Горизонт | Баллада о космических «ушельцах»
Часть I
Баллада о космических «ушельцах
окончание
1.1. Пришельцы еще не ушли
Двадцатый век имел немало эпитетов. Его называли веком атома, электричества, скоростей. Поименовали и «веком космоса». Пока был «век электричества» – все природные явления и даже любовь объясняли «электрическим» влечением. Когда же настал «век космоса», все стали объяснять «космическими пришельцами»…
Это оказалось невероятно удобно. Стоило где-то найти мало-мальски непонятный объект, как сразу, подобно ведру из колодца, появлялась догадка: «Пришельцы! Они, родимые!» Ученые ворчали, но чаще помалкивали. Мода на инопланетян казалась милой и невинной. Но..
В 1976 году американские священники Э. Рили и У. Маккриди провели социологический анализ распространенности в США всяческой мистики. Результаты, с точки зрения психиатра, угрожающие: в среднем четверо из десяти американцев в течение своей жизни были свидетелями какого-нибудь «чуда». Кому-то привиделся дьявол, другому – ангел, третьему – привидение, четвертому – космический пришелец в летающей тарелке. Именно так.
Сразу оговоримся: мы не против пришельцев. Наоборот, мы – категорически за. Однако для доказательства любой гипотезы необходимы факты, а вот они-то начиная с 50-х годов приводятся, как правило, одни и те же – неуклюжие, нелогичные, нелепые…
А ведь одной из основных работ, развернувших тему палеоконтакта, была статья физика М. М. Агреста, достаточно серьезная со всех точек зрения. Свидетельства возможного «посещения» сразу же классифицировались, подразделяясь на прямые и косвенные:
1. непосредственные следы пребывания инопланетной экспедиции (пример – тектиты);
2. наблюдения «очевидцев» (пример – библейские тексты);
3. «невозможные» для какой-либо эпохи сооружения и конструкции (пример – аальбекская веранда);
4. «преждевременные» знания.
И речь шла о конкретной и активной, логической и экспериментальной проверке свидетельств космического визита.
Вскоре, однако, проблемой «пришельцев» занялись менее добросовестные сочинители. Кульминацией послужил рекламный ролик «Воспоминание о будущем» (ФРГ), снятый по книге Эриха фон Деникена. Красивый, блистательный фильм смотрелся единым духом, однако, взбудоражив воображение, так и не дал ответа на свои многочисленные «а вдруг?», чем вызвал массу верной и неверной критики.
Критика эта, к сожалению, характеризовалась практически полным отсутствием системно-структурного подхода, намеченного уже схемой М. М. Агреста. Она сводилась к попыткам опровержения единичных фактов. Дымка мистики не развеялась, а со временем даже становилась все гуще и гуще…
И не стоит поэтому удивляться, что многие факты, давно уже объясненные, продолжают кочевать из статьи в статью, из книги в книгу. Разрозненные опровержения не в силах справиться с конгломератом неверных положений, подкрепленных излюбленным приемом полемиста-сенсационщика: отвечать своим же вопросом на свой же вопрос. И вновь закипают жаркие споры на тему: «Был контакт или его не было?» Спорит молодежь, спорит плохо. «Пришельцы есть!» – гневно кричит один и выдает… давно раскритикованные факты. «Пришельцев нет!» – возражает второй и очень неумело и неправильно эти факты «критикует». И обоим фанатикам даже в голову не приходит, что «пришельцы», возможно, и были, да только посещение их доказывается фактами совсем другими, может быть, теми, что рядом с нами с детства, а может – теми, что никогда уже не отыщутся на Земле…
1.2. Космические обноски
Разговор пойдет о возможных палеовизитах и палеоконтактах, то есть о прошлом нашей планеты. Поэтому не будем говорить о НЛО (Неопознанных Летающих Объектах), ААЯ (Аномальных Атмосферных Явлениях) и радиоперекличках с иными цивилизациями космоса. Ограничимся предметами, менее труднодоступными: непонятными сооружениями, конструкциями, изображениями.
Свидетельства в пользу палеовизита поделим на прямые и косвенные. Под прямыми можно понимать обнаружение космического корабля, вездехода, запчастей, приборов и так далее. Под прямыми фактами 2-го рода – сведения о наблюдениях наших предков за деятельностью звездолетов, аппаратуры, самих инопланетян.
К косвенным – можно отнести предполагаемые следы посадочных устройств или работающих двигателей, отпечатки подошв, признаки обработки различных предметов разнообразными инструментами. Косвенные свидетельства 2-го рода – это «следы следов», то есть легенды о странных находках, не сохранившихся до наших дней, затерянных и исчезнувших.
Есть интересные системы знаний: индийская йога, тибетская медицина, китайское иглоукалывание и прочее. Кое в чем они обогнали даже современную науку. Обогнали – да, но каким образом? Знания древних накапливались эмпирически, хаотично, методом «тыка». И если не выпячивать успехи, выяснится, что и ошибок было вполне достаточно. В иглоукалывании, например, до Хуанфу Ми (256 г.) не было никакой системы, в траволечении до Ибн Сины (Х век) тоже, аналогично и во многих других случаях.
