Главная Карта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Наше Наследие Исследователи природы Полевые рецепты Архитектура Космос


Репортажи | Самарканд шаги истории

Самарканд


Самарканд История Фото


Города, подобно людям, имеют свое неповторимое лицо, свое сердце, свой характер, свою жизнь. Таков и Самарканд - один из древнейших городов мира.


Как и другим первым очагам человеческой цивилизации, - Вавилону и Мемфису, Афинам и Риму, Александрии и Византии - Самарканду суждено было пережить бурные события и потрясения.


История Самарканда уходит в глубь тысячелетий. Археологические находки и летописные труды очевидцев и древних историков позволили установить с полной достоверностью, что человек жил на территории современного города за много тысячелетий до начала нашей эры. Всего несколько лет назад археологи обнаружили следы стоянки верхнего палеолита в самом центре Самарканда - в Ивановском парке, расположенном на крутом берегу глубокого сая, пересекающего город. Археолог Д. Н. Лев, открывший до этого стоянку первобытного человека в пещере Аман-Кутан к югу от Самарканда, исследовал и описал Ивановское поселение и большое количество найденных там орудий из кварца и кремня, а также костей животных и датировал их.


В настоящее время стали известны и более поздние памятники первобытного общества, найденные недалеко от Самарканда. Исключительный интерес представляет богатое погребение эпохи бронзы. Его обнаружил в местности Муминабад рабочий совхоза Мирза Ташев. Копая в апреле 1964 года лунки для посадки виноградных черенков, он неожиданно наткнулся на человеческие кости и погребальную утварь, состоящую из глиняного сосуда и бронзовых украшений. Изучение захоронения дало возможность археологам придти к выводу, что в Муминабаде была похоронена женщина, жившая в ранний период так называемой андроновской культуры, относящейся к концу первого и началу второго тысячелетий до нашей эры. Об этом свидетельствуют найденные здесь серьги в виде колокольчиков, браслеты, большие бронзовые кольца, бронзовое же зеркало, около тысячи уникальных бусин и другие предметы, характерные для эпохи бронзы. Чрезвычайно выгодное географическое местоположение, сравнительно прохладный климат, обилие естественных источников с прекрасной водой, которую самаркандцы недаром называют "обирахмат" - "вода милости", близость гор с многочисленной дичью, протекающая рядом большая река Зарафшан, служившая издревле для сплава леса с гор,- все это обеспечивало всегда благоприятные условия для человеческих поселений в районе, где за несколько столетий до нашей эры поднялись крепостные стены, замки, величественные здания и храмы Самарканда. На его территории удалось проследить все этапы развития первобытнообщинного строя.


В исторических трудах античного времени самое раннее письменное упоминание о Самарканде - известном тогда под названием Мараканда - относится к 329 году до н. э. в описаниях очевидцев и участников завоевательных походов Александра Македонского. Уже тогда Самарканд представлял собой большой по тем временам город с многолюдным населением, развитыми ремеслами, торговлей, культурой. Он имел неприступную цитадель и внешнюю оборонительную стену длиной в 70 стадий - около 10 с половиною километров. Самарканд как город возник гораздо раньше греко-македонского завоевания и уже в эпоху подъема государства ахеменидов (VI-IV век до н. э.) представлял собою вполне сложившийся город. Поэтому "возраст" Самарканда со дня его рождения на лёссовых холмах Афрасиаба круглой хронологической датой в две тысячи пятьсот лет, хотя на самом деле он значительно старше.


Бурная, порой драматическая, и блистательная история была суждена Самарканду с первых дней его существования. Город видел на своих улицах и площадях полудиких саков и массагетов, железные "фаланги" греко-македонцев, орды жестоких каракитаев, перенес истребительное нашествие фанатичных арабских полководцев - последователей основателя исламской религии Мухаммеда. Огнем и мечом обрушились на его мирные дома кровавые орды Чингисхана. При завоевателе Тимуре Самарканд становится столицей мировой империи, простиравшейся от реки Инда до Босфора. А при великом ученом-астрономе Улугбеке город приобретает славу одного из выдающихся центров культуры и науки средневековья.


"Эдем Древнего Востока", "Драгоценная жемчужина исламского мира", "Рим Востока", "Руи замин" - "Лик земли" - такими пышными названиями наделяли Самарканд поэты, историки, средневековые географы Ирана, Индии, Китая, Византии, Египта. Бесценной сокровищницей культуры народов Востока справедливо называли и называют Самарканд.


До наших дней в Самарканде сохранились изумительные по красоте, уникальные по архитектурным формам памятники средневекового зодчества, возведенные руками трудового народа, подлинного творца истории. Самые обыкновенные, простые люди, народные таланты-умельцы, вдохновенные мастера - каменщики, плотники, штукатуры, керамисты, резчики по алебастру, по камню, по дереву, художники-специалисты по стенной росписи - трудились здесь в далекие минувшие дни, отдавая свой талант, свой пот и кровь созданию бессмертных творений, вызывающих восхищение потомков.


