Репортажи | Велосипедный поход по Китайскому Памиру, Каракоруму, Гималаям
Велосипедный поход
Кашгар-Исламабад
Веб. дизайн: Маслобоева О.Е. Новосибирск, 2006
1, 2, 3, 4, 5, 6
3. Организация похода
3.1 Подготовка документов
3.2 Выбор сезона
3.3 Картографический материал, ориентирование
3.4 Особенности подбора снаряжения
3.5 Подъезды и выезды
3.1 Подготовка документов
Для путешествия по Китаю по линейному маршруту необходимо иметь индивидуальную визу. Мы получили месячную китайскую визу через туристическую фирму "Астревел", г. Москва.
Чтобы получить пакистанскую визу, требуется приглашение с пакистанской стороны. Для прохождения веломаршрута нам не требовалось ни гида, ни офицера связи, ни джипов, поэтому для пакистанских турфирм наша команда не представляла никакого интереса. Мы были крайне удивлены, когда в середине июня получили приглашение от турфирмы "Adventure Tours Pakistan", www.atp.com.pk, организующей альпинистские экспедиции на территории Пакистана. Но даже с приглашением получить пакистанскую визу оказалось не так-то просто. Документы в посольстве в Москве приняли только с третьего захода, мотивируя тем, что мы рано обратились, хотя по информации из Интернета визу делают 21 день. В этот момент наш участник сменил заграничный паспорт, причем в приглашении был указан старый номер, но были предоставлены документы, подтверждающие смену номера. В посольстве затребовали новое приглашение с новым номером документа, но на этот момент третью неделю электронная почта и сайт пакистанской стороны не работал из-за обрыва кабеля где-то в Персидском заливе. Пакистанские гиды-менеджеры находились в экспедициях и были недоступны по телефону. Счет шел буквально на дни: в середине августа экспедиции закончились, новое приглашение было выслано факсом в посольство, визу сделали за 7 дней, документы вернулись в Новосибирск за день до вылета.
Маршруты треккингов на территории Пакистана (имеется в виду любой автономный маршрут в горах до высоты 6000м с ночевками в полевых условиях) бывают в открытых, ограниченных и закрытых зонах.
Большинство маршрутов находятся в открытых зонах. Вы можете свободно перемещаться без гида и причем совершенно бесплатно
Треккинг в ограниченной зоне требует получения официального разрешения (пермита) в Исламабаде, участия в брифинге (инструктаже) представителя группы и найма лицензированного гида. Ограниченная зона включает 48-км полосу государственной границы (16-км в штате Азад Кашмир). Треккинг на лед.Балторо к подножию К-2 относится к этой группе
Закрытые зоны – зоны по Линии контроля с Индией и Китаем. Получения пермита возможно только через контакты на уровне правительства.
Но Исламабад был у нас запланирован конечным пунктом маршрута, поэтому получение пермита на треккинг мы оставили открытым и решили действовать по обстановке. В конце сезона турагенства обычно не прочь заполучить последнего клиента.
Справок о прививках против инфекционных заболеваний не требуется. Медицинская страховка на велосипедную часть не обязательна.
3.2 Выбор сезона
Территория Китая и Пакистана в рамках ККН относится к зоне высотной поясности с малым годовым количеством осадков (максимум – в середине лета), жарким летом, сухой и холодной зимой.
Характерные особенности района путешествия на высотах выше 3500м:
Разность между дневной и ночной температурами в течение суток может составить около 40 градусов.
Высокая солнечная радиация приводит к резким контрастам температуры на солнце и в тени.
Палящее солнце и леденящий ветер – постоянные спутники.
Схематично можно определить следующие сезоны:
Весна (март – май) – время цветущих садов, хотя практически все перевалы еще закрыты снегом.
Лето (июнь – середина сентября) – основной сезон треккинга и альпинистских экспедиций, к июлю открываются все перевалы, снеговая линия опускается до 5000м. Возможны периоды непогоды в 3-5 дней. В долинах на высотах ниже 2500м - очень жарко.
