Главная Карта сайта
The English version of site
rss Лента Новостей
В Контакте Рго Новосибирск
Кругозор Наше Наследие Исследователи природы Полевые рецепты Архитектура Космос


Экспедиции | Монголия 2010 | Хубсугул и дорога домой...

Часть 0 1 2 3 4 5
alex_dfg October 18th, 2010


Озеро Тэрхийн Цагаан НуурМурен – Хатгол – Озеро Хубсугул – Ханх – Монды – р. Иркут (Саяны) – оз. Байкал – Иркутск – Красноярск – Дивногорск (Красноярская ГЭС) – Кемерово – Новосибирск – Омск – Тюмень – Екатеринбург – Пермь – Ижевск – Казань – Чебоксары – Нижний Новгород – Москва



Обогнув озеро по северному берегу уходим на север в сторону Жаргаланта. Дорога, на удивление, значительно лучше федеральной. Хребет Тарбагатай, долины рек, перевалы, хвойные леса.



Кажется дождь собирается. Причудливые формы «вымяобразных» облаков (Mammatocumulus).



Всё чаще и чаще рядом с юртами появляются рубленые дома, на крышах которых растёт трава.



Отлично накатанная дорога расходится на несколько колей. Они ведут через лиственничный перелесок по зелёной травке. Идиллия, да и только! Вот в расслабленно-умиротворённом состоянии мы и влетели в ручей-болотинку, который оказался как раз в размер Патруля. Запоздалое воспоминание о полном приводе, пониженной передаче, блокировках не помогло. Мы продвигались исключительно вниз.



Есть деревья и лебёдка! Двое монголов с интересом следили за нашими телодвижениями, особый интерес вызвала лебёдка. Пара взмахов лопатой, фонтан грязи и мы на свободе. Теперь каждый затормозит перед этой засадой, после нас осталась огромная яма :-).


Жаргалант. Есть ДТ (1545= самая высокая цена на нашем пути). Основная достопримечательность - «пьяный» мост:



Перед въездом стоит знак ограничения массы 1,5 тонны.А мы весим все три…. «Чего смотреть! Надо ехать!» Вдохнув на одном берегу, выдохнули только на другом! Остановились рассмотреть это чудо поподробнее. В голове пролетали идиотские кадры: как простояв пару секунд после нашей переправы, мост складывается как карточный домик. Легко смеяться на этом берегу ;-) На той стороне было не до смеха.
Погода меняется каждые 15 минут, то дождь, то солнце!



Цветение



Культовое сооружение или могильник (?)



Радуга. Мы видели начало и конец радуги от земли до земли! Открыв рот, стояли и любовались, а когда вспомнили про фотоаппарат - она стала «уползать» за гору.



На следующий день погода катастрофически испортилась: небо заволокло облаками, температура 4 градуса, идёт промозглый дождь.
Могильный камень, на заднем плане древние курганные захоронения (недалеко от Мурена)



В Мурене, на заправке Петровис, ремонтируем колесо (камеру разорвало в клочья). Заправляемся самым дешевым на маршруте топливом (1350=), покупаем водку «Чингисхан» на сувениры.


Отель "50°100°" в Мурене



Просторы



Перед Хатголом шлагбаум – въезд на территорию Хубсугульского национального парка. Покупаем билеты 3000 тугриков с человека +1000 с машины. Не доезжая до города уходим на дорогу к границе. Буквально через несколько километров получаю вопрос «Ты уверена, что эта дорога к границе??? Следов практически нет!». Да, уверена. В путеводителях обещают 180 км. веселья на которые уходит 1-2 дня.



На самом деле стандартная лесная дорога. Полный привод мы включили только из-за того что прошёл дождь и на скользкой дороге машина на скорости норовила улететь с дороги.


А вот эта машина все-таки слетела с дороги на подъеме на перевал. По краям образуются коварные промоины и своими силами выбраться тяжело. Мы появились вовремя и монголы с облегчением отложили лопату.



Дорога идёт вдалеке от озера, и как только она выходит на берег залива Хубсугула, мы решаем разбить лагерь: вид красивый, дров навалом. Но пока ещё не понимаем слов монголки «Хубсугул - самое красивое место в Монголии!». Дождливая погода нагоняет грусть-тоску - так неохота расставаться с такими видами!



Если вчера облачность скрыла от нас красоту Хубсугула, то сегодня мы просто поражены:



Хубсугул расположен на высоте 1645 м. над уровнем моря и 1118 м. над уровнем Байкала. Хубсугул называют младшим братом Байкала, оба этих озера находятся в одной системе рифтовых впадин. По прямой между озерами 200 км. Максимальная глубина 262 м. Занимает 14 место среди озер мира по объему пресной воды.