Пример любопытной подборки эмпирических фактов – «поразительные» астрономические познания догонов. Согласно сообщению французского этнографа М. Гриоля, они довольно хорошо понимали окружающий мир: знали о спиральной форме Галактики, о строении Солнечной системы, о спутниках Юпитера, о системе Сириуса и тому подобном. Резонно возник вопрос: а вдруг это – то самое, «опережающее» знание, ниточка от клубка, спрятанного где – то на небе…
Однако в мифах догонов вскрывается точка зрения явно земного наблюдателя, хотя, несомненно, весьма внимательного. И речь, таким образом, идет не о высоких знаниях космических пришельцев-филантропов, а об астрономических наблюдениях самих догонов. Причем они, скорее всего, оптическими приборами не пользовались: то, чего современные астрономы достигают многократным увеличением объекта, в прошлом нередко разрешалось благодаря остроте зрения отдельных людей. Тончайшие миниатюры, выполненные без увеличительного стекла на рисовых и маковых зернышках, – пример возможностей человеческого зрения. Примечательно, что красный свет, кислый вкус, некоторые запахи, гипнотическое состояние, особые физические упражнения – все это способно увеличить его остроту.
Неоднократно утверждалось, что в основе познаний догонов – контакт с пришельцами из системы Сириуса. Но большинство их предполагаемых астрономических открытий доступно даже слабенькому театральному биноклю. В частности, догоны знали лишь о четырех спутниках Юпитера – самых крупных. Им были известны лишь основные планеты, знакомые всему античному миру, об Уране, Нептуне и Плутоне они и не подозревали. И если кольцо Сатурна они вроде бы обнаружили, то наличие спутников у этой планеты осталось для них сокрытым. А то, что догоны якобы знали о колоссальной плотности Сириуса B, вызывает у специалистов сомнения: соответствующий термин их языка указывает, скорее всего, на видимые с Земли размеры звезды.
То, что Солнце и Луна находятся к нам ближе, чем звезды, было известно и древним астрономам Европы и Азии. Неудивительно, что «пупом мира» был избран именно Сириус: хотя и далекий, тем не менее самый яркий. И «сириусоцентризм» догонов – это всего лишь вариант космологии, один из многих возможных, примечательный лишь тем, что значительно совпал с реальностью. Ранг загадки, таким образом, резко упал. Из «косической» она стала земной…
Давайте же рассмотрим основные примеры, которые до сих пор нередко вспоминают как прямые свидетельства посещения нашей планеты космическими гостями.
2.1. Взрыв над тайгой (Тунгусский объект)
Не счесть экспедиций, организованных после публикации рассказа А. П. Казанцева «Взрыв» (1946), в котором выдвигалась версия об инопланетном звездолете, потерпевшем аварию при посадке.
Рано утром 30 июня 1908 года загадочный космический объект ворвался в земную атмосферу над Минусинским краем. От страшного удара были разбиты пастушеские шалаши и чумы эвенков в 30 км от места взрыва. Вертикальный столб дыма видели за 450 км. Число гипотез относительно природы Тунгусского объекта перевалило за сотню, однако единого мнения до сих пор нет.
Разумеется, из-за отсутствия полной информации полностью опровергнуть гипотезу А. П. Казанцева на данном этапе нельзя. Однако предположение о кометном происхождении «тунгусского дива» представляется более обоснованным. Вероятно, результаты, полученные станциями «Вега-1», «Вега-2» и «Джотто» в марте 1986 года (посланные к комете Галлея), помогут сделать окончательный выбор.
2.2. Стёклышки с луны (Тектиты)
В период вспышки «пришельцемании» в центре внимания приверженцев гипотезы «палеовизита» очутились так называемые тектиты – в них содержатся радиоактивные изотопы алюминия и бериллия. Термин этот был введен в 1900 году австрийским геологом Э. Зюссом (от греч. «тектос» – оплавленный). Похожие на бутылочные стекла полупрозрачные зеленые и черные образования находили на Филиппинах, в Индонезии, в Юго-Восточной Азии, в Австралии, в Чехословакии. Их форма разнообразна – полые шарики, «груши», «гантельки» и так далее. А в Северном Приаралье, в урочище Жаманшин, встречаются обожженные и переплавленные черные шлакообразные глыбы до метра в поперечнике.
Исследования показали, что образоваться в земных условиях тектиты, видимо, не могли. Это и не метеориты, и не продукт вулканических извержений. Первая из основных конкурирующих гипотез утверждает, что они родились при метеоритных или вулканических взрывах на Луне, а на Землю выпадали уже в расплавленном состоянии, образуя своеобразные поля эллиптической формы. Согласно второй гипотезе поля тектитов возникли на Земле при взрывах гигантских метеоритов, астероидов или комет. Любопытно, что с образованием самого крупного, Североамериканского поля тектитов совпадает по времени понижение на 20° зимней температуры в эоцене. Оба события произошли около 34 млн. лет назад. Дж. О'Киф (США) предположил, что данное похолодание связано с образованием вокруг Земли тектитового кольца. Это временное украшение впоследствии частично разрушилось, частично выпало на поверхность.
Долгое время будоражил воображение и такой загадочный факт: тектиты чаще находили вблизи линий электропередачи. Но инопланетяне и здесь оказались ни при чем: просто грачи и вороны, привлеченные блеском, стаскивали блестящие камушки к местам своего отдыха…
2.3. Гвозди подземных духов (Предметы в ископаемых пластах)
И чего только, оказывается, не находили в кусках твердой породы при прокладывании шахт, тоннелей, каналов! Камень с торчащей из него золотой проволокой; кости в одесских катакомбах, обработанные миллион лет назад металлическими орудиями; стальной гвоздь в куске горной породы; «гвоздь» в куске твердого песчаника; «чуть тронутый ржавчиной» гвоздь в расколотом куске золотоносного кварца… И так далее, и тому подобное.