Осень (конец сентября – конец октября) - идеальное время для велопутешествий на высотах до 3500 - 4000м. Великолепные краски осенних садов, устойчивая ясная погода, комфортные дневные температуры, но ночные – ниже нуля на 5-10 градусов, многие высокие перевалы уже под снегом.
Зима (ноябрь - март) - короткий световой день, многие горные долины отрезаны от внешнего мира, в глубоких каньонах солнце проникает всего на пару часов в день, повышенная лавинная опасность. Официально сквозное движение по ККН закрыто с 1 января по 30 апреля.
Наше время было ограничено четырьмя неделями вместе с дорогой. Для похода мы выбрали сентябрь месяц и направление с севера на юг. Первые две недели сентября – начальная часть веломаршрута. На перевалах выше 4000м уже нет изматывающей жары. В середине сентября на высотах более 4000м - комфортные дневные температуры. В это время ледники открытые, быстро проходимые, что особенно важно в условиях ограниченного времени. К концу сентября, когда спадает жара в долинах ниже 2000м, возможно быстрое прохождение заключительной части веломаршрута (5-6 дней) даже в условиях короткого дня.
3.3 Картографический материал, ориентирование
Поиски хороших карт являются, пожалуй, наиболее сложной задачей при подготовке к путешествию. Для планирования маршрута мы использовали путеводитель на английском языке «Northern Pakistan. Dave Winter» издательства. Footprint, который приобрели в Катманду год назад во время тибетского путешествия. В книге дано описание ККН, указаны интересные объекты природы, исторические, археологические, архитектурные памятники. Представлена информация о транспорте, туристском сервисе, а также, даны рекомендации по планированию путешествий в этом районе. Схематично дано описание горных треккинговых маршрутах в районе Северного Пакистана, Интернет-ресурс www.footprintbooks.com.
Схемы, приведенные в путеводителе, можно использовать только на этапе планирования маршрута в целом. Для ориентирования на местности они непригодны. Это же относится и к раскладной туристской карте издательства Nelles Verlag «Пакистан», которую приобрели в Москве. Поэтому мы обратились к давно испытанным топографическим картам генерального штаба, масштаб 1 : 500 000.
Нам потребовались листы:
Каргалык J-43-Г
Кашгар J-43-Б
Зоркуль J-43-В
Лех I-43-А
Сринагар I-43-Б
Следует отметить достоверное отображение рельефа, гидрографии. Состояние населенных пунктов и дорожной сети соответствует концу 70-х годов. Названия населенных пунктов, зачастую, на местном языке звучит иначе, чем на карте.
Далее в описании маршрута названия перевалов, населенных пунктов на других языках или из других источников приводятся в скобках. Возможны неточности в русской транскрипции.
В качестве средства навигации на всем маршруте мы использовали GPS Garmin Etrex.
3.4 Особенности подбора снаряжения
Абсолютные высоты выше 3500 метров над уровнем моря предполагают большие перепады дневных и ночных температур, высокую солнечную радиацию, возможны сильные ветры, кратковременная непогода с дождем, а на высоте – со снегом. Это предъявляет определенные требования к качеству снаряжения.
Для обеспечения правильной терморегуляции в условиях контрастных температур и ветра мы исходили из принципа многослойности: термобелье, куртки из Polartec или Windbloc, верхняя одежда из мембранных материалов. Для защиты конечностей от ветра – перчатки из Windstopper. Ночевки планировались на высотах до 4700м, поэтому взяли пуховые спальники, рассчитанные до минус 10°.
Так как основной маршрут планировался на небольших высотах, но при жаркой температуре, было решено в качестве основной обуви попробовать использовать спортивные сандалеты на толстой нескользкой подошве. В них нога дышит, удобно переправляться через речки вброд. Для горного участка маршрута взяли надежные треккинговые ботинки.
Пакистан – мусульманская страна строгих нравов. Религия требует отсутствия открытых частей тела как у женщин, так и мужчин. Шорты и майки с короткими рукавами неприемлемы. Но в последнее время вдоль трассы ККН к европейцам-мужчинам в футболках с коротким рукавом относятся лояльно. Женщинам обязательны свободные хлопчатобумажные шаровары и свободная рубашка-туника с длинным рукавом. Платок, прикрывающий плечи и волосы, рекомендован в селениях Северной Провинции и обязателен в области Индус Кухистан!
