин, русский путешественник, издание 1884 года. Читаю – и теряю стартовую площадку в Баальбеке.


Возможно, читатели «ТМ» заинтересуются этими описаниями. Итак, слово К. Гейкину.


«В северной части Иерусалима близ Дамасских ворог на 300 ф. к востоку от ворот в скале, на глубине 19 ф. под стеной, находится вход в так называемый «Бумажный грот», который не что иное, как громадные копи, весьма древние, глубоко простирающиеся под домами столицы. Отверстие в них было найдено в 1852 г…» («Святая земля и Библия», кн. II).


Это громадное углубление существует с неизвестного периода, и в продолжение многих веков оно стояло незамеченным или забытым. Можно все еще различить величину и форму инструментов каменщиков, так как следы заступа и долота так же свежи, как будто бы мастеровые только что оставили свою работу. Они, по-видимому, были разделены на артели в пять или шесть человек. Каждый из них высекал отвесное отверстие в скале в четыре фута ширины, пока он не достигал назначенной глубины; после этого в отверстие вколачивали мокрые клинообразные куски дерева, разбухая, они выдавливали камень. Замечательно, что иные камни только отчасти отпилены от скалы, как большой камень в каменоломне Баальбека или громадный обелиск в гранитных каменоломнях Асуана».


Автор спускался в каменоломню и сам видел, как «в беспорядке лежали оставленные без употребления громадные камни, высеченные несколько тысяч лет тому назад». Описав технологию работы в каменоломнях, К. Гейкин объясняет, почему они были срочно покинуты.


«Палестина занимает то место земного шара, где землетрясения очень часты. Оно простирается с вулканических гор Тауруса, проходит между двумя хребтами Ливана, образует Иорданскую впадину и дно Мертвого моря и кончается у бухты Акабы. На этом пространстве бывают иногда очень сильные землетрясения. Иосиф Флавий упоминает об одном, которое опустошило Иудею в царствование Ирода, приблизительно за тридцать лет до пришествия Христа, тогда погибло 10 тыс. человек… В 1181 году во всем Харроне, граничившим с Иорданом, было землетрясение. Но в 1837 году землетрясения превзошло все те, о которых мы уже слышали. Не только Тивериада, но и Сафед были уничтожены, и почва колыхалась на протяжении 800 верст с севера на юг и до 150 верст с запада на восток».


«В Баальбеке тоже уцелели колонны, отклонившиеся от перпендикуляра, что без сомнения, было последствием волнообразного движения почвы». Вероятно, считает автор, именно землетрясения послужили причиной остановки работ в каменоломнях. Опустив подробности путешествия, не касающиеся интересующей нас темы, переходим к главе «Баальбек и ливанские кедры»:


«Наконец-то мы в Илиополе (ныне Баальбеке), в древности славившемся своими храмами, один из которых и теперь стоит на дороге. Еще издали виднеются высокие столбы «Большого храма», которые стоят несколько выше равнины. Эти развалины находятся на западе от современного селения Баальбек, у самого подножия восточной цепи холмов. Их главное достоинство состоит в том, что они служат прекрасным подражанием колоссальным памятникам Египта, своеобразно выполненным греческими художниками, сумевшими все-таки придать им отпечаток свободного творчества. Целые ряды колонн, громадных по своей вышине и толщине, стоят стройно и изящно благодаря своей пропорциональности; их венцы коринфского стиля выполнены так же искусно, как и греческие. Даже вдвоем. нельзя обхватить столбы, капители которых имеют до семи футов в поперечнике. Вместе с фундаментом своим колоннада достигает 76 футов в вышину.