Примечательны следующие неблагоприятные обстоятельства для официального признания сенсационных находок:
1. как правило, они сделаны неспециалистами;
2. «гвозди» чаще всего железные и покрыты ржавчиной (а коррозия не есть признак высокой технологии);
3. описание обстоятельств находки и рельефа местности обычно отсутствует.
Думается все же, что лететь через космические бездны с аппаратурой, сделанной из примитивных материалов, – предприятие довольно рискованное. Ранг загадки падает: от космического – до чисто земного. История Земли насчитывает многие миллионы лет. На сознательную жизнь человечества приходятся лишь последние 6-7 тысячелетий. Но если путь от рубила до лазера был пройден всего за 6-7 тысячелетий, то сколько же раз, там или здесь, могли возникать и пропадать следы этих 6–7 тысячелетий? Страшно, конечно, даже представить, что когда-то могла случиться та непоправимая ошибка, которая сегодня ядерной угрозой нависла над целым миром…
Впрочем, не будем пессимистами. Гвоздеобразные предметы могут возникать и без человеческого участия, чаще всего за счет особого рода кристаллизации природных расплавов и растворов. Можно «притянуть за уши» и так называемые фульгуриты («громовые стрелы»), возникающие при ударе молнии в горных породах, содержащих железо (правда, фульгуриты обычно шероховаты, трубчаты, стеклообразны). Можно предложить и метеоритную версию происхождения «гвоздей»: после удара мгновенно расплавившиеся осколки метеорита вонзаются в горную породу (или, допустим, воду), заполняя своим металлом «собственноручно» созданный канал. Варианты объяснений, таким образом, есть, и не следует беспокоить «пришельцев» без особой на то необходимости.
2.4. Брелок Аэлиты (Зальцбургский параллелепипед)
Большая шумиха была в свое время поднята вокруг металлического предмета, найденного в 1885 году в куске бурого угля, добытого в Вольфзегге и известного как «Зальцбургский параллелепипед», по названию города, в музее которого он хранился.
Форма предмета, однако, не вполне соответствует этому названию. Края сильно скруглены, под «подушку», по «экватору» пролегает бороздка. Если привязать предмет, скажем, к палке, получится нечто вроде молотка (размеры примерно 67 x 62 x 47 мм, вес – 785 г).
Геолог Ф. А. Гурльт, исследовавший объект, назвал его «железным метеоритом», поскольку тот покрыт характерными (!) для метеоритного железа вмятинами. Заметим, что среди сотен тонн метеоритов, ежедневно «сыплющихся» на Землю, можно при желании отыскать и более своеобразные.
Настораживает, что снежинкоподобные Видманштеттеновы структуры на протравленном кислотой участке объекта не просматривались. Это с большой вероятностью говорит о том, что сильному перегреву он не подвергался. Под сомнением поэтому и его космическое происхождение.
А в 1973 году на острове Булла, образованном грязевым вулканом близ Баку, геолог Ю. Мамедов обнаружил вполне земные аналоги занятного «параллелепипеда». Они столь же подушкообразны, почти шаровидны, и окольцованы такой же бороздкой. Да и размеры примерно те же. Сходство многих параметров наводит на мысль об общем производящем механизме. Таковым может служить, например, кристаллизация легко остывающей оболочки, «рвущейся» по поперечнику, вокруг еще не остывшего ядра. Думается, гипотеза Ч. Форта (1920) об инопланетном происхождении параллелепипеда маловероятна.
2.5. Стрельба в неандертальца («Пулевые» отверстия в черепах)
Писателем – фантастом А. П. Казанцевым описаны находки черепов с круглой дырочкой, похожей на пулевое отверстие. Череп неандертальца с таким повреждением левой височной кости был найден в свинцовых рудниках Броккен Хилла (Родезия) в 1928 году. «Трудно предположить мистификацию – стрельбу из кольта по ископаемому черепу», – замечает писатель. Но, с другой стороны, почему бы и нет?
Биолог К. К. Флеров демонстрировал череп бизона, найденный в Якутии. Лобная кость пробита, по краям отверстия – костный валик, удостоверяющий, что рана успела зажить. Находку датируют 40-м тыс. до н. э. В принципе кость можно было пробить даже копьем, но трудно сказать, что сталось со смельчаком, решившимся на этот удар…
А есть ли природные факторы, способные создать такое отверстие без участия человека? Как ни парадоксально, одной из причин могут быть метеориты. Так, в Аргентине был найден скелет мегатерия (гигантского ленивца), убитого метеоритом почти миллион лет назад. В 1836 году в Бразилии метеоритной атаке подверглись овцы, в 1880 году в США метеорит попал в осла, в 1911 году – убил собаку в Египте. Да и к людям эти «космические пришельцы» относятся без должного почтения: в 1511 году в Милане убило двух человек; в 1823 году – нескольких в Саксонии; в 1906 году в Мексике – генерала повстанческой армии…
Есть и более поздние сообщения. Так что единичные Находки ископаемых пробитых черепов, думается, не такая уж невозможная вещь.
А ведь есть еще и молнии, и камни, извергаемые вулканами, и, прежде всего, смерчи. По данным американского метеоролога Д. Файнли, скорость ветра в воронке смерча достигает сверхзвуковых значений. После некоторых смерчей находили куриные яйца, пробитые сухим бобом так, что скорлупа оставалась вокруг пробоины невредимой. В других случаях галька прошибала оконные стекла, оставляя круглое отверстие. Тонкие соломинки насквозь пробивали доски, небольшие планки глубоко вонзались в стволы деревьев. Во время смерча в Сент-Луисе (1896) сосновая палка пробила лист железа около сантиметра толщиной. Животные, особенно стадные, гибнут во время смерча сотнями, и калечит их самым фантастическим образом. Комментарии, думается, излишни.
2.6. Следы «космических ботинок»
Время от времени в печати появляются сообщения о нахождении следов босых или обутых ног на камне (Трансвааль, Шри Ланка и т.д.). Такие камни, «следовики», хорошо известны этнографам. Как правило, они указывают на торные дороги, границы территорий, другие особые точки. Но иногда сообщается о подобных следах в ископаемых пластах. Так, А. П. Казанцев упоминает о советско-китайской палеонтологической экспедиции 1959 года, обнаружившей в пустыне Гоби след на песчанике, напоминающий отпечаток подошвы сапога.
К сожалению, известны многие десятки ископаемых существ, способных оставить такие следоподобные «(в том числе и «рифленые») отпечатки. Это, например, крупные допотопные родственники ракообразных вроде хищных птериготуса и эвриптеруса, многочисленные виды трилобитов. Передвигаясь небольшими скачками по мягкому илу (впоследствии окаменевшему), эти животные вполне могли прокладывать цепочки следов, напоминающих «гуманоидные».
Ископаемый отпечаток, искаженный и неполный (а то и оставленный неизвестным животным), вполне может сойти за долгожданный след представителя суперцивилизации. Напомним, кстати, что не так давно была опровергнута сенсационная гипотеза: человек, якобы, существовал в эпоху расцвета динозавров. В качестве основного аргумента выдвигались подозрительные продолговатые следы, оказавшиеся (при более детальном рассмотрении) либо следами более мелких динозавров, либо детенышей, либо чьих-то хвостов, либо же, наконец, просто подделкой – ямками, тайно выдолбленными в камне стамеской…
2.7. Так можно ли это считать за следы?
Подведем промежуточный итог. Прямые свидетельства палеовизита выглядят не слишком убедительно. Построим небольшую табличку. По вертикали отложим основные признаки предмета или явления: А – изготовитель; Б – материал; В – структура; Г – место расположения (или Находки); Д – момент возникновения объекта. По горизонтали: 2.1 – Тунгусский объект; 2.2 – тектиты и так далее.
Теперь же сыграем в «крестики-нолики». В случае «ЗА» пришельцев ставим крестик, в случае «ПРОТИВ» – нолик, а если данных недостаточно – точку. Изготовителю ставим «+», если возможно только искусственное происхождение предмета, и «0» – если он легко может образоваться естественным путем. В этой строке у всех наших объектов, кроме Тунгусского – одни нолики… Во второй строке – материал. Если он в природе не встречается (пластик, композит, сплав), смело ставим плюс, если же явно примитивен (камень, кость, железо, золото) – ноль. Дальше – структура. Если конструкция объекта сложна, ставим плюс, если явно проста – ноль. Сложного у нас, к сожалению, ничего нет. Четвертая строка – место. Если на месте появления объекта жили люди – ноль; если же предмет явно искусственный, а люди не жили – непременный плюс, о если ничего не известно – точку. Именно точками и приходится заполнять всю эту строку. Наконец, последняя строка, время. Если к моменту появления объекта человек еще не произошел – плюс, в противном же случае придется поставить ноль: как знать, вдруг кого-нибудь занесло сюда с этими непонятными орудиями?
Посчитали?
Разумеется, количество рассматриваемых признаков и объектов при желании легко увеличить, пока же мы имеем в основном одни точки да нолики!
Само собой, никаких сомнений бы не осталось, найдись где-нибудь в пластах мезозоя радиопередатчик с горошину величиной, прикрепленный к рогу, скажем, ящера трицератопса. Устройство это получило бы, естественно, исключительно плюсы. Однако в наших находках не наблюдается пока ничего суперсовременного. Поэтому стоит напомнить еще о паре «свидетельств».
Это, в частности, «химические формулы», начертанные на скалах, по берегам уральских рек. «Писаницы» эти до деталей напоминают рыболовные снасти современных браконьеров (в давние времена, впрочем, вполне «законные»): вентеря, морды, – да и выполнены краской довольно первобытной: охрой, видимо, замешанной на крови. У инопланетян, даже потерпевших аварию, нашлось бы, надо полагать, что-нибудь более «модерновое». Известно также сообщение Э. Деникена о будто бы найденных в Китае 716 гранитных тарелках, толщиной два сантиметра, укрепленных «особым облучением». На тарелках была рассказана история некой межзвездной экспедиции, о том, что «они умирают, что их корабли разрушились…» Почему тарелки именно из гранита, чем же их облучали, ежели все разрушилось – непонятно вдвойне, если вспомнить, что об этих тарелках Э. Деникен рассказал А. П. Казанцеву, на которого затем, по прошествии времени, сослался как на автора данного сообщения, перевернув таким образом все с ног на голову.
3. С кем встречались наши предки? (Зарисовки «пришельцев»)
Следовать классификации, установленной в предыдущем выпуске, не так легко, как хотелось бы. Усложнять же ее не имеет смысла. А разговор сейчас пойдет о «прямых фактах 2-го рода», то есть о наблюдениях наших предков, которые» документально «зафиксированы, дожили до наших дней и ныне причисляются» пришельцелюбами «к предполагаемым доказательствам палеоконтакта.
Действительно, если нам с контактом не повезло, могло повезти нашим предшественникам. Сторонники гипотезы палеовизита постарались собрать некоторые данные о том, как могли выглядеть гости из космоса. А насколько удачно зто у них получилось, сейчас увидим.
3.1. «Атланты» (Изображения толтеков)
Речь пойдет не о жителях Атлантиды, а всего лишь о статуях и изображениях американского народа «толтеки» (Мексика, IХ век н. э.). Э. Деникен считает их изображениями инопланетных астронавтов («Воспоминание о будущем»). Он пишет:
«Что-то здесь не так… На груди у них какие – то странные пластины, явно технического характера, а в руках – неизвестное космическое оружие!»
Не менее странно, на его взгляд, выглядел «загадочный воин Теотиукана» (III-VII вв. н. э., Мексика). По мнению Э. Деникена, его шлем имел прорези для глаз. Добавьте сюда облегающий костюм и непонятную обувь. Все признаки космонавта…
Действительно, взглянув на рисунки, трудно отделаться от мысли: «Что-то здесь не так…» Шлемы с прорезями, щиты в руках явно напоминают обычнейшие воинские доспехи, как, впрочем, и нащечные пластины, предохраняющие от удара. Налобные и нагрудные пластины также, вероятнее всего, являются защитными и одновременно служат украшениями. По словам археолога Х. Акоста (Мексика), они представляют собой «стилизованное изображение бабочки», символа бога дождя и воды Тлалока, являющегося «по совместительству» повелителем громов и молний. Носить символы столь грозного бога было, видимо, весьма почетно.
На головах у «пришельцев», разумеется, не антенны, а разноцветные перья. В ушах не наушники, а крупные серьги. У некоторых фигур в руках пучок дротиков и копьеметалка, «атл-атл», как ее называют индейцы науа. «Хитроумное орудие, которое в историческую эпоху нередко превращалось в подлинное произведение искусства», по словам историка Д. М. Соди (Мексика). Кроме того, ноги «инопланетян» почти босы, а вокруг щиколоток одного из них, словно портянки, намотаны две крупные змеи, явно гремучие, так как отчетливо видны характерные четкообразные погремушки. Можно подозревать, что погремушки ритмично щелкали при каждом шаге, устрашая врагов…
3.2. Люди-птицы и крылатые люди («Летающие» существа)
Немало свидетельств «пришельцеведы» черпают в рисунках и статуях людей-птиц, с крыльями вместо рук, или же крылатых людей с непонятными крылышками за спиной. Кто они? Неужели пришельцы?
Подобных образов невероятно много, и разобраться со всеми мы просто не успеем. Поэтому приглядимся внимательно хотя бы к некоторым. Вот изображение человека с головой орла и руками-крыльями. Однако это, видимо, не «астронавт» – у него обнаженные босые ноги, напряженные мускулы икр. Орлиная голова, возможно, обозначает маску: таковые (звериные и птичьи) были некогда распространены на разных континентах, да и сейчас встречаются в ритуальных танцах и карнавалах. Не исключено, что и головы сокола, ибиса у богов древних египтян Хора и Тота тоже маски, использовавшиеся жрецами, скрывающими свое лицо во время таинств.
Другой пример: фигурка культуры Тайрона из Латинской Америки. Сзади у нее – крылышки, но опять же голый животик и голые ножки. И это никакой не «астронавт». Хотя как знать, может быть, дельтапланерист? Третья фигурка, найденная в Великом Храме Теночтитлана (столицы государства ацтеков, на месте современного Мехико). За ее спиной – то ли плащ, то ли накидка, то ли действительно крылья. Но это тоже не звездолетчик, а воин ордена Орлов: ацтекские воины объединялись в два ордена – Орлов и ягуаров. С крыльями и птичьим хвостом изображались скороходы культуры Мочика. Крылья Орлов и крылоподобные украшения крепили средневековые рыцари на седлах своих коней, у себя за спиной.
Крылья – непременный атрибут статуй сфинкса, чудо – зверя с ликом женщины и туловищем львицы. Изображалась в виде человека с крыльями (или птицы с человеческим туловищем) священная птица Гаруда, на которой летал индийский бог Вишну. Крылаты идолы североамериканских индейцев, ангелочки в Библии, даже сирены на иллюстрации к «Одиссее»: они парят над кораблем. За изготовлением крыльев застаем мы Икара и Дедала на другом древнегреческом изображении. В крыльях мы ищем символы космического, но здесь же, рядом, – голые туловища, набедренные повязки, лук и стрелы. Нередки примеры того, что в психологии называют «агглютинацией» – соединением частей, присущих двум реальным, но разным объектам. Русалка, сфинкс, кентавр появились благодаря этому приему.
Крылья весьма обычны для различных аллегорических изображений: Поэзии, Славы, Победы (напомним, «аллегория» – иносказание, предметное отображение некоего абстрактного образа). Такие рисунки – на амфорах, блюдах, в стенной росписи – были распространены в Древней Греции. С крыльями изображались, например, Смерть и Сон, несущие тело павшего под Троей воина Серпедона. Крылата богиня победы Нике и многие другие персонажи мифов. В мифологии вавилонян крылья за спиной имели Мардук, Тиамат, демон Лабарту и другие.
Случается, мы видим на рисунках людей, летящих на птицах. Если это не сказка и не инопланетные летательные аппараты, то что же?
Возможно, это планеры, сделанные по птичьему «образу и подобию», но, может быть, и сами птицы. Палеонтологам известны ископаемые представители орнитофауны с размахом крыльев в 6-8 м (в Аргентине), но дожили ли они до появления человека? Впрочем, и несколько современных крупных Орлов, будучи прирученными, могут вознести человека. Кстати сказать, в одной сказке Древнего Востока падишах отдал невозможное поручение – построить дворец в воздухе. Герой сказки с легкостью взялся за дело: он приручил Орлов, которые, по четыре, поднимали ковер с сидящим на нем мальчиком высоко в воздух. Мальчик громко кричал: «Давайте сюда кирпичи!» Но так как сделать этого уже никто не смог, глупый и жестокий падишах был обманут…
Возможно, что так же обманываемся и мы по части палеоконтактов. Но будущее покажет.
3.3. Жил-был Бог Марсиан (Фрески Тассили)
Одной из излюбленных иллюстраций к заметкам о «космических пришельцах» является наскальное шестиметровое изображение «Великого Бога Марсиан», напоминающее человека в скафандре. Выглядит оно достаточно привлекательно и до сих пор с успехом венчает заставку рубрики «Что за сенсацией?» журнала «Наука и религия». История проникновения этого рисунка в пришельцелогию следующая.
В 1957 году француз Анри Лот начал исследования в местечке Тассили-н-Аджер (пустыня Сахара, Алжир), где были обнаружены наскальные изображения людей, слонов, жирафов, антилоп, быков. Особенно много было стилизованных рисунков ранних периодов, где люди изображались упрощенно, без выделенных черт лица. А. Лот писал: «Само по себе изображение очень примитивно. В центре круглой головы – двойной овал. Мы наделяем обычно такой внешностью марсиан. Марсиане! Какое название для сенсационного репортажа!»
Предложение о «репортаже» пришлось по вкусу. Шутку восприняли всерьез. Так возникла гипотеза о «Великом Боге Марсиан»…
Взглянем, однако, на более подробные рисунки. Действительно, есть круглая, как шлем скафандра, голова, и как бы «щелевидные прорези для глаз». Но есть и типично первобытные атрибуты: бахромчатые браслеты на руках и ногах, лук в руке, привязанный сзади хвостик, оголенная тыльная часть тела. При взгляде на другие рисунки становится все более очевидным: «прорези» – это обозначение какой-то маски, шапки, татуировки на гладко выбритой голове или просто… прически!
Последнее особенно примечательно. Щелевидные «прорези» на голове имеются лишь у женских особей «пришельцев». В Северной Африке и по сей день волосы у женщин очень часто туго стягиваются прядями, образуя на голове» клеточкообразный «безволосый пробор, в точности напоминающий» прорези «на голове «бога марсиан». «Спереди волосы тоже разбирают пополам и заплетают на три толстые косы, завязанные вместе и ниспадающие справа и слева», – пишет один из исследователей Сахары А. Гаудио.
Впрочем, некоторые рисунки еще экстравагантнее. Здесь поверх круглого шлема (как мы выяснили – головы) высятся непонятные предметы, на манер дачной телеантенны. Подобный рисунок, вырванный из контекста, то есть взятый отдельно от прочих, действительно производит странное впечатление. Однако «марсиане» с антеннами ведут себя уж слишком по-человечьи: пляшут, ходят гуськом. У многих обнаженная женская грудь, выделенные бедра, ожерелья, браслеты, набедренные повязочки. Всё указывает на то, что «марсиане» тоже, люди, а предметы над их головами не антенны, а кувшины или корзинки, которые и ныне виртуозно носят на голове жительницы Азии и Африки.
3.4. Отчего зажмурились «догу»? (Статуэтки «догу»)
В качестве скульптурного портрета инопланетных «палеовизитеров» нередко демонстрируются керамические статуэтки довольно своеобразного вида – «догу». Относятся они к эпохе неолита (IV-XI вв. до н. э.) периода «дземон», что в переводе означает буквально «веревочный узор», так как изделия того времени нередко украшались подобным орнаментом. Некоторые исследователи считают их создателей предками такой народности, как айны.Японские историки и искусствоведы, как, например, Иэнага Сабуро, относят период дземон к первобытной японской культуре. Более убедительна, однако, первая точка зрения.
Догу – крупные, с крутыми ножками, фигурки, похожие на укол, – одеты, по мнению «пришельцелюбов», в скафандры, с заклепочками, ремешками, лючками, расписанные спиралями галактик, а на их голове – «шлемы» с крупными щелевидными очками и фильтрами для дыхания. Щелевидные глаза приятно напоминают фрески Тассили…
Костюм статуэтки, впрочем, больше смахивает на расписную малицу с унтами или халат с шароварами. Да и многие статуэтки гораздо «человечнее». Кроме щелевидных («восточных») глаз, у них имеются носик, ротик, женская грудь, широкие бедра, пальчики на ручках. Женские признаки просматриваются у большинства известных статуэток. Вполне вероятно, это указывает на период матриархата, когда с образом женщины связывали зарождение, плодородие, жизнь.
Если исходить из «айнской версии», то легко понятны и «спирали галактик». Это всего лишь вышивка одежды, раскраска тела или татуировка, означавшая… змею. Змея, или «чуф-камуй» («владетель светила»), считалась у айнов хозяйкой Солнца. Змея, свернутая спиралью, означала солнечный диск, ползущая зигзагом символизировала молнию. Спирали характерны для многих солярных (солнечных) культов разных народностей.
А щелевидные глаза? Это, видимо, лишь прием художника, для повышения выразительности. Глаза-щелки отмечены у статуэток из Алтын-Тепе (Туркмения), Ифе (Судан), Ур (Междуречье) и других мест. Некоторые же исследователи, возражая против «пришельцев», выдвигали версию солнцезащитных и снегозащитных щелевых очков из коры, применяемых в Монголии, Тибете, на нашем Севере.
3.5. Марсиане с перьями (Головные уборы и антенны)
Намеки и полунамеки, которые бросает иной автор в своих работах на тот или иной факт, «касающийся» инопланетных палеовизитов, неизбежно запутывают читателя. Недоговоренность эта, которая, к сожалению, порой неизбежна (не станешь же по сто раз повторять одно и то же), опять же неизбежно приводит к «космическому мистицизму». Фактов непонятных, недопонятых, непроверенных оказывается слишком много. Это вовсе не так безобидно, как кажется. Необъясненность и недообъясненность приводят к убеждению в необъяснимости и необъясняемости.
Некоторые источники сомнительных фактов, к счастью, достаточно хорошо известны. Это, в частности, один из наибольших активистов по части «пришельцев», Эрих фон Деникен, автор бестселлеров «Воспоминание о будущем», «Назад, к звездам», «Колесницы богов?» и прочих. Он не фальсификатор, но человек, по-видимому, чересчур увлеченный.
Одного из пришельцев Э. Деникен «нашел» на серебряной чаше из Гинденструпа (Дания), где изображен человек со змеей в руках и разветвленными «антеннами» на голове. Рядом, заметим, изображен олень, точь-в-точь с такими «антеннами». Астронавт не кто иной, как кельтский бог Кернуннос, чьим символом, и был олень. К «космическим» была отнесена аналогичная фигура из Валь-Камоника (Италия). Примечательно, что к «пришельцам» не была отнесена всемирно известная фигура «колдуна» из пещеры «Трех братьев» (Франция), покрытого, видимо, шкурой оленя с рогами. Кстати сказать, оленьи, козьи, коровьи рога широко используются в празднествах разных народов. Плясуны рядятся в костюмы и маски духов, дивов, дэвов, быков, страшных чудовищ. Ряженными» козой «плясали скоморохи на Руси и дервиши в Средней Азии.
Общеизвестны ритуальные пляски различных племен в красочных перьевых головных уборах. Перышко в шляпе охотника – дальний отголосок этой «привычки». А на стилизованном рисунке перо неотличимо от антенны. Это удобно. Поэтому в астронавты попало, скажем, изображение из Иньо (Калифорния, США), с доброй дюжиной толстых антенн, хотя и с типично «индейским» зигзагообразным рисунком на туловище. В «звездные гости» были записаны восьмиметровые рисунки из Бразилии, в которых, однако, явно проглядывают типичные украшения рук и головы южноамериканских индейцев. Сюда же, к «четырехантенным», к которым Э. Деникен питает особую любовь, можно отнести «плывущую фигуру» из Тассили, где на голове… четыре обычные тонкие косички (здесь любопытна, правда, вздутость руки, напоминающая симптомы «слоновьей болезни», то есть это не рукав скафандра). На рисунках из Австралии у двух ухмыляющихся пришельцев явно человеческие ноздри и типичная для диких племен раскраска туловища.
В эту же группу попадает любимец японских фантастов «камышовый человек» («каппа»), прячущийся от людей под водой. На ногах «каппы» – ласты, на руках – плавательные перчатки. И то и другое издавна применялось в южных приморских странах и было описано еще Леонардо да Винчи. На «каппе» – простейшие плавательные очки, схожие с теми, что употреблялись сборщиками кораллов Средиземноморья (ХVI век). Примитивная дыхательная трубка явно говорит о сухопутности «каппы». «Антенны», сильно напоминающие тонкие косички, предполагают человекообразность, наводя на мысль о японских искательницах жемчуга, ныряющих нагишом и, естественно, стремительно удирающих при виде посторонних людей…
Одним из признаков космонавта в скафандре является защитный шлем. Возьмем, однако, «отца ужаса», сфинкса Хафра в Гизе или золотую маску Тутанхамона. Что это за странные выступы по бокам головы?! Да неужто это шлем скафандра, с убранным лицевым стеклом?! Увы, предполагать можно все, что угодно, однако это всего лишь «клафт», головной платок, подобный тому, что носят мужчины в арабских странах.
Фантазировать можно бесконечно. Что за сложные головные уборы носят боги Сохмет, Хатхор, Ра и, опять-таки, фараон Тутанхамон? Явно неземные! Антенны – крючковидные палочки, отражатели – продолговатые выступы, локаторы – диски? Если особо не «копаться», то и не выяснится, что «отражатели» – просто крупные перья, «локаторы» – символические изображения Солнца, «антенны» – либо витые бараньи рога, либо причудливо переплетенные хвосты и головы среднеазиатских кобр («уреев»). Подобные же «шапки», кстати, наблюдались и у персов, скажем, на гробнице царя Кира… Так что «астронавтов» найти несложно. Надо лишь поискать…
3.6. А был ли он человекоподобен? (Многорукость и пр.)
В сочинениях писателей-фантастов мы встречаем инопланетян самого различного облика. Гигантские и миниатюрные, безрукие и многоногие – каких только нет. Впрочем, обратившись к тератологии (от греческого «терас» – чудовище), мы найдем немало удивительного. Вспомним культуры Восточной Азии. Многоликость и причудливость здешних религий неизменно поражали европейца. Непонятно и странно выглядят, скажем, боги буддизма и индуизма (Будда, Кали, Шива и прочие), многорукие, словно люди-осьминоги. Подобную многорукость можно воспринять как символическое «многодеяние», а многоголовость как, например, «всевидение» и «всезнание». Но вдруг это не просто символ?