При выборе примуса отдали предпочтение модели MSR expedition. Этот примус мало весит, компактен, устойчив, может работать на любой марке бензина, легко чистится.
Велосипеды подобрали известных брендов: WHEELER, SCOTT, MERIDA. Три велосипеда с навеской Deore, Deore LX, один - Alivio. Износостойкая резина 26 х 2.1/2.2. Все велосипеды оборудованы надежными велобагажниками, прошли предпоходную подготовку.
3.5 Особенности питания
При планировании рациона питания учитывался опыт предыдущего похода по Китаю. Кроме Кашгара – стартовой точки активной части маршрута - крупных населенных пунктов с богатым ассортиментом продуктов на всей трассе нет. Даже в районных центрах ассортимент продуктовых лавок очень ограничен: крупы и сладости.
Для обеспечения на маршруте трехразового горячего питания предполагалось в Кашгаре закупить основные продукты на неделю: сухое молоко, крупы (кукурузная, пшено, гречка, овсяная), мелкий горох (маш), растительное масло, сахар, печенье, карамель, козинаки в порционной упаковке, фруктовую пастилу, сухофрукты, зеленый чай.
Но рыбных и мясных консервов, сыра, колбасы привычного европейского стандарта нет даже в Кашгаре. Поэтому проблему с острой нехваткой животных белков мы планировали решить двумя путями:
закупить несколько видов острых шашлычков в вакуумной упаковке, которые распробовали еще в походе по Тибету
при случае, обедать на трассе, пережидая жару.
3.5 Подъезды и выезды
Самый быстрый и одновременно недорогой способ добраться из Новосибирска до Урумчи (Китай) - это самолет. Авиакомпания "Сибирь" сделала нам скидку на билеты и провоз негабаритного багажа до 30кг. Велосипеды перевозили в полуразобранном виде в упаковочных велосипедных картонных коробках, куда положили все общественное снаряжение и часть личного, оставив только самое необходимое в ручной клади.
От Урумчи до Кашгара можно добраться самолетом, поездом, автобусом. Год назад мы проехали этот путь по пустыне Такла-Макан на поезде, поэтому в целях экономии времени в этом году выбрали самолет. В Новосибирске не продавали авиабилеты на это направление. По прилету в Урумчи мы перевезли наши коробки в огромный соседний павильон местных авиалиний и купили билеты до Кашгара на этот же вечер. Несколько рейсов ежедневно, отправление последнего из Урумчи - около 20 часов местного (синьцзяньского) времени, время в пути – 1.5 часа. Цены на рейсы в течение дня отличаются процентов на 30, вечером, как правило, - дешевле. Общая стоимость билета и доплаты за багаж составила 105$. На негабарит картонных коробок никто внимания не обратил.
Финиш велосипедной части маршрута планировался у границы неспокойного района Индус Кухистан. В условиях нехватки времени до Исламабада от главных остановочных пунктов на ККН можно добраться на попутном транспорте. От Исламабада до Карачи можно также доехать самолетом, поездом, автобусом. Мы выбрали поезд, чтобы посмотреть не только горы, но и пустынную часть страны, при этом отдыхая в горизонтальном положении.
Все обратные авиабилеты были приобретены заранее в Новосибирске. Исходили из общей продолжительности похода – 4 недели. Вылет домой был запланирован из Карачи – старинного города-порта на берегу Аравийского моря. Нельзя было пропустить знакомство с морскими черепахами и не окунуться в белые волны прибоя. В августе, за два месяца до вылета, купили билеты авиакомпании «Эмираты» на рейс Карачи – Дубаи (Арабские Эмираты), льготный 50% тариф, далее - билет со скидкой авиакомпании «Сибирь» на рейс Дубаи – Новосибирск. Норма бесплатного провоза багажа в первом случае – 25кг, во втором – 30кг была указана в билетах. Никакой транзитной визы не требуется. Между рейсами – 4 часа.
Веб. дизайн: Маслобоева О.Е. Новосибирск, 2006
1, 2, 3, 4, 5, 6