История Науки | как человечество прокладывает дорогу в космос
История будущего: как человечество прокладывает дорогу в космос
Космическая история человечества с каждым десятилетием будет терять все больше подробностей. Чем больших успехов мы будем добиваться, тем менее значительными будут казаться очень важные достижения прошлого. Возможно, в школах следовало бы изучать не историю политических противостояний, кровопролитий и распрей, а впечатляющий путь нашего научно-технического прогресса.
Apollo
Космический аппарат Apollo – первый корабль, который доставил людей на поверхность другого небесного тела. Из-за несовершенных технологий 1960-х годов, создание Apollo было поиском очень сложных компромиссов.
Спускаемый лунный модуль корабля Apollo
Apollo состоял из спускаемого лунного модуля весом 4,8 т и 30-тонного обтекаемого командно-служебного модуля, конструкция которого сегодня служит основой для многих проектов «частных» американских космических кораблей.
Внутри спускаемого лунного модуля Apollo
Командно-служебный модуль состоял из двух частей: собственно служебного модуля и аппарата, предназначенного для возвращения в земную атмосферу с лунной орбиты на очень большой скорости – 39 000 км/ч. Служебный модуль имел мощный двигатель для ухода с лунной орбиты. В ходе миссии от командно-служебного модуля отделялся спускаемый аппарат с двумя астронавтами на борту, а третий член экипажа оставался в командном модуле на орбите. После выполнения всех задач на поверхности Луны спускаемый модуль взлетал, стыковался со служебным, и Apollo отбывал обратно на Землю.
Космический корабль Apollo
Спускаемый лунный модуль Apollo оказался невероятно надежным, а вот служебный преподносил неприятные сюрпризы: стал причиной гибели экипажа Apollo 1 и едва не погубил экипаж Apollo 13. Во втором случае людям удалось укрыться и выжить в спускаемом модуле.
Служебно-командный модуль Apollo в сравнении с другими кораблями
Полсотни лет назад Apollo был пиком технического совершенства, но очевиден огромный риск, которому подвергали себя астронавты, летая на столь примитивном аппарате с минимумом автоматических устройств и дублирующих систем.
«Венера» и «Вега»
Сегодня не все смогут ответить на вопрос: «На какую планету опустились первые беспилотные зонды с Земли»? Многие скажут, что на Марс, потому что забыли о невероятных достижениях советской космической программы, которая смогла впервые в истории посадить земную технику на планету Солнечной системы, причем не на Марс, а на Венеру.
Между 1961-ым и 1984-ым годами СССР отправил на Венеру 16 зондов, 8 из которых успешно приземлились на поверхность планеты и передали информацию. В 1985 году на Венеру успешно приземлились еще два зонда «Вега-1» и «Вега-2». Таким образом, на Венеру было совершено 10 посадок беспилотных аппаратов, а вот на Марс успешно садились всего 7 аппаратов.
Первую мягкую посадку на другой планете обеспечил 1180-кг зонд «Венера-7», сбросивший в атмосферу Венеры спускаемый 500-кг аппарат, который успешно приземлился и собрал данные об условиях на поверхности соседки Земли.
Аппарат «Венера-13» отправил на землю цветные снимки венерианской поверхности
Следующие зонды, «Венера-9» и «Венера-10», сделали первые фотографии поверхности Венеры, а «Венера-13» и «Венера-14» выполнили первое в истории бурение на другой планете.
Зонды «Вега» имели непревзойденную полезную нагрузку
Аппараты «Вега-1» и «Вега-2» также являются уникальными. Они впервые сфотографировали ядро кометы: зонды сделали 1500 снимков кометы Галлея. Кроме того, аппараты «Вега» сбросили в атмосферу Венеры два аэростата с научным оборудованием. Воздушные шары двое суток плавали в атмосфере Венеры на высоте 54 км, собирая бесценные данные о другой планете. Пока это единственные аэростаты, которые работали за пределами Земли, на другой планете. Кроме того, зонды «Вега» сбросили спускаемые аппараты, которые успешно приземлились на поверхность Венеры и проработали около 20 минут.
Схема полета аппаратов «Вега»
Аппараты серии «Вега» были тяжелыми «монстрами» весом почти 5000 кг. Для сравнения, современный (запуск 1997 г.) самый крупный американский зонд Cassini весил при старте 5712 кг.
Сотни дат и названий
Все это лишь крохотная часть огромного опыта освоения космического пространства. Сотни проектов, имен, миссий, тысячи открытий и десятки уникальных машин с «невозможными» характеристиками – все это наш путь в космос. Будем надеяться, что в конце концов этот путь станет важнее политических игр, экономических статистик и обеспечит человечеству золотой век мира и изобилия.
Владимир Никитин
Источник: http://rnd.cnews.ru/liberal_arts/reviews/index_science.shtml?2013/07/06/534634