Да, да, да – это дорога к границе! (на самом деле она жёсткая, если ехать прямо по колее)



Просто сидеть на берегу, смотреть вдаль и молчать. Без слов:






Бензовозы



Всё хорошее когда-нибудь заканчивается и мы уже в Ханхе. Завтра переход границы, а сегодня нам надо привести себя в нормальный вид. Якорь бросили в российско-монгольском экотуркомплексе «Серебряный берег». Душа в нем нет, да и туалет дырка в полу, но зато есть баня и ночёвка в юрте с печкой!!! Последнюю ночёвку в Монголии мы будем долго вспоминать ?. Администратор на ночь выдала термос с кипятком (мало ли замерзнем, захотим чайку) и предупредила, чтобы дверь юрты на ночь не закрывали – будут приходить в печку подбрасывать дрова. Когда монгол только пришёл разжигать буржуйку в юрте, я пожаловалась что прохладно. Его щедрость не знала границ и минут через 10 у нас в юрте была баня! Впрочем, как быстро юрта нагревалась, также и быстро она охлаждалась. Но как только холодало, дверь тихонько открывалась и под покровом темноты заходил монгол с фонариком, мурлыкая под нос песенку и подбрасывал дровишки. И так раз 5 за ночь: жарко - тепло - холодно - монгол с фонариком и дровами - жарко и т.д. Причем на каждый его заход мы просыпались ;-).
Саяны, вид с монгольской стороны



От Ханха до границы километров 20. Баяртай, Монголия! С грустью мы покидаем эту красивую страну. Хочется верить, что мы сюда ещё вернёмся!


Границу проходим быстро, без проблем. И вот уже наши колеса шуршат по российскому асфальту.


Речка Иркут и Саяны.




Быстро долетаем до Култука, посёлка на южном берегу Байкала. Находим съезд к Байкалу: умыться. У обоих ёкает сердце, всё-таки подсознательно Байкал нечто большее нежели просто озеро. И хотя его берега загажены людьми, и мы стоим в далеко не самом красивом месте, а все равно цепляет!



Одновременно произносим «Сюда надо вернуться!».


Омуль горячего копчения, малосольный, холодного копчения… Вкус словами не передать!



Рыбу горячего копчения мы съели сразу на ходу, малосольную вечером под водочку и лучок, рыба холодного копчения изводила нас ароматом до Москвы!
Монгольские карты убраны, перед нами атлас России. На первой странице обзорная карта, офигеть, где мы и где Москва!


Иркутск – Красноярск. Бесконечная череда пыльных грейдеров и нормальной дороги. Перед Красноярском рвануло колесо. Мы заезжали в Красноярск – завезли Васе кружку, которую он забыл у нас в прошлом году;-). Очень красивый современный город! Была суббота и, увидев дикое кол-во машин на стоянке у «Столбов», мы рванули сразу к Красноярской ГЭС. Около ГЭС торгуют рыбой: форель, осетр, стерлядь…
Енисей и Красноярская ГЭС



Совет: После ГЭС можно не заезжая в Красноярск вернуться на трассу: надо ехать в сторону Абакана, до поворота на Ачинск и Зеледеево (новая дорога). Вдоль трассы придорожная торговля шишками. Кедровые шишки варят, чтобы на руках не оставалась смола.


Кемерово - Новосибирск - Омск. А далее мучительное совещание как ехать. Было 3 варианта: первый - как ехали сюда, второй - Екатеринбург, далее на Киров и т.д., третий - Екатеринбург и далее через Казань. В общем, выбрали через Казань, ибо там ни разу не ездили.
Тюмень. Пост ДПС на выезде, тормозят, проверяют документы, придираются к красным глазам. И уводят Сашку на пост. Через минут 30, он возвращается. Оказывается после проверки задолженности по штрафам, последовала проверка… не на алкоголь, а на наркотики! Потребовали попИсать им в стаканчик. Два ГАИшника упорно пихали в содержимое тест полоски на все виды наркоты, ожидая увидеть полоски. Судя по всему, они тормозят почти всех иногородних: мужиков со стаканчиками около поста было много ;-).


Екатеринбург - Пермь - Ижевск. До Ижевска дорога по Удмуртии вызвала полный восторг – такие бывают в компьютерных трассах: ни одного прямого участка! Холмистый рельеф и бесконечные повороты, темные ели идеальной формы, убранные желтые поля, и нефтяные качалки. Практически везде Роснефть. Найти съезд сложно: или шлагбаум, или месторождение.
Далее, Ижевск - Казань - Чебоксары - Нижний Новгород - Москва провалили за один день.

Часть 0 1 2 3 4 5

http://alex-dfg.livejournal.com/3851.html






Яндекс.Метрика    сайт:  Комаров Виталий