Чем являлась, скажем, четверорукая богиня Кали, покровительница грабителей и убийц, – чистой фантазией, символическим образом или же отзвуком реального явления? Как ни парадоксально, но вполне возможно последнее. Нет ничего невозможного в рождении многоруких и многоголовых людей. Более того, вполне допустим факт использования таких единичных случаев древним жречеством – для запугивания народа и правителей, для укрепления своей власти. Впоследствии это могло привести к появлению чудесных сказаний и легенд, причудливых статуй и барельефов.
В истории человечества медикам известны десятки и сотни случаев рождения детей с какими-либо нарушениями: волосатых, чешуекожих, хвостатых, одноглазых, четвероногих, четвероруких и так далее. Так, в Шотландии, например, зафиксирован случай с одним юношей, у которого на совершенно сросшемся, едином туловище располагались… две головы!
Подобная внешность просто шокировала окружающих. Вдобавок обе половины знали много языков, были хорошими музыкантами, но нередко обнаруживали противоположные желания и часто ссорились.
В 1965 году (№8) журнал «Техника – Молодежи» описывал девочек-близнецов с двуногим туловищем, действующим как один организм. Описаны также рождения и выживания «двуликих Янусов» и некоторые другие случаи. Кстати сказать, близнецов, какими бы они ни были, как правило, побаивались и считали священными (недаром им отведено место среди знаков зодиака). Не так уж редки рисунки и статуэтки двухголовых людей и животных.
И в наше время в периодической печати довольно регулярно появляются сообщения о находках в дикой природе или в сельском хозяйстве – животных с двумя хвостами (гекконы, ящерицы); двумя головами (ужи, полозы, птенцы чаек), с повышенным количеством ног и рогов (овцы, коровы). Что поражало нас, поражало и предков. В петербургской Кунсткамере, скажем, одним из первых экспонатов стал двухголовый теленок, доставленный мастеровым сестрорецкого завода И. Понружевым.
3.7. Космонавты всюду разные…
Когда мы берем в руки детский рисунок, объяснить его содержание может порой лишь автор, да и то лишь в первые дни. Сколько на Земле существует подобных, потерявших объяснение изображений, трудно даже представить. Требуя поэтому объяснения «для всего», радетели «пришельцелогии» ставят себя в очень выгодные, попросту говоря, льготные условия, поскольку опровергнуть их свидетельства зачастую почти невозможно. Сторонники логичного подхода пытаются применять «Бритву Оккама», объясняя выданный факт наиболее реальными положениями. Однако за пределами Оккамовой бритвы остается огромная зона «каких угодно» гипотез со значительно более сложным и фантастическим аппаратом. Одна из таких «запредельных» гипотез – версия «пришельцев», подключаемая к объяснению любых не очень понятных событий и явлений.
Так, скажем, во многих преданиях есть упоминание о странных людях, неведомо откуда появляющихся и вновь исчезающих. Но не надо сразу бросаться искать неземное: Земля – большая, мало кто знал тогда даже о соседних племенах и народах, не говоря уже о дальних, про которые даже в ХIХ веке сочиняли невесть что… И может быть, очень существенно, что Земля, планета наша, – круглая.
«Откуда вы пришли?… Оттуда…» – и пришелец махал рукой на Солнце, за горизонт. Для «плоскомыслящих» домоседов за горизонтом начиналось – небо! Откуда им было знать, что там, за «краем света», лежат неведомые страны и моря, города и государства… Так и рождались легенды о «Сынах Неба» или «Детях Солнца». Можно допустить, что в этих легендах нашлось местечко и инопланетянам, но чем определить критерии «инопланетности»?
Вспомним, как встречали путешественников-европейцев, какие чудеса про них рассказывали. В диковинку и на ужас всем, были даже обычные лодки и телеги, лошади и собаки. Преувеличений было немало. Однако догадаться можно о многом. «Медные» и «железные» люди в сказках не скафандр инопланетян, а металл боевых доспехов.
Огонь на концах рук? Почему же сразу – лазеры? А может быть, греческий огонь – «факел»! Или сверкающий меч? Или мушкет? Вспомним Н. Н. Миклухо-Маклая, его описания, как папуасы относились к его снаряжению. Как много тогда проясняется во всех приписываемых «пришельцам» примерах!
Однако даже не это самое важное. Любопытно, а почему мы все же решили, что они – люди, как и мы? Откуда мы вдруг взяли, что они – человекоподобны и что у них – людская точка зрения? Думается, это надо подчеркнуть особо, так как все явления, события, предметы, связанные с возможными «гостями», анализировались в рамках человеческого взгляда на природу, Вселенную, контакт. А как быть с «нечеловеческими» фактами? И учитываем ли мы их?
Мы можем активно искать следы» пришельцев «и их самих, если предполагать (исходя из сообщений о НЛО), что они сосуществуют где-то рядом с нами. Вовсе не исключена возможность того, что «пришельцы» оставили где-то следы, даже намеренно, специально, даже очень значительные. Но в силу того, что земляне «не доросли» до понимания таких следов или когда-то прошли мимо (из-за слишком различных путей развития), мы, возможно, никогда не отыщем эти следы.
Но, так или иначе, мы ждем их, надеемся на встречу. Слышите ли вы нас, «пришельцы»? До встречи!
Продолжение материала
Использованы материалы сайта: http://putimaga.ru