Архитектурные памятники Самарканда, площади, махалли-кварталы, улицы - это настоящие каменные страницы истории, перелистывая которые, мы имеем возможность углубиться в славное прошлое города. И хотя безжалостная рука времени коснулась большинства великолепных зданий, но и в наши дни творения зодчих средневековья вызывают справедливое восхищение. Мы не можем не восторгаться руинами некогда величественной мечети Биби Ханым, бирюзовым куполом мавзолея Гур-и-Эмир, неповторимыми по изяществу ансамблем Шах-и-Зинда, триадой медресе Улугбек, Шир-Дор и Тилля-Кари на площади Регистан. Эти и многие другие шедевры занимают выдающееся место в истории мировой архитектуры и по своим художественным достоинствам стоят в одном ряду со знаменитыми памятниками зодчества Египта, Индии, Ирана, античной Греции и древнего Рима.


Не менее славен Самарканд своими прикладными искусствами: стенными росписями, резьбой по ганчу и дереву, чеканкой по металлу, ювелирными изделиями, художественными шелковыми и золотыми вышивками, ковроделием и шелкоткачеством. Самаркандские золотые и серебряные ожерелья, серьги, браслеты, медные тончайшего орнамента кумганы, глиняные расписные блюда, атласные сюзане-гобелены, шелковая самаркандская бумага, стрельчатый изумительных расцветок ханатлас, художественно расшитые тюбетейки, юфтевая обувь широко были известны в странах Востока и Запада. Самаркандская художественная керамика, радующая глаз своим затейливым, но строгим рисунком, чистотой тонов и совершенством формы, славилась далеко за пределами Средней Азии. Изделия самаркандских мастеров художественных ремесел и поныне украшают залы многих музеев в разных странах мира.


До чингисхановского погрома Самарканд был знаменит своим, едва ли не единственным в Азии, водопроводом, по свинцовым трубам которого горожане снабжались холодной, кристально чистой водой, какой не знали жители даже самых крупных городов средневековой Европы.


Историки и географы прошлого сообщают, что улицы и площади Самарканда были вымощены камнем за многие столетия до того, как мостовые вообще появились в Париже и Лондоне. И эти свидетельства подтверждены новейшими археологическими изысканиями на афрасиабском городище, где располагался шахристан Самарканда.


Тончайшая, своебытная настенная жанровая живопись, обнаруженная во время последних раскопок в Самарканде, а также керамические изделия и глиняная скульптура свидетельствуют о том, что уже тогда город был богат незаурядными и даже выдающимися талантами. В своих творениях художники добивались поразительного совершенства рисунка, легкости и живости расцветок, изящества и продуманности орнаментальных узоров. Свои керамические изделия, стены домов, панели дворцов правителей, потолки храмов они расписывали удивительно тонко цветами, побегами, листьями, а нередко и стилизованными изображениями диких зверей, птиц, рыб, часто фантастическими. До того времени, когда в Самарканде вместе с арабскими завоевателями утвердилась мусульманская нетерпимость, категорически воспрещавшая изображения живых существ, самаркандские скульпторы создавали изумительные изваяния людей и животных. Путешественники тех далеких времен, посетившие Самарканд, рассказывают, что его площади и уличные перекрестки были украшены вырезанными из дерева "...удивительными изображениями коней, быков, верблюдов и диких коз. Они стоят друг против друга, будто озираются и готовы кинуться в бой или ввязаться в драку".


По свидетельству тех же очевидцев имелись в Самарканде также статуи из мрамора, бронзы, гипса. Остается лишь пожалеть, что уже много веков назад эти скульптуры были разрушены и уничтожены мусульманскими мракобесами. Однако, судя по последним открытиям великолепных скульптур в южном Узбекистане, археологи не теряют надежды, что такие же скульптурные произведения будут обнаружены и под лёссовыми холмами городища Афрасиаб.


Уже в самых старинных исторических документах и летописях Самарканд прославляется как средоточие научной мысли и высокой культуры. История города связана с именами выдающихся ученых и поэтов Востока - Рудаки, Алишера Навои, Джами, и, особенно, вошедшего наравне с Птолемеем, Галилеем, Джордано Бруно, Коперником в историю астрономии мученика науки выдающегося ученого Улугбека. Именно в знаменитой обсерватории, возведенной на холме на берегу канала Сиаб на окраине Самарканда, была собрана плеяда крупнейших представителей прогрессивной научной мысли; в их числе ученые с мировыми именами Гияс-ад-дин Джемшид Каши, Муин-ад-дин Казы-заде Руми, Али Кушчи. Именами их по праву гордятся народы Востока.


На протяжении веков древний город постоянно вовлекался в водоворот бурных, порой трагических событий. Периоды блестящего расцвета науки, культуры, искусства, ремесел, торговли сменялись под ударами полудиких, алчных захватчиков полным упадком. Бывали десятилетия, когда Самарканд лишался почти всего населения, и шакалы выли по ночам на некогда многолюдной площади Регистан. Но могучие жизненные силы вновь пробивались на поверхность, и город Фениксом вставал из пепла.


Источник






Яндекс.Метрика    сайт:  Комаров Виталий