Развалины рассеяны на огромном пространстве земли, которое почти сплошь покрыто то обломками громадных столбов, то большими тесаными камнями, то, наконец, гигантскими архитравами и плинтусами, резьба которых поражает своим совершенством. Конечно, на разрушение этих громад главным образом влияли землетрясения, но в нем участвовало также и людское невежество. На многих колоннах заметны углубления, которые произошли от того, что от них оторваны скобки, скреплявшие отдельные камни: невежественный народ считает особенно ценным свинец и железо. Эти столбы сами по себе настолько замечательны, что стоили бы особого внимания, если бы даже стояли прямо на земле, а не на общей, для нескольких храмов, искусственной площади: она так высока, что громадные галереи и постройки над нею возбуждают всеобщий восторг. Портик большого храма стоит на восточном конце развалин: к нему ведет лестница в несколько поворотов, так как пол его на 20 футов выше фруктовых садов. Ширина храма первоначально была в 36 футов, и перед ним было 12 колонн. Судя по основаниям двух разрушенных столбов, можно предположить, что этот храм был сооружен Антонием Пием, царствовавшим с 138 г. по 161 г. р. х., и Юлией, супругой Септимия Севера, с которой он сочетался браком в 175 г… Из притвора (портика) вы выходите в шестигранный двор, имеющий тридцать сажен в длину и сорок в ширину и уже полуразрушенный. За ним находится главный двор храма: в нем 63 сажени в длину и 53 – в ширину. Стены его богато украшены, хотя и не так изящно, как некоторые другие части храма, потому что их (то есть стены) возводили позднее. За большим двором, над кот торым, конечно, никогда не бывало крыши, стоял тот самый храм, от него почти не осталось следов, если не считать шести громадных колонн, которые видны еще за несколько верст до Баальбека. По обе стороны в длину храма возвышалось по 19 таких колонн, а в ширину его их было по 10: многие из них еще лежат здесь же, представляя собою жалкие обломки. Святилище, которое они окружали, покоилось на фундаменте, стоявшем на 50 футов выше окрестной равнины, но теперь нельзя даже приблизительно наметить его очертаний».


Не менее поразительны своими размерами камни, из которых сложена городская стена Баальбека. В одном месте она достигает десяти футов толщины, причем камни ее, которых здесь всего девять, имеют по тридцати футов длины. Однако они ничто в сравнении с тремя огромными камнями западной стены: это, пожалуй, самые громадные, употреблявшиеся когда-либо для построек. Каждый из них имеет 13 футов в вышину и, вероятно, столько же в толщину, но при этом один – в 64 фута длины, а самый короткий из троих – в 62 фута. Между тем эти каменные глыбы так плотно соединены, что чрезвычайно трудно просунуть даже кончик перочинного ножа. Как отделяли такие страшные глыбы от общей массы в каменоломнях? Как доставляли их сюда и, наконец,– что всего важнее,– как подымали их на сооружения в 19 футов вышины и как устанавливали их в надлежащем положении, так же просто, как обыкновенные камни? Кто заведовал этим? Надо полагать, что в древности инженеры, не имевшие в своем распоряжении силы пара, были удивительно умны и ловки. Мы настолько привыкли считать себя и все современные поколения умнее и образованнее древних, что не мешает таким чудесам, как храм Баальбека, немножко посбить нашу спесь… Пройдя на юго-восток от нынешней деревни Баальбек, мы дошли до древней каменоломни, где есть еще колоссальная каменная глыба, предназначавшаяся, по всей вероятности, как и другие такие же громады, для наружной стены Акрополя. Уж если с чем можно их сравнить, так это с громадным обелиском в каменоломне Асуана, который так и лежит неотделанный, каким покинули его здесь каменщики и полировщики целых тысячи лет тому назад. В камне Баальбека 71 фут длины, 14 футов вышины и 13 футов ширины, при весе в 1500 тонн. Часть скалы настолько вырезана, что в этом пустом и большом открытом пространстве можно гулять: оно представляет собою широкий и ровный двор. Этот огромный обелиск еще не совсем отделен от родной скалы; он лежит в наклонном положении, причем один конец его гораздо выше другого, и, вероятно, пролежит до общего разрушения, если его не разобьют на части люди будущих поколений: теперь ведь никому и в ум не придет тронуть их с места».


Вот и все, что касается Баальбека. Путь К. Гейкина продолжался дальше. О том, что большие плиты во многих частях света обрабатывались и отделялись от скал описанным в его книге способом, писалось во многих случаях. В частности, как отделялись каменные статуи (или заготовки) на острове Пасхи. Но, мне кажется, что еще нигде (в современной печати) не упоминалось это: «Не менее поразительны своими размерами камни, из которых СЛОЖЕНА ГОРОДСКАЯ СТЕНА БААЛЬБЕКА». Не фундамент под храм, не платформа, а стена… Значит, К. Гейкин видел, как эти стены (плиты) стояли?


Использованы материалы сайта: http://putimaga.ru






Яндекс.Метрика    сайт:  Комаров